Пост шести дней шавваля (шаууаля). Мнения ученых по основным вопросам о нем

3 месяца назад | 925

После рамадана наступает месяц шавваль (шаууаль, شوال, shawwal), и в связи с этим особенно важно будет вспомнить о хадисе, в котором упоминается этот месяц, а также о том, как его понимают ученые.

Хадис о посте шести дней шавваля

Абу Айюб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сообщил, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто держал пост рамадана, а затем сопроводил его шестью днями в шаввале, то это будет (словно бы он держит) пост все время». Хадис передали Ахмад ибн Ханбаль, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи и ан-Насаи.

عن أبي أيوب رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال : ( من صام رمضان ثم أتبعه ستاً من شوال فذاك صيام الدهر ) رواه أحمد ومسلم وأبو داود والترمذي والنسائي.

Общий смысл хадиса

Пишет имам Мухьиддин ан-Навави аш-Шафии: «Ученые сказали, что такой пост будет подобен постоянному посту потому, что праведное деяние засчитывается как десять подобных ему, и рамадан будет как десять месяцев, а шесть дней — как два месяца». См. «Шарх Сахих Муслим» 8/56.

قال الإمام محيي الدين النووي الشافعي: «قَالَ الْعُلَمَاءُ وَإِنَّمَا كَانَ ذَلِكَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ لِأَنَّ الْحَسَنَةَ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا فَرَمَضَانُ بِعَشَرَةِ أَشْهُرٍ وَالسِّتَّةُ بِشَهْرَيْنِ». انظر: «شرح صحيح مسلم» 8/ 56.

Далее рассмотрим положения, извлекаемые из этого хадиса, согласно тому, как они изложены в четырех правовых школах мусульман, упорядоченно, не смешивая их мнения друг с другом. Чтобы последовавший за одним решением одной школы имел возможность взять остальные решения этой школы по этой теме, и тем самым избежать возможных противоречий.

Основные вопросы, связанные с постом шести дней шавваля, согласно ханафитскому мазхабу

1. Пост в первый день шавваля, то есть в Праздник разговения (Ид аль-фитр, Ураза-байрам), порицаем в запретной степени (макрух тахриман).
2. Пост шести дней шавваля относится к числу желательных видов поста.
3. Рекомендуется начинать этот пост не сразу после дня Праздника разговения и держать его дни по-отдельности, чтобы не было похоже, что это продолжение обязательного поста месяца рамадан.
4. Разрешено и не является нежелательным (макрух) начинать пост шести дней шавваля сразу после праздника, т.е. со второго дня шавваля, и держать его последовательно день за днем.

Писал большой ханафитский правовед шейх Аляуддин аль-Хаскафи аль-Ханафи:
«…И (пост), порицаемый в запретной степени, как пост в дни двух праздников». См. См. «Ад-Дурр аль-мухтар», с. 142.
Далее: «Рекомендуется разделять пост шести дней шавваля, но последовательное его соблюдение не является нежелательным согласно избранному мнению… И присоединение (к рамадану) порицаемо, то есть когда он держит пост в день Праздника разговения и потом в пять дней после него». См. «Ад-Дурр аль-мухтар», с. 151.

قال الشيخ علاء الدين الحصكفي الحنفي: «و (الصوم) المكروه تحريما كالعيدين». انظر: «الدر المختار»، ص. 142.
وقال: «(وندب تفريق صوم الست من شوال) ولا يكره التتابع على المختار … والاتباع المكروه أن يصوم الفطر وخمسة بعده». انظر: «الدر المختار»، ص. 151.

5. Если у желающего держать пост шести дней шавваля есть долг за рамадан, то он может держать пост шести дней шавваля до возмещения пропущенных дней рамадана. Это не будет порицаемым. Так как месяц поста уже прошел, а время возмещения пропущенных дней не ограничено каким-либо сроком. Даже если он отложит возмещение на время после следующего рамадана, то не будет обязан выплачивать искупление.
6. Кто начал день этого поста, тому обязательно довести его до конца, а если прервет его, то обязательно будет его возместить.

