О словах: «Мне сообщил сика (достойный доверия)». Принимается ли такая передача и такой та’диль?

4 месяца назад | 171

هل يقبل قول الراوي «حدثني الثقة» أو «أخبرني الثقة»؟

Говорит выдающийся ученый Мухаммад ибн Али аш-Шаукани: «Обладатели знания разошлись во мнениях о том, как относиться к подтверждению достоинства (та’диль), данному кому-либо не названному по имени (мубхам). Как, например, говорят: «Сообщил мне достойный доверия (сика)». Или: «Сообщил мне доверенный (адль)». Группа ученых склонилась к тому, что данное подтверждение достоинства (та’диль) не принимается. Из них: Абу Бакр аль-Каффаль аш-Шаши, аль-Хатыб аль-Багдади, ас-Сейрафи, кады Абу ат-Теййиб ат-Табари, шейх Абу Исхак аш-Ширази, Ибн Саббаг, аль-Мауарди и ар-Руяни. Абу Ханифа сказал: «Принимается». И первое мнение более сильное, потому что даже если этот человек достоин доверия у одного, то может быть, если бы он назвал его имя, он бы оказался лишенным доверия (маджрухом) для других. Сказал аль-Хатыб: «Если (шейх, передатчик) заявит, что передает только от достойных доверия, а затем передает что-то не назвав по имени того, от кого передает, то на его передачу не опираются, поскольку возможно, что для нас этот передатчик будет известен как недостойный доверия, если будет упомянуто его имя». И сказал: «Да, если ученый скажет: «Все, от кого я передаю, называя их по именам, являются достойными доверия (адль) и их хадисы стоит принимать», — тогда эти слова будут подтверждением достоинства (та’диль) для каждого, от кого он передал, назвав его по имени, как и было упомянуто».
И к этому относятся слова аш-Шафии во многих местах: «Рассказал мне достойный доверия (сика)». Так же говорил Малик.
Это что касается того случая, когда неизвестен тот, кто был не назван по имени.
А если он известен на основании признаков, указывающих на это, которые содержатся в положении самой передачи, или в словах передатчика, тогда это подобно упоминанию имени, и эту передачу рассматривают».
См.: «Иршад аль-фухуль» 1/181.

قال العلامة محمد بن علي الشوكاني: «اخْتَلَفَ أَهْلُ الْعِلْمِ فِي تَعْدِيلِ الْمُبْهَمِ، كَقَوْلِهِمْ: حَدَّثَنِيَ الثِّقَةُ أَوْ حَدَّثَنِيَ الْعَدْلُ، فَذَهَبَ جَمَاعَةٌ إِلَى عَدَمِ قَبُولِهِ، وَمِنْهُمْ أَبُو بَكْرٍ الْقَفَّالُ الشَّاشِيُّ وَالْخَطِيبُ الْبَغْدَادِيُّ وَالصَّيْرَفِيُّ، وَالْقَاضِي أَبُو الطَّيِّبِ الطَّبَرِيُّ، وَالشَّيْخُ أَبُو إِسْحَاقَ الشِّيرَازِيُّ، وَابْنُ الصَّبَّاغِ وَالْمَاوَرْدِيُّ، وَالرُّويَانِيُّ، وَقَالَ أَبُو حَنِيفَةَ: يُقْبَلُ، وَالْأَوَّلُ أَرْجَحُ لِأَنَّهُ وَإِنْ كَانَ عَدْلًا عِنْدَهُ فَرُبَّمَا لَوْ سَمَّاهُ «لَكَانَ»* مَجْرُوحًا عِنْدَ غَيْرِهِ، قَالَ الْخَطِيبُ: لَوْ صَرَّحَ بِأَنَّ جَمِيعَ شُيُوخِهِ ثقات ثم روى عمن لم يسمعه لَمْ نَعْمَلْ بِرِوَايَتِهِ لِجَوَازِ أَنْ نَعْرِفَهُ إِذَا ذَكَرَهُ بِخِلَافِ الْعَدَالَةِ قَالَ نَعَمْ لَوْ قَالَ الْعَالِمُ كُلَّ مَا أَرْوِي عَنْهُ وَأُسَمِّيهِ فَهُوَ عَدْلٌ رَضِيٌّ مَقْبُولُ الْحَدِيثِ، كَانَ هَذَا الْقَوْلُ تَعْدِيلًا لِكُلِّ مَنْ رَوَى عَنْهُ وَسَمَّاهُ كَمَا سَبَقَ. انْتَهَى.
وَمِنْ هَذَا قَوْلُ الشَّافِعِيِّ فِي مَوَاضِعَ كَثِيرَةٍ: حَدَّثَنِيَ الثِّقَةُ، وَكَذَا كَانَ يَقُولُ مَالِكٌ، وَهَذَا إِذَا لَمْ يَعْرِفْ مَنْ لَمْ يُسَمِّهِ، أَمَّا إِذَا عَرَفَ بِقَرِينَةِ حَالٍ أَوْ مَقَالٍ كَانَ كَالتَّصْرِيحِ بِاسْمِهِ فَيَنْظُرُ فِيهِ».
انظر: «إرشاد الفحول» 1/181.

