К какому уровню в ученых степенях относят себя те, кто заявляет о «следовании доводам»?

25.12.2017 | 5437

Нужно сразу оговорить, что среди тех, кто в наше время говорит о «следовании доводам» есть те, которые не выходят за границы своих прав и обязанностей согласно шариату, а есть преступники против шариата и призывающие других к такого рода преступлениям. И это будет дальше видно по упомянутым категориям.

Первая ситуация. Некий человек говорит, что он «следует доводам», и подразумевает под этим, что если по какому-либо вопросу к нему приходят два мнения ученых, то он для собственного следования выбирает то, которое на его взгляд более убедительно обосновано, или с которым упомянут довод. Не более этого.
В таком случае он сам себя не выводит из категории мукаллидов, не наделяет себя полномочиями муджтахидов, и, в общем, кроме как от тех немногих ученых, которые считали необходимым придерживаться во всем любого из четырех мазхабов, претензий к нему нет. См. подробнее: (1) https://muntaqa.info/raznica, (2) https://muntaqa.info/rdzhkld.

Вторая ситуация. Некий человек говорит, что он «следует доводам», и подразумевает под этим, что если по какому-то вопросу приходят два мнения ученых, то он смотрит на доступные ему доводы и выносит постановление, кто из ученых прав, а кто ошибся, чье мнение соответствует сунне/Корану/кыясу, а чье не соответствует, чье мнение сильное, а чье слабое, за кем нужно следовать мусульманам, а за кем не нужно.
В таком случае он наделяет себя положением муджтахида в тарджихе. Посмотрим, на уровень каких имамов превозносит себя такой человек. Писал шейх Уахба аз-Зухейли: «Муджтахид в тарджихе — это тот, кто способен сделать заключение о перевесе мнения имама мазхаба над мнением другого, или сделать заключение о более весомом из того, что высказал имам, и что сказали его ученики или другие имамы. Его дело — присуждение приоритета одним передачам перед другими. Это подобные аль-Кудури и автору «аль-Хидая» аль-Маргинани из ханафитов, выдающемуся ученому Халилю из маликитов, ар-Рафии и ан-Навави из шафиитов, кадыю Аляуддину аль-Мардави, редактору ханбалитского мазхаба и Абу аль-Хаттабу Махфузу ибн Ахмаду аль-Кальуазани аль-Багдади (ум. 510 г.х.), муджтахиду ханбалитского мазхаба». См «Аль-Фикх аль-ислями уа адиллятух» 1/46.

قال الشيخ وهبة الزحيلي: «مجتهد الترجيح: وهو الذي يتمكن من ترجيح قول لإمام المذهب على قول آخر، أو الترجيح بين ماقاله الإمام وماقاله تلاميذه أو غيره من الأئمة، فشأنه تفضيل بعض الروايات على بعض، مثل القدوري والمرغيناني صاحب الهداية من الحنفية، والعلامة خليل من المالكية،والرافعي والنووي من الشافعية، والقاضي علاء الدين المرداوي منقح مذهب الحنابلة، وأبي الخطاب محفوظ بن أحمد الكلوذاني البغدادي (510 هـ) المجتهد في مذهب الحنابلة».
انظر: «الفقه الإسلامي وأدلته» 1/ 46.

Имам аз-Захаби об условиях, которые должны воплотиться в том, кто позиционирует себя достигшим этой степени: https://muntaqa.info/vyst

Третья ситуация. Некий человек говорит, что он «следует доводам» и под этим подразумевает, что он может преспокойно противоречить в любых вопросах тому, что известно от имамов иджтихада, если сам понимает хадис и прочие доводы иначе. Действует по принципу: «Ученые сказали так, но доводы указывают на другое, и поскольку нужно следовать сунне, а не словам ученых, то вот вам мой правильный ответ в соответствии с доводами, следуйте за ним». Такой человек относит себя на уровень абсолютных независимых муджтахидов и тем самым приравнивает себя к таким имамам как Абу Ханифа, Суфьян ас-Саури, аль-Аузаи, Малик, аль-Лейс ибн Са’д, аш-Шафии, Исхак ибн Рахавейх, Ахмад ибн Ханбаль, Дауд аль-Асбахани, Ибн Джарир ат-Табари и Ибн Таймия-внук.
Писал имам ас-Саффарини аль-Ханбали, отвечая на вопрос о человеке, который заявил, что нужно оставить книги фикха (мазхабов) и следовать только Корану и сунне:
«Слова спрашивающего: «…это его заявление является ли заявлением о наличии у него степени муджтахида?»
Ответ: да. Однако, такой – муджтахид в уничтожении шариата и следовании не прямому пути мусульман.
Приписывание себе таким человеком степени иджтихада в это время подобно приписыванию себе пророчества Мусейлимой-каззабом, а также аль-‘Анаси, Саджахой и им подобными из лжепророков.
…Знай же, что муджтахид может быть одного из четырех видов: абсолютный муджтахид, муджтахид в определенном разделе, муджтахид в некоем вопросе из этого раздела или в вопросах.
А из слов этого невежды, сознательно упрямствующего в невежестве, следует приписывание себе степени абсолютного муджтахида». См. полностью: https://muntaqa.info/jawab

И, как писал имам Ибрахим ибн Муса аш-Шатыби аль-Малики, а за ним шейх Бакр Абу Зейд: «Редко случается противоречие тому, на чем были первые, кроме как со стороны тех, кто по непреднамеренной, или намеренной ошибке, ввел сам себя в круг вершителей иджтихада». См. полностью: https://muntaqa.info/otkl

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (8 оценок, среднее: 4,38 из 5)
Загрузка...