Сказал шейх аль-Хаскафи: «Они (пропустившие пост в дни рамадана) обязаны возмещать то, что могут. Без выплаты искупления и без соблюдения последовательности, поскольку это возмещение разрешено откладывать. Поэтому разрешено держать дополнительные посты до него, в отличие от возмещения намазов. Если наступит второй рамадан, то соблюдать следует его, а потом возмещать предыдущий, и не нужно выплачивать искупление». См. «Ад-Дурр аль-мухтар», с. 149.

قال الشيخ الحصكفي: «(وقضوا) لزوما (ما قدروا بلا فدية و) بلا (ولاء) لانه على التراخي، ولذا جاز التطوع قبله، بخلاف قضاء الصلاة (و) لو جاء رمضان الثاني (قدم الاداء على القضاء) ولا فدية». انظر: «الدر المختار»، ص. 149.

7. Не разрешено начинать этот пост замужней женщине без согласия мужа, и он вправе прервать ее пост, если она начала его без согласия. См. «Маракы аль-фалях», с. 237.

Основные вопросы, связанные с постом шести дней шавваля, согласно маликитскому мазхабу

1. Пост в первый день шавваля, то есть в день Праздника разговения, запрещен (харам).
2. Пост шести дней шавваля нежелателен (макрух) для того, кто соблюдает его публично, держит его последовательно сразу после дня праздника, и за чьим образом действий следуют простые мусульмане, так как они могут подумать, что это обязательное продолжение рамадана.
3. Пост шести дней шавваля нежелателен (макрух) для того, кто считает его обязательным, так как это нововведённое положение.
4. Пост шести дней шавваля нежелателен (макрух) для того, кто считает сунной держать его в дни, которые идут сразу за днем праздника.

Писал большой маликитский правовед шейх Шихабуддин Ахмад ибн Ганим ан-Нафрауи аль-Малики: «Пост в течении года может быть разных видов… Может быть запретным, как пост в дни двух праздников, может быть нежелательным, как… пост шести дней шавваля для того, за кем следуют, или кто убежден, что у него не желательное положение». См. «Аль-Фауаких ад-дауани», 1/312.

Писал шейх Мухаммад ибн Ахмад ад-Дусукы аль-Малики: «Также если убежден в том, что сунна (- держать его последовательно, присоединив к рамадану), то держать его ему будет порицаемо, независимо от того, делает он это публично или нет». См. «Хашия ад-Дусукы аля аш-Шарх аль-кабир» 1/517.

قال الشيخ شهاب الدين أحمد بن غانم النفراوي المالكي: «صِيَامَ السَّنَةِ عَلَى أَقْسَامٍ… وَحَرَامٌ كَيَوْمَيْ الْعِيدِ، وَمَكْرُوهٌ كَـ …سِتَّةٍ مِنْ شَوَّالٍ لِمَنْ يُقْتَدَى بِهِ أَوْ يَعْتَقِدُهَا غَيْرَ مَنْدُوبَةٍ». انظر: «الفواكه الدواني» 1/ 312.
قال الشيخ محمد بن أحمد الدسوقي المالكي: «مَتَى أَظْهَرَهَا كُرِهَ لَهُ فِعْلُهَا اعْتَقَدَ سُنِّيَّةَ اتِّصَالِهَا أَوْ لَا، وَكَذَا إنْ اعْتَقَدَ سُنِّيَّتَهُ كُرِهَ فِعْلُهَا أَظْهَرَهَا أَوْ لَا». انظر: «حاشية الدسوقي على الشرح الكبير» 1/ 517.