Указывает ли подтверждение праведным шейхом достоинства недостойного, на то, что шейх сам лишается достоинства?
Означает ли отказ от принятия его та’диля человеку, не названному им по имени, на принижение достоинства этого шейха?
Если шейх заджархован, означает ли это автоматический джарх и тому, кто был на его собраниях и передает от него?

Говорит шейх аль-Альбани: «Таким образом, если мы читаем хадисы в книге имама аш-Шафии, будь это «аль-Умм» или какая-либо другая, и он говорит: «Рассказал мне достойный доверия (сика)», — то имеет ввиду Ибрахима ибн Мухаммада ибн Аби Яхью аль-Аслями*, который не является «сика» для большинства ученых хадиса. Но имам аш-Шафии не был осведомлен о его положении…»

Немногим далее сказал: «И поэтому ученые хадиса, при том, как они возвеличивают и почитают имама аш-Шафии, если слышат, что он сказал: «Рассказал мне достойный доверия (сика)», — то не придают этому хадису значения, даже если далее за ним в иснаде передатчики, являющиеся горами в знаниях и достойнейшими доверия. Потому что этот «достойный доверия», если бы был упомянут не аш-Шафии, то как минимум был бы маджхуль (неизвестный), а когда он упоминается у аш-Шафии, то известно, что он имеет ввиду своего шейха Ибрахима ибн Мухаммада ибн Аби Яхью аль-Аслями*, который является обвиненным во лжи, как мы упоминали ранее».

Шейх Али аль-Халяби: «Есть один момент, который может вызвать затруднение у некоторых людей, особенно у тех, кто не изучал науку хадиса с ее правилами и терминологией. Суть вопроса в том, указывает ли это отвержение или неприятие слов имама аш-Шафии «достойный доверие» на принижение достоинства имама аш-Шафии и очернение его знаний? Мы хотели бы получить разъяснение, чтобы исчезли проблемы в понимании этого».
Шейх аль-Альбани: «Ни в коем случае».

Затем шейх дополнил: «Да убережет от этого Аллах. Это не первое случившееся разногласие. Есть много передатчиков, о которых разногласят ученые хадиса, подтверждая их достоинство или утверждая об их слабости».
Сл.: «Сильсиля аль-худа уа ан-нур», 954.
_____________
* Дело обстоит не совсем так. Сказал Абу Хатим: «Если аш-Шафии сказал: «Сообщил мне сика от Ибн Аби Зи-ба»1, — то этот (сика) — Ибн Аби Фудейк2. Если сказал: «Сообщил мне сика от Лейса ибн Са’да», — то это Яхья ибн Хассан3. Если сказал: «Сообщил мне сика от аль-Уалида ибн Касира»4, — то это Абу Усама5. Если сказал: «Сообщил мне сика от аль-Аузаи», — то это Амр ибн Аби Саляма6. Если сказал: «Сообщил мне сика от Ибн Джурейджа»7, — то это Муслим ибн Халид аз-Занджи8. А если сказал: «Сообщил мне сика от Салиха, вольноотпущеника ат-Тау-ама»9, — то это Ибрахим ибн Аби Яхья»10. См. «Иршад аль-фухуль» 1/181-182.

