Аль-Муаллими: Чего нужно достичь, чтобы иметь право делать собственные выводы из доводов? Даст ли это право выставлять мнения других ученых глупостью?
19.11.2017 | 3743
الشيخ عبد الرحمن المعلمي: الشروط التي لا بد منها فيمن يخوض في الاستدلال والاجتهاد، وهل يحق لمن تحققت تلك الشروط فيه أن يحتقر العلماء والأئمة الذين خالفوه في الرأي؟
Когда человек будет готов следовать напрямую Корану и сунне и делать заключения из других видов доводов? Можно ли будет ему ТОГДА очернять ученых, высказавших иные мнения и сатирически преподносить их мнения массам?
Писал мухаддис, шейх Абдуррахман ибн Яхья аль-Муаллими аль-Ямани (1313 — 1386 гг.х., 1894 — 1966 гг.):
«Не годится разумному бросать себя в море приложения доводов, пока он не соберет в себе следующие качества:
1. Совершенство (мастерство, точность) в арабском языке и долгое его использование. Потому что мы встречаем среди ученых-неарабов тех, кто ошибается в понимании аята или хадиса, и нет у нас сомнения в том, что он ошибается. Но, вместе с тем, нам тяжело убедить его в этом, используя какое-либо из правил, упомянутых в книгах грамматики и не только. И это только потому, что осталось из правил понимания языка то, что познается только посредством полноценной практики и развития настоящего чувства языка. И даже исследованные и развернуто изложенные правила в большинстве своем не получится (правильно) применить на практике без опыта и развитого чувства (границ и оттенков значений).
Таково положение не только в арабском языке, это касается и остальных наук.
Разве ты не видишь, что среди имамов-муджтахидов есть такие, которые используют в качестве довода истихсан, и они объяснили его как «довод, выражающий то, что сформировалось в сердце муджтахида, и что он неспособен выразить словами».
Подобное говорят и имамы хадисоведения о познании скрытых недостатков хадисов, так что даже имам Абдуррахман ибн Махди сказал: «Это — озарение (внушение свыше)». И если ты скажешь тому, кто занимается суждением о скрытых недостатках хадисов: «Откуда ты это взял?» — У него не будет ясного доказательства на его слова…
2. Знание смыслов и способов их выражения (раздел науки «красноречие») с багажом знания стихов арабов и пониманием их смыслов…
3. Знание науки «усуль аль-фикх» и свободное владение ею в качестве уже исследователя, а не просто последователя. Так же большой опыт в соотнесении ответвлений с основами.
4. Знание науки «терминология хадисоведения» и свободное владение ею, а так же обладание добротным уделом из знания положений передатчиков…
5. Большой опыт в чтении сборников хадисов, достижении их понимания, познании достоверных и слабых из них, практике данного навыка, пока у него не будет развита правильная способность распознавать скрытые недостатки и совмещать противоречивые передачи…
Сюда же относится знание пророческого жизнеописания, положения арабов до Ислама, сведений о сподвижниках, ученых табиинов и таби-табиинов.
6. Знание ученых, их степеней в знании и отличительных особенностей, в которых одни из них, превосходят других…
7. Первое по значению и более всего достойное особого внимания: большой опыт в размышлении над Книгой Аллаха и достижении понимания ее смыслов. Пусть проверяет свое понимание и повторяет испытание для самого себя, пока не достигнет полной уверенности в том, что его понимание — это понимание ученых…
8. Чистосердечность, любовь к истине, очищение своего сердца от страсти, фанатичной приверженности, любви к высокому положению среди людей, известности и одержанию верха над другими. Чтобы самой большой заботой для него было соответствие истине, даже если он будет в этом противоречить своим отцам, своим шейхам, и будет враждебно к нему большинство людей.
Вместе с этим ему надлежит бережно относиться к выполняемым видам поклонения и очищать себя от всех видов ослушания насколько сможет, все время моля Великого и Величественного Аллаха, чтобы Он наставил его, направил, поддержал, указал верный путь.
Часто говорить: «О Переворачивающий сердца, укрепи мое сердце в Твоей религии», — и: «Наставь меня в том из истины, относительно чего разногласят с Твоего дозволения»…
Пусть приумножает мольбы о благословении и мире для пророка, мир ему и благословение Аллаха; приумножает свою любовь к нему, его семье, мир им, сподвижникам, да будет доволен ими Аллах; приумножает почтительное отношение к ученым и праведникам.
И если довод обяжет его пойти в противоречие некоторым из них, то пусть это не подтолкнет его к пренебрежительному отношению к ним и очернению их. Пусть признает и соблюдает их достоинство, находит им оправдания насколько сможет, сохраняя приверженность истине, где бы она ни была.