4. Если постящийся не убежден в том, что этот пост обязателен, не считает, что желательно его держать последовательно сразу после рамадана, и не держит его публично, а держит наедине сам с собой, то может рассчитывать на награду, которая обещана в хадисе о посте в шесть дней шавваля.
5. Можно не соблюдать последовательность в шести днях поста.
6. Держать их в середине шавваля лучше, чем в начале, поскольку так будет меньше вероятность поспособствовать нововведению.
9. Держать их не в шаввале еще лучше, чем в шаввале. И лучше всего держать их в первые девять дней месяца зуль-хидджа. Поскольку пророк, мир ему и благословение Аллаха, упомянул шавваль не потому, что этот пост ограничен месяцем шавваль, а потому, что в шавваль людям его держать будет легче, так как они уже привыкли к посту за время рамадана. И в какое бы время года человек ни отпостил шесть дней, они послужат дополнением к его посту рамадана, и его положение будет таким, будто бы он держал пост весь год. А наилучшие дни в году для дополнительного поклонения — первые десять дней месяца зуль-хидджа, в десятый из которых запрещено держать пост. Такое понимание подкрепляется тем, что имам Малик застал множество ученых из табии табиинов в Медине, и среди них не было принято держать шесть дней поста после рамадана.
10. Можно совмещать пост шести дней шавваля с постом в те дни, когда пост желателен по причине наступления определенного периода времени.

Писал выдающийся правовед Мухаммад аль-Хаттаб ар-Руайни аль-Магриби аль-Малики:  «Сказал (Абу Мухаммад Абдуллах ибн Юсуф) аш-Шабиби: «… А если человек держит этот пост наедине сам с собой, то не будет нежелательным для него пост этих дней. И желательно держать пост этих дней не в шаввале, чтобы достичь цели, которая заключается умножении этих дней и дней рамадана так, чтобы получилось (нужное) число дней… Шавваль упомянут для того, чтобы облегчить это дело для исполнителя, поскольку он уже привык к посту, а не потому, что правовое положение ограничено именно шаввалем. И если он будет держать этот пост в месяце зуль-хидджа, то это лучше для него, поскольку он выполнит желаемое и при этом воспользуется достоинством тех дней, и убережется от того, чего опасался Малик». 
… И сказал (Ибн аль-Араби аль-Малики) в «аль-‘Арида»: «Присоединение поста к первым дням шавваля очень нежелателен, поскольку люди стали говорить: «Это проводы рамадана». Как рамадан не положено встречать, так же не положено и провожать. И в то же время, кто держал пост в рамадан и еще в шесть дней, тот однозначно подобен постящемуся постоянно согласно словам Всевышнего: «Кто явится с праведным деянием, тому будет десять подобных». (Скот, 160) Будь это в шаввале или в другом месяце. И если в другом месяце, то это лучше, а в середине шавваля лучше, чем в начале, и это ясно. Так безопаснее в отношении шариата и лучше устраняется нововведение». См. «Мауахиб аль-Джалиль» 2/414.