Сноски от шейха Ахмада Азву ‘Иная, редактора и исследователя книги «Иршад аль-фухуль»:

1 Это Мухаммад ибн Абдуррахман ибн аль-Мугыра ибн аль-Харис ибн Аби Зи-б, шейх уль-Ислам, Абу аль-Харис аль-Кураши аль-‘Амири аль-Мадани, правовед. Из его наследия — большой сборник «сунн». Умер в 158 г.х. См. «Сияр а’лям ан-нубаля» 7/139, «Шазарат аз-захаб» 1/245, «Тахзиб ат-тахзиб» 9/303.
2 Это Мухаммад ибн Исмаиль ибн Муслим ибн Аби Фудейк, а его имя Динар ад-Дейли. Имам, достойный доверия (сика), мухаддис. Умер в 200 г.х., и, говорят, в 209 г.х. У него были высокие иснады. См. «Сияр а’лям ан-нубаля» 9/486, «Шазарат аз-захаб» 1/359, «Тахзиб ат-тахзиб» 9/61.
3 Это Яхья ибн Хассан, имам, хафиз, пример для подражания, Абу Закария аль-Басри, и, говорят, аль-Мисри, а сам он родом из Дамаска. Родился в 144 г.х. Передавал от Малика ибн Анаса, Лейса ибн Са’да и других. Умер в 208 г.х. См. «Сияр а’лям ан-нубаля» 10/127, «Тахзиб ат-тахзиб» 11/197, «аль-Джарх уа ат-та’диль» 9/135.
4 Это Абу Мухаммад аль-Махзуми аль-Мадани, хафиз. Был знатоком хадисов, выдающимся ученым, достойным доверия (сика), специалистом в пророческих военных походах. Передавал от аль-А’раджа, Башира ибн Ясара и других. От него передавали Ибн Уейна, аль-Уакыди и другие. Умер в 151 г.х. См. «Сияр а’лям ан-нубаля» 7/63, «Шазарат аз-захаб» 1/231, «Тахзиб ат-тахзиб» 11/148.
5 Это Хаммад ибн Усама ибн Зейд аль-Куфи, хафиз, надежный (сабт), из имамов в знании. Умер в 201 г.х., дожив перед этим до 80 лет. Его хадисы во всех «Сахихах» и других сборниках. См. «Сияр а’лям ан-нубаля» 9/277, «Мизан аль-и’тидаль» 1/588, «аль-Джарх уа ат-та’диль» 2/132.
6 Это Абу Хафс ат-Тинниси, имам, хафиз, правдивый (садук). Родом из Дамаска, жил в Тиннисе, и был назван по нему. Передавал от аль-Аузаи, Малика ибн Анаса и других. От него передавали Абу Абдуллах аш-Шафи, Абу Мухаммад аль-Муснади и другие. Его хадисы есть в «шести сборниках». Умер в 214 г.х. См. «Сияр а’лям ан-нубаля» 10/213, «аль-Джарх уа ат-та’диль» 6/235.
7 Это Абдульмалик ибн Абдульазиз ибн Джурейдж, имам, выдающийся ученый, хафиз, шейх Запретной мечети, Абу Халид, автор различных трудов. Первый, кто стал записывать знания в Мекке. Умер в 150 г.х. Он и Абу Ханифа родились в один год и умерли в один год. См. «Сияр а’лям ан-нубаля» 6/325, «Тахзиб ат-тахзиб» 6/402, «аль-Джарх уа ат-та’диль» 5/356.
8 Это имам-правовед, Абу Халид, правовед (факых) Мекки. Родился в 100 г.х., передавал от аз-Зухри, Амра ибн Динара и других. От него передавали аль-Хумейди, Мусаддад и другие. Умер в 180 г.х. См. «Сияр а’лям ан-нубаля» 8/177, «Тахзиб ат-тахзиб» 10/128, «аль-Джарх уа ат-та’диль» 8/183.
9 Это Салих, вольноотпущенник ат-Тау-ама, аль-Мадани. Умер в 125 г.х. после того как состарился и его постигло старческое слабоумие. См. «Шазарат аз-захаб» 1/166, «Тахзиб ат-тахзиб» 4/408.
10 Это Абу Исхак аль-Аслями. Шейх, ученый, мухаддис. Один из выдающихся известных людей, правовед, родился в 100 г.х. Из его наследия большая книга «аль-Муватта», которая намного больше, чем «аль-Муватта» Малика. Его хадисы есть в «Муснаде» аш-Шафии. Умер в 184 г.х. См. «Сияр а’лям ан-нубаля» 8/450, «Тахзиб ат-тахзиб» 1/158, «аль-Джарх уа ат-та’диль» 2/125.