Если кто-нибудь скажет: «А собрал ли в себе эти качества автор этого послания?..»
Я отвечу: нет, я не таков, и даже не близок к этому.
Но, как говорится:
«Когда потрескалась земля и высохли угодья,
Растет хотя бы ломкая трава».
См. «Раф’у аль-иштибах» 1/315.
قال المحدث الشيخ عبد الرحمن بن يحيى المعلمي اليماني:
«لا ينبغي للعاقل أن يزج بنفسه في بحر الاستدلال حتى يجمع أمورا:
١-إتقان العربية وطول ممارستها، فإنّنا نجد من علماء العجم من يغلط في فهم آية أو حديث غلطا لا نشكّ فيه، ومع ذلك يصعب علينا أن نقنعه بقاعدة معيّنة من القواعد المذكورة في كتب النّحو وغيرها، وما ذلك إلّا لأنّه قد بقي من قواعد فهم اللّغة ما لا يعرف إلّا بالممارسة التّامّة وتربية الذّوق الصّادق.
بل إنّ القواعد المبسوطة المحرّرة لا يستطاع تطبيق أكثرها بدون ممارسة وحسن ذوق، وليس هذا خاصّا بعلم العربيّة، بل الأمر كذلك في بقيّة العلوم.
ألا ترى أنّ من الأئمّة المجتهدين من يحتجّ بالاستحسان وفسّروه بدليل ينقدح في نفس المجتهد ولا يستطيع التّعبير عنه.
ونحو هذا يقول أئمّة الحديث في معرفة علل الحديث حتّى قال الإمام عبد الرّحمن بن مهدي: هي إلهام، لو قلت للقيّم بالعلل : من أين لك هذا ؟ لم تكن له حجّة…
٢-المعرفة بالمعاني والبيان مع حظّ من معرفة أشعار العرب وفهم معانيها…
٣-معرفة أصول الفقه والتّمكّن فيها على وجه التّحقيق لا التّقليد، وكثرة الممارسة لتطبيق الفروع على الأصول.
٤-معرفة مصطلح الحديث والتّمكّن فيه ، وطرف صالح من معرفة الرّجال…
٥-كثرة مطالعة كتب الحديث، وتفهّم معانيه، ومعرفة صحيحه من سقيمه، والممارسة لذلك إلى أن تكون له ملكة صحيحة في معرفة العلل والتّوفيق بين المختلفات…
ويلحق بذلك معرفة السّيرة النّبويّة وأحوال العرب قبل الإسلام وأحوال الصّحابة وعلماء التّابعين وتابعيهم.
٦-معرفة العلماء ومراتبهم في العلم ومزاياهم الخاصّة التي يتفاوتون فيها…
٧-وهو الأوّل في الرّتبة والأولى بالعناية — كثرة تدبّر كتاب الله عزّ وجلّ وتفهّم معانيه ، وليختبر فهمه له ويكرّر امتحان نفسه حتّى يحصل له الوثوق التّامّ بأنّ فهمه فهم العلماء…
٨- الإخلاص ومحبّة الحقّ وتطهير النّفس من الهوى والتّعصّب وحبّ الجاه والشّهرة والغلبة ، وأن يكون أعظم همّه موافقة الحقّ وإن خالف آباءه ومشايخه وعاداه أكثر النّاس .
ويكون مع ذلك محافظا على الطّاعات متنزّها عن المعاصي بقدر الاستطاعة ، ويبتهل إلى الله عزّ وجلّ في كلّ وقت أن يهديه ويرشده ويوفّقه ويسدّده .
ويكثر من قول «يا مقلّب القلوب ثبّت قلبي على دينك» ، و»اهدني لما اختلف فيه من الحقّ بإذنك»…
ويكثر من الصّلاة والسّلام على النّبيّ صلّى الله عليه وسلّم والمحبّة له ولأهل بيته عليهم السّلام ولأصحابه الكرام رضوان الله عليهم ، والاحترام للعلماء والصّالحين .
فإن ألزمه الدّليل مخالفة بعضهم فلا يحمله ذلك على احتقارهم والطّعن فيهم ، وليعرف لهم حقّهم ويعتذر لهم بما استطاع مع المحافظة على الحقّ أينما كان .
.. قائلا يقول : وهل كاتب هذه الرّسالة جامع للأمور المتقدّمة ؟
فأقول : لست هنالك ولا قريبا من ذلك .
ولكنّ البلاد إذا اقشعرّت وصوّح نبتها رعي الهشيم!»
انظر: «رفع الاشتباه» ١/ ٣١٥.