قال العلامة محمد الحطاب الرعيني المالكي: «قَالَ الشَّبِيْبِيُّ: … وَأَمَّا الرَّجُلُ فِي خَاصَّةِ نَفْسِهِ فَلَا يُكْرَهُ لَهُ صِيَامُهَا، وَاسْتُحِبَّ صِيَامُهَا فِي غَيْرِ شَوَّالٍ لِحُصُولِ الْمَقْصُودِ مِنْ تَضَاعُفِ أَيَّامِهَا وَأَيَّامِ رَمَضَانَ حَتَّى تَبْلُغَ عِدَّةَ الْأَيَّامِ … وَمَحَلُّ تَعْيِينهَا فِي شَوَّالٍ عَلَى التَّخْفِيفِ فِي حَقِّ الْمُكَلَّفِ لِاعْتِيَادِهِ الصِّيَامَ لَا لِتَخْصِيصِ حُكْمِهَا بِذَلِكَ؛ إِذْ لَوْ صَامَهَا فِي عَشَرِ ذِي الْحِجَّةِ لَكَانَ ذَلِكَ أَحْسَنَ لِحُصُولِ الْمَقْصُودِ مَعَ حِيَازَةِ فَضَلِ الْأَيَّامِ الْمَذْكُورَةِ وَالسَّلَامَةِ مِمَّا اتَّقَاهُ مَالِكٌ، انْتَهَى.
… وَقَالَ فِي الْعَارِضَةِ: وَصْلُ الصَّوْمِ بِأَوَائِلِ شَوَّالٍ مَكْرُوهٌ جِدًّا؛ لِأَنَّ النَّاسَ صَارُوا يَقُولُونَ تَشْيِيعُ رَمَضَانَ، وَكَمَا لَا يُتَقَدَّمُ لَا يُشَيَّعُ، وَمَنْ صَامَ رَمَضَانَ وَسِتَّةَ أَيَّامٍ كَمَنْ صَامَ الدَّهْرَ قَطْعًا لِقَوْلِهِ: {مَنْ جَاءَ بِالْحَسَنَةِ فَلَهُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا} [الأنعام: 160] كَانَ مِنْ شَوَّالٍ أَوْ مِنْ غَيْرِهِ، وَإِنَّمَا كَانَ مِنْ غَيْرِهِ أَفْضَلُ وَمِنْ أَوْسَطِهِ أَفْضَلُ مِنْ أَوَّلِهِ وَهَذَا بَيِّنٌ، وَهُوَ أَحْوَطُ لِلشَّرِيعَةِ وَأَذْهَبُ لِلْبِدْعَةِ». انظر: «مواهب الجليل» 2/ 414.

11. Если у кого-то остался долг за пропущенные дни рамадана, то ему нежелательно (макрух) держать всякий дополнительный пост прежде возмещения рамадана. Поскольку так человек откладывает обязательное дело. Но если он будет держать дополнительный пост, в том числе «шести дней шавваля» прежде возмещения рамадана, то этот пост будет действителен.
12. Кто начнет день поста и намеренно прервет его без приемлемого оправдания, тому обязательно его возместить. А кто прервет день этого поста, имея приемлемое оправдание, тот не обязан его возмещать.

Писал шейх Ахмад ад-Дардир аль-Малики: «Нежелательно держать дополнительный пост прежде поста по обету, в котором не конкретизировано время, или прежде возмещения, или искупления постом». См. «Хашия ад-Дусукы аля аш-Шарх аль-кабир» 1/518.

Пишут авторы Кувейтской энциклопедии фикха: «Если дополнительное дело является поклонением, вроде намаза или поста, то у ханафитов и маликитов, если начал его делать, то обязательно (уаджиб) довести до конца, а если нарушил, то обязательно возместить… Но маликиты обязуют возмещением только тогда, когда нарушение было намеренным, а если у него было приемлемое оправдание, то нет обязанности возмещать». См. «Аль-Маусуа аль-фикхия аль-кувейтия» 12/160.

قال الشيخ أحمد الدردير المالكي: «كُرِهَ (تَطَوُّعٌ) بِصِيَامٍ (قَبْلَ) صَوْمِ (نَذْرٍ) غَيْرِ مُعَيَّنٍ (أَوْ) قَبْلَ (قَضَاءٍ) وَكَفَّارَةٍ بِصَوْمٍ». انظر: «حاشية الدسوقي على الشرح الكبير» 1/ 518.
قال مؤلفو الموسوعة الكويتية: «إِِذَا كَانَ التَّطَوُّعُ عِبَادَةً كَالصَّلاَةِ وَالصِّيَامِ، فَعِنْدَ الْحَنَفِيَّةِ وَالْمَالِكِيَّةِ: إِِذَا شَرَعَ فِيهِ وَجَبَ إِتْمَامُهُ، وَإِِذَا فَسَدَ وَجَبَ قَضَاؤُهُ … غَيْرَ أَنَّ الْمَالِكِيَّةَ لاَ يُوجِبُونَ الْقَضَاءَ إِلاَّ إِِذَا كَانَ الْفَسَادُ مُتَعَمِّدًا، فَإِِنْ كَانَ لِعُذْرٍ فَلاَ قَضَاءَ». انظر: «الموسوعة الفقهية الكويتية» 12/ 160.

13. Не положено начинать этот пост замужней женщине без разрешения мужа, если муж нуждается в ней. Если не нуждается, то можно. И он вправе прервать ее пост, если она начала его без разрешения. См. «Мауахиб аль-Джалиль» 2/453.

Основные вопросы, связанные с постом шести дней шавваля, согласно шафиитскому мазхабу

1. Пост в первый день шавваля, то есть в день Праздника разговения, недействителен.
2. Пост шести дней шавваля желателен, и лучше всего держать его последовательно, начиная со второго дня шавваля. Поскольку это будет проявлением стремления к благим делам.
3. Можно держать этот пост в разрозненные дни или отложить его на конец месяца шавваль.

Писал имам ан-Навави: «Пост в день праздника недействителен». См. «Минхадж ат-талибин», с. 76.
И в другой книге: «Наши товарищи (ученые-шафииты) сказали, что лучше держать пост шесть дней последовательно сразу после дня Праздника разговения. И если постящийся разделит их или отложит от начала шавваля на конец, то благо сопровождения (рамадана шестью днями поста) будет достигнуто, так как он на самом деле сопроводил его шестью днями из шавваля». См. «Шарх Сахих Муслим» 8/56.

قال الإمام النووي: «لَا يَصِحُّ صَوْمُ الْعِيدِ». انظر: «منهاج الطالبين»، ص. 76.
وقال: «قَالَ أَصْحَابُنَا وَالْأَفْضَلُ أَنْ تُصَامَ السِّتَّةُ مُتَوَالِيَةً عَقِبَ يَوْمِ الْفِطْرِ فَإِنْ فَرَّقَهَا أَوْ أَخَّرَهَا عَنْ أَوَائِلِ شَوَّالٍ إِلَى أَوَاخِرِهِ حَصَلَتْ فَضِيلَةُ الْمُتَابَعَةِ لِأَنَّهُ يَصْدُقُ أَنَّهُ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ». انظر: «شرح صحيح مسلم» 8/ 56.

4. Пост шести дней шавваля после рамадана подобен году обязательного поста.
5. Кто пропустил пост в дни рамадана без приемлемой с точки зрения шариата причины, тому запрещено держать любой дополнительный пост до возмещения рамадана.
А кто пропустил пост в дни рамадана, имея приемлемое оправдание, тому желательно держать пост шести дней шавваля, даже если это будет прежде возмещения рамадана. И есть мнение, что держать любой дополнительный пост прежде возмещения нежелательно (макрух).
6. Если держать в месяц шавваль шесть дней поста из поста понедельника и четверга, или поста трех белых дней и др., а также поста возмещения рамадана, то тем самым будет засчитан и пост шести дней шавваля, но награда за него не будет полноценной и лучше пост шести дней в шаввале держать с отдельным намерением.
7. Если кто-то, имея приемлемое оправдание, или возмещая рамадан, упустил пост шести дней шавваля (с отдельным намерением), то ему рекомендуется возместить их после.
8. Кто прервет день этого поста, тот не обязан будет его возмещать, но возместить его желательно.

Писал шейх уль-Ислам Закария аль-Ансари аш-Шафии: «То есть это подобно обязательному посту (в течении года). Ведь если бы было не так, то это относилось быть не только к рамадану и шести дням шавваля, ведь всякое благое дело учитывается как десять». См. «Асна аль-маталиб» 1/431.