إذا عدَّل المُعدِّل شخصا مجروحا هل يصير المعدِّل مجروحا أيضا؟
هل عدم قبول من المعدِّل تعديلَ مبهم يعني طعن في المعدِّل؟
هل كون شخص ما مجروحا يعني أن من كان يجالسه ويروى عنه يُجرح أيضا؟

قال الشيخ الألباني: «فإذا حينما نقرأ حديثا في كتاب الإمام الشافعي سواء كان كتاب » الأم » أو غيره إذا قال » أخبرني الثقة » فهو يعني إبراهيم بن محمد بن أبي يحيى الأسلمي* وهو غير ثقة عند جماهير علماء الحديث والإمام الشافعي لم يقف على حاله…»

ثم قال: «…من أجل ذلك فعلماء الحديث مع تبجيلهم واحترامهم للإمام الشافعي فمع ذلك فإنهم إذا سمعوا الإمام الشافعي يقول » أخبرني الثقة » لا يقيمون للحديث وزنا ولو كان من فوقه ثقات جبال في العلم والثقة والعدالة لأن هذا الثقة أقل مما يقال لو كان من غير الشافعي مجهول أما من الشافعي فمعروف أنه يعني شيخه إبراهيم بن محمد بن أبي يحيى الأسلمي* وهو متهم بالكذب كما ذكرنا آنفا».

سأله الشيخ علي الحلبي : شيخنا هنا قد يشكل شيء على بعض الناس وبخاصة الذين لم يدرسوا علم الحديث وقواعده ومصطلحه وهو أن هذا الرفض أو عدم القبول لقول الإمام الشافعي ثقة هل هذا ينقص من قدر الإمام الشافعي ويطعن في علمه؟
فأجاب الشيخ الألباني : أبدا.

ثم أضاف: «لا حاشا لله ليس هذا أول اختلاف يقع لأن هناك كثيرا من الرواة اختلف فيهم علماء الحديث ما بين موثق ومضعف ولذلك وضعت قواعد علم مصطلح الحديث لكي لا يحار الإنسان بين الأقوال المتضاربة في الراوي الواحد من جهة ولكي لا يتبادر إلى ذهن البعض كما جاء في السؤال أن الإمام الشافعي يقول أخبرني الثقة وهذا الثقة عند غيره غير ثقة».
استمع: «سلسلة الهدى والنور» 954.
________________

* الأمر ليس كذلك، قَالَ أَبُو حَاتِمٍ: إِذَا قَالَ الشَّافِعِيُّ: أَخْبَرَنِيَ الثِّقَةُ عَنِ ابْنِ أَبِي ذِئْبٍ1، فَهُوَ ابْنُ أَبِي فُدَيْكٍ2، وَإِذَا قَالَ: أَخْبَرَنِي الثِّقَةُ عَنِ اللَّيْثِ بْنِ سَعْدٍ فَهُوَ يَحْيَى بْنُ حَسَّانَ3 وَإِذَا قال: أخبرني الثقة عن الوليد بن كثير4، فهو [أبو أسامة5، وإذا قال: أخبرني الثقة عن الأوزاعي فَهُوَ] عَمْرُو بْنُ أَبِي سَلَمَةَ6، وَإِذَا قَالَ: أخبرني الثقة عن ابن جريح7، فَهُوَ مُسْلِمُ بْنُ خَالِدٍ الزَّنْجِيّ8، وَإِذَا قَالَ: أخبرني الثقة عن صالح مولى التوءمة9، فهو إبراهيم بن أبي يحيى10.
انظر: «إرشاد الفحول» 1/ 181-182.

علق  الشيخ أحمد عزو عناية محقق «إرشاد الفحول»:

1 هو محمد بن عبد الرحمن بن المغيرة بن الحارث بن أبي ذئب، شيخ الإسلام، أبو الحارث القرشي العامري، المدني، الفقيه، من آثاره: كتاب كبير في «السنن»، توفي سنة وثمان وخمسين ومائة هـ، ا. هـ. سير أعلام النبلاء «7/ 139«، شذرات الذهب «1/ 245«، تهذيب التهذيب «9/ 303«.
2 هو محمد بن إسماعيل بن مسلم بن أبي فديك، واسمه دينار الديلي، الإمام الثقة، المحدث، توفي سنة مائتين هـ، وقيل سنة تسع ومائتين هـ، له أحاديث بأسانيد عالية. ا. هـ. سير أعلام النبلاء «9/ 486«، شذرات الذهب «1/ 359» تهذيب التهذيب «9/ 61«.
3 هو يحيى بن حسان، الإمام الحافظ، القدوة، أبو زكريا، البصري، وقيل المصري، أصله من دمشق، ولد سنة أربع وأربعين ومائة هـ، روى عن مالك بن أنس والليث بن سعد وغيرهما، توفي سنة ثمانٍ ومائتين هـ، ا. هـ. سير أعلام النبلاء «10/ 127«، تهذيب التهذيب «11/ 197«، والجرح والتعديل «9/ 135«.
4 أبو محمد المخزومي، المدني، الحافظ، كان أخباريًّا، علامة، ثقة، بصيرًا بالمغازي، حدث عن الأعرج وبشير بن يسار وغيرهما، وحدث عنه ابن عيينة والواقدي وجماعة، توفي سنة إحدى وخمسين ومائة هـ، ا. هـ. سير أعلام النبلاء «7/ 63«، تهذيب التهديب «11/ 148«، شذرات الذهب «1/ 231«.
5 هو حماد بن أسامة بن زيد، الكوفي، الحافظ، الثبت، كان من أئمة العلم، توفي سنة إحدى ومائتين هـ، وهو ابن ثمانين سنة فيما قبل. وحديثه في جميع الصحاح والدواوين. انظر: الجرح والتعديل: «2/ 132″، ميزان الاعتدال: «1/ 588«، سير أعلام النبلاء «9/ 277«.
6 أبو حفص التنيسي الإمام، الحافظ، الصدوق، دمشقي سكن تنيس فنسب إليها، حدث عن الأوزاعي ومالك بن أنس وجماعة، وحدث عنه أبو عبد الله الشافي وابن محمد المسندي وجماعة، حديثه في الكتب الستة، توفي سنة أربع عشرة ومائتين هـ، ا. هـ، سير أعلام النبلاء «10/ 213«، الجرح والتعديل «6/ 235«.
7 هو عبد الملك بن عبد العزيز بن جريج، الإمام، العلامة، الحافظ شيخ الحرم، أبو خالد صاحب التصانيف، أول من دون العلم بمكة، توفي سنة خمسين ومائة هـ، ولد هو وأبو حنيفة في عام واحد وماتا في عام واحد. ا. هـ. سير أعلام النبلاء «6/ 325«، الجرح والتعديل «5/ 356«، تهذيب التهذيب «6/ 402«.
8 هو الإمام الفقيه، أبو خالد، فقيه مكة، المخزومي، ولد سنة مائة هـ، حدث عن الزهري، وعمرو بن دينار وجماعة، وحدث عنه الحميدي، ومسدد وجماعة، توفي سنة ثمانين ومائة هـ، ا. هـ، سير أعلام النبلاء «8/ 177«، الجرح والتعديل «8/ 183«، تهذيب التهذيب «10/ 128«.
9 هو صالح مولى التوءمة، المدني، وقد توفي سنة خمس وعشرين ومائة هـ، بعد أن هرم وخرف، لقيس أبا هريرة وجماعة. ا. هـ شذرات الذهب «1/ 166«، تهذيب التهذيب «4/ 408«.
10 هو أبو إسحاق الأسلمي، الشيخ، العالم، المحدث، أحد الأعلام المشاهير، الفقيه ولد سنة مائة هـ، من آثاره: «الموطأ» وهو كتاب كبير أضعاف موطأ الإمام مالك، له أحاديث في مسند الشافعي، وتوفي سنة أربع وثمانين ومائة هـ, ا. هـ. سير أعلام النبلاء «8/ 450«، الجرح والتعديل «2/ 125«، تهذيب التهذيب «1/ 158.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...