Шейх Бакр Абу Зейд: Из всего шариата схватились только за сунну и пришли с новыми мнениями, которые назвали сунной
28.11.2017 | 3428
الشيخ بكر أبو زيد عن ظاهرة إحداث الأقوال الجديدة في المسائل القديمة وإحياء الشذوذات باسم «اتباع السنة»
Говорит шейх в предисловии своей книги «Ля джадида фи ахкам ас-саля» после того, как упомянул, что ошибки есть у ученых разных наук и нет проблем в том, чтобы обратить на них внимание и исправить:
«И я скажу: мы видели тех, кто всячески поддерживает отклонившиеся мнения, популяризирует их, подводит под них доказательную базу и призывает к ним. Или хватается за более легкое мнение, в котором есть слабость, делает его известным и проявляет усердие, чтобы распространить его на всех и донести до всех.
Ученые обеспечили нас достаточным материалом для обоснованного опровержения, препятствующего разносу отклонившихся и слабых более легких мнений, однако в наше время появились мнения об обязательных и желательных положениях в явных и постоянно исполняемых обрядах поклонения, в почитаемых проявлениях религии — мнения, которых не было у ученых от начала истории Ислама вплоть до нашего времени. Или, если пойти на уступки: некоторые из них — это мнения, веками оставляемые учеными. И достаточно для ошибочности мнения того, что оно выходит за пределы слов обладателей знания«.
Немногим далее шейх сказал: «И некоторые из них являются упреком всей общине пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, в том, что она оставила такую-то сунну и было упущено совершение дел в соответствии с ней с самого начала истории Ислама, пока не появилось мнение, соответствующее ей, в наше время.
Это является обвинением в греховности всей общины Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Зачастую эти виды ошибочного понимания возникают по причине того, что человек увяз в понимании сунн в каких-то случаях и не обращает внимания на языковые смыслы и основы, а также хадисоведческие и фикхийские в других случаях. Это один из видов опасности концентрации только на одном из видов доводов при вынесении постановления, беспечного отношения к сунне срединности и умеренности в выполнении молитвы (шейх это упомянул, так как эта книга о нововведенных положениях в молитве), отворачивания от книг фикха и разногласий, чтобы ознакомиться с причинами постановлений, их значениями и разногласиями в них».
См. «Ля джадида фи ахкам ас-саля», с. 8-9.
قال الشيخ بكر بن عبد الله أبو زيد: «فأَقول: كُنَّا نَرَى من ينتصر لقول شاذ, فَيُظْهِرهُ وَيَسْتَدِل لَهُ, ويدعو إِليه, أَو يأْخذ برخصة فيها غثاثة فيُشهرها ويبذل جهوداً في سبيل تعميمها وإِبلاغها. وقد كفانا العلماء مؤونة الرد بالتقعيد الناهي عن حمل «شاذ العلم وغثاثة الرخص». لكن في المعاصرة بدت مفاهيم بين الواجب والمستحب, في العبادات الظاهرة المتكررة, والشعائر المعظمة, لا عهد للعلماء بها منذ صدر الإِسلام حتى عصرنا, وإِن تنزلنا ففي بعضها قول مهجور على مدى القرون, وكفى خطأً بقولٍ: خُرُوْجُهُ عن أَقوال أَهل العلم».
ثم قال: «وفي هذا تأْثيم لأُمَّة محمد — صلى الله عليه وسلم -. وكثيراً ما تكون هذه الفهوم المغلوطة, من التَّوَغُّلِ في فهم السنن تارة, وعدم الالتفات إِلى المعاني والأُصول اللسانية, والحديثية والفقهية تارة أُخرى, وهذا من خطر التجريد في دليل التقرير, والغفلة عن سُنَّةِ الوسطية والاعتدال في الصلاة, والإِعراض عن كتب الفقه والخلافيات للوقوف على علل الأَحكام ومداركها, وخلافهم فيها».
انظر: «لا جديد في أحكام الصلاة»، ص. 8-9.