Писал имам Шамсуддин ар-Рамли аш-Шафии: «… Подобно посту по понедельникам, в день арафа, день ашура, (трех) белых дней, шести дней шавваля… — Пост в дни, в которые держать его более желательно, будет отнесен к ним. Даже если будет намерение держать другой пост, этот будет тоже засчитан, подобно молитве приветствия мечети. Ведь суть в том, чтобы пост вообще был в эти дни. Таким образом, этот пост является исключением из обязанности держать его отдельно с отдельным намерением». См. «Нихая аль-мухтадж» 3/160.
В другом месте писал: «Если в шаввале он держал пост возмещения (рамадана) или по обету, или какой-либо другой, или держал его в день ашура, то он получает награду дополнительного поста в эти дни, как дал об этом фатву отец (Шихабуддин ар-Рамли), да помилует его Всевышний Аллах. Он в этом последовал за аль-Баризи, аль-Асфуни, ан-Нашири, за факыхом Али ибн Салихом аль-Хадрами и другими. Однако, он не получит полную награду, которая полагается за требуемое (в эти дни), особенно, если он упустил рамадан и возмещает его постом шавваля, поскольку на него не распространяется упомянутый ранее смысл». См. «Нихая аль-мухтадж» 3/208-209.

Писал имам Ахмад ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафии: «Согласно исходному тексту этот пост желателен даже для того, кто пропустил дни поста в рамадане. Это действительно так, кроме того, кто пропускал без приемлемых оправданий. Поскольку такой человек обязан возмещать пост сразу же. И сказала группа ранних (ученых-шафиитов), что нежелательно (макрух) держать этот пост тому, кто обязан возмещать пропущенные дни рамадана, которые пропустил имея приемлемое оправдание.
Кто пропустил рамадан, а затем возмещал его постом шавваля, тому желательно держать пост шесть дней в зуль-каада (месяц, который следует за шаввалем), поскольку для того, кто упустил регулярный дополнительный пост, желательно его возместить»
. См. «Тухфа аль-мухтадж» 3/457.

قال شيخ الإسلام زكريا الأنصاري الشافعي: «أَيْ كَصِيَامِهَا فَرْضًا وَإِلَّا فَلَا يَخْتَصُّ ذَلِكَ بِرَمَضَانَ وَسِتَّةٍ مِنْ شَوَّالٍ لِأَنَّ الْحَسَنَةَ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا». أسنى المطالب 1/ 431.
قال الإمام شمس الدين الرملي الشافعي: «…كَصَوْمِ الِاثْنَيْنِ وَعَرَفَةَ وَعَاشُورَاءَ وَأَيَّامِ الْبِيضِ وَسِتَّةٍ مِنْ شَوَّالٍ… الصَّوْمَ فِي الْأَيَّامِ الْمُتَأَكَّدِ صَوْمُهَا مُنْصَرِفٌ إلَيْهَا، بَلْ لَوْ نَوَى بِهِ غَيْرَهَا حَصَلَتْ أَيْضًا كَتَحِيَّةِ الْمَسْجِدِ لِأَنَّ الْمَقْصُودَ وُجُودُ صَوْمٍ فِيهَا. وَيُسْتَثْنَى مِنْ وُجُوبِ التَّعْيِينِ». انظر: «نهاية المحتاج» 3/ 160.
وقال: «وَلَوْ صَامَ فِي شَوَّالٍ قَضَاءً أَوْ نَذْرًا أَوْ غَيْرَهُمَا أَوْ فِي نَحْوِ يَوْمِ عَاشُورَاءَ حَصَلَ لَهُ ثَوَابُ تَطَوُّعِهَا كَمَا أَفْتَى بِهِ الْوَالِدُ — رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى — تَبَعًا لِلْبَارِزِيِّ وَالْأَصْفُونِيِّ وَالنَّاشِرِيِّ وَالْفَقِيهِ عَلِيِّ بْنِ صَالِحٍ الْحَضْرَمِيِّ وَغَيْرِهِمْ، لَكِنْ لَا يَحْصُلُ لَهُ الثَّوَابُ الْكَامِلُ الْمُرَتَّبُ عَلَى الْمَطْلُوبِ لَا سِيَّمَا مَنْ فَاتَهُ رَمَضَانُ وَصَامَ عَنْهُ شَوَّالًا لِأَنَّهُ لَمْ يَصْدُقْ عَلَيْهِ الْمَعْنَى الْمُتَقَدِّمُ». انظر: «نهاية المحتاج» 3/ 208-209.
وقال الإمام أحمد بن حجر الهيتمي الشافعي: «وَقَضِيَّةُ الْمَتْنِ نَدْبُهَا حَتَّى لِمَنْ أَفْطَرَ رَمَضَانَ وَهُوَ كَذَلِكَ إلَّا فِيمَنْ تَعَدَّى بِفِطْرِهِ؛ لِأَنَّهُ يَلْزَمُهُ الْقَضَاءُ فَوْرًا بَلْ قَالَ جَمْعٌ مُتَقَدِّمُونَ يُكْرَهُ لِمَنْ عَلَيْهِ قَضَاءُ رَمَضَانَ أَيْ: مِنْ غَيْرِ تَعَدٍّ تَطَوَّعَ بِصَوْمٍ وَلَوْ فَاتَهُ رَمَضَانُ فَصَامَ عَنْهُ شَوَّالًا سُنَّ لَهُ صَوْمُ سِتٍّ مِنْ الْقِعْدَةِ؛ لِأَنَّ مَنْ فَاتَهُ صَوْمٌ رَاتِبٌ يُسَنُّ لَهُ قَضَاؤُهُ». انظر: «تحفة المحتاج» 3/ 457.

9. Запрещено начинать этот пост замужней женщине без разрешения присутствующего в данной местности мужа. Если же она начнет, то он вправе прервать ее пост. Если она додержит до конца пост, который начала без разрешения мужа, то пост будет действителен, и на ней будет грех. См. «Аль-Маджму'» 6/392. Это положение распространяется не на все виды желательного поста.

Основные вопросы, связанные постом шести дней шавваля, согласно ханбалитскому мазхабу

1. Пост в день праздника запрещен и недействителен.
2. Пост шести дней шавваля желателен, и лучше всего держать его последовательно, начиная со второго дня шавваля.
3. Можно держать этот пост в разрозненные дни или отложить его на конец месяца шавваль.
4. Пост шести дней шавваля после рамадана подобен году обязательного поста.

Писал имам Муса аль-Хаджауи аль-Ханбали: «Запрещен пост в дни двух праздников, и он не будет действителен, будь это обязательный или дополнительный пост». См. «Аль-Икна'» 1/319.

Писал шейх Мустафа ар-Рухейбани аль-Ханбали: «Является сунной пост шести дней шавваля, даже если держать их разрозненно, хотя лучше — последовательно и сразу после праздника, кроме как если есть то, что препятствует этому, вроде долга по возмещению рамадана или исполнение обета. Тот, кто исполнил этот пост — шесть дней шавваля с рамаданом, то есть после него, тот будто бы держит обязательный пост все время, как сказал (Ибн Раджаб аль-Ханбали) в «аль-Лятаиф». См. «Маталиб ули ан-нуха» 2/214.

قال الإمام موسى الحجاوي الحنبلي: «يحرم صوم يومي العيدين ولا يصح فرضا ولا نفلا». انظر: «اللإقناع» 1/ 319.
قال الشيخ مصطفى الرحيباني الحنبلي: «(وَ) سُنَّ صَوْمُ (سِتَّةِ) أَيَّامٍ (مِنْ شَوَّالٍ) ، وَلَوْ مُتَفَرِّقَةً، (وَالْأَوْلَى تَتَابُعُهَا) ، وَكَوْنُهَا (عَقِبَ الْعِيدِ، إلَّا لِمَانِعٍ، كَقَضَاءٍ) وَنَذْرٍ، (وَصَائِمُهَا) ، أَيْ: السِّتَّةِ مِنْ شَوَّالٍ (مَعَ رَمَضَانَ) ، أَيْ: بَعْدَهُ، (كَأَنَّمَا صَامَ الدَّهْرَ) فَرْضًا، كَمَا فِي اللَّطَائِفِ». انظر: «مطالب أولي النهى» 2/ 214.

5. Благодать пропущенного поста шести дней шавваля не восполнить постом в другой месяц.
6. Всякий дополнительный пост того, кто не возместил пропущенные дни рамадана, недействителен и не разрешен.
7. Кто прервет