Опасайся быть из числа тех, от кого скрыл Аллах врата Прямого пути. Имам Ибн аль-Араби
11.07.2017 | 7319
Писал имам Абу Бакр Ибн аль-Араби аль-Малики (ум. 543 г.х.) после того как разъяснил мудрость того, что в шариате пришло разъяснение размера закята в серебре: «А когда появились ослы, которые требуют однозначный шариатский текст по каждому малому и большому вопросу, скрыл Аллах от них врата прямого пути, и они вышли из числа тех, кто последовал за предшественниками (саляфами) и был на прямом пути». См. «Арида аль-ахвази» 3/104.
قال الإمام أبو بكر بن العربي المالكي: «فلما جاء الحمير الذين يطلبون النص في كل صغير وكبير، طمس الله باب الهدى، وخرجوا عن زمرة من استن بالسلف واهتدى».
انظر: «عارضة الأحوذي» 3/104.
Это он писал о захиритах, которые не обращали внимания на цели шариата, а смотрели только на буквальное значение текста, но у которых все же был проработанный непротиворечивый мазхаб. А что бы он сказал, если бы увидел происходящее в наши дни, когда каждого второго невежду убедили в том, что он должен создавать собственный мазхаб, вынося без всяких правил на свое усмотрение решения «о слабых и противоречащих сунне» мнениях имамов, и должен отвергать слова ученых, если не знает или не понимает основания их мнений?
При том, что обычные люди зачастую не способны понять доказательство и его силу, если это не прямой однозначный хадис или аят.
И при том, что захириты, хоть и отвергали кыяс — суждение по аналогии, — но вместо этого широко использовали обобщенные смыслы (‘амм) шариатских текстов, которые для многих простых мусульман также не являются «сильным доводом», поскольку в них нет конкретного ответа на их вопрос.
Таким образом положение в наше время усугубилось до такой степени, что звучат требования не об однозначном шариатском тексте, а об однозначном конкретизированном шариатском тексте. И выступают с такими требованиями не те, у кого есть школа и проработанная научная методология, а те, кто судит на основании своего вкуса, ощущения и личных предпочтений. Такова запущенная форма захирии, о нормальной форме которой имам Ибн аль-Араби сказал, что она вышла из пути саляфов. И, что добавляет уникальности этой ситуации, так это то, что в наше время, чем больше человек отличается от остальных мусульман крайностью в захирии, тем более следующим пути саляфов он считает себя, и ему подобные считают его.
И, стоит отметить, что среди ученых есть разногласие насчет того, нужно ли воспринимать всерьез мнения в фикхе, которые пришли от ученых захиритского мазхаба. Правоведы-ханафиты и шафииты не считаются с мнениями захиритов. Среди маликитов есть имамы, которые не считаются с ними (выше пример — Ибн аль-Араби), и есть имамы, которые считаются. Ученые ханбалитского мазхаба считаются с мнениями ученых захиритского мазхаба и оправдывают простого мусульманина, который совершает нечто запретное у ханбалитов, следуя за мнением разрешающих это захиритов.
هذا ما قاله القاضي ابن العربي وهو يقصد الظّاهريّة الّذين لهم أصول منضبطة في مذهبهم هذا، فكيف لو رأى ما نحن فيه؟ إذ اليوم أُدخل في مخ كل الثاني من الجهال أنه يجب عليه أن يكوّن مذهبه الخاص ويقضي بلا قواعد ولا ضوابط على أراء الأئمة بالضعف والمخالفة للسنة اعتمادا على نظره هو، وأن يرفض جميع أقوال الأئمة التي لا يعلم أو لا يفهم مستندها. مع أن العوام في الغالب لا يقدرون على فهم الدليل وقوته إلا إذا كان نصا صريحا خاصا. ومع أن الظاهرية مع رفضهم للقياس كانوا كثيرا ما يستندون إلى العمومات وهي ليست بدليل واضح قوي في نظر العوام لأنهم لا يرون فيها جوابا خاصا على سؤالهم. فوصل الحال الآن إلى أن صارت الطائفة من الناس لا تطلب نصا بل تطلب نصا خاصا، وهم ليسوا بأصحاب التأصيل والقواعد بل يقضون حسب ذوقهم وشعورهم وميولهم. هذه هي الظاهرية المغلظة مع أن الظاهرية العادية قال عنها الإمام ابن العربي أنها خرجت عن طريق السلف. ومما يزيد في العجب هو أن من كان في وقتنا غلوا في الظاهرية أعظم فهو يعتبر نفسه للسلف أتبع، وأمثاله يعتبرونه كذلك أيضا.
التنبيه: اختلف العلماء في المسألة: هل يعتد بخلاف علماء المذهب الظاهري أم لا؟ فيرى الحنفية والشافعية أنه لا يعتد بخلاف الظاهرية. واختلف أئمة المالكية فبعضهم يرى اعتبار أقوال الظاهرية وبعضهم كابن العربي لا يرى ذلك. أما الحنابلة فمذهبهم أنه يعتد بخلاف الظاهرية ومقلدهم يعذر إن فعل ما هو حرام عند الحنابلة وحلال عند مجتهدي المذهب الظاهري.
Писал имам аз-Захаби про имама Ибн аль-Араби:
«Имам, выдающийся ученый, хафиз, судья Абу Бакр Мухаммад ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абдуллах ибн аль-Араби аль-Андалюси аль-Ишбили аль-Малики, автор трудов».
«Я скажу: он вернулся в Андалусию после того, как похоронил своего отца, думаю в Иерусалиме, и написал труды, собрал знания из различных наук, преуспел во многих отраслях знания, был грамотным и красноречивым, искусным проповедником».
«Он принес в Андалусию высокий иснад (с малым количеством передатчиков) и большое знание. Был остроумным, его речь была приятной и логичной, имел благородные качества, был полноценен как руководитель, занимал пост судьи Ишбиля, и была похвальной его политика. Были в нем суровость и доминирование, его сняли с должности, и он занялся распространением знания и его записью в труды».
«Кады (судья) Абу Бакр был из тех, о ком говорят: «Он достиг степени иджтихада»».
См. «Ас-Сияр» 20/197-201.
قال الإمام الذهبي عن الإمام ابن العربي:
«الإمام العلامة الحافظ القاضي أبو بكر ، محمد بن عبد الله بن محمد بن عبد الله ، ابن العربي الأندلسي الإشبيلي المالكي ، صاحب التصانيف».
«قلت : رجع إلى الأندلس بعد أن دفن أباه في رحلته -أظن ببيت المقدس — وصنف ، وجمع ، وفي فنون العلم برع ، وكان فصيحا بليغا خطيبا».
«أدخل الأندلس إسنادا عاليا ، وعلما جما. وكان ثاقب الذهن ، عذب المنطق ، كريم الشمائل ، كامل السؤدد ، ولي قضاء إشبيلية ، فحمدت سياسته ، وكان ذا شدة وسطوة ، فعزل ، وأقبل على نشر العلم وتدوينه».
«كان القاضي أبو بكر ممن يقال : إنه بلغ رتبة الاجتهاد».
انظر: «السير» 20/ 197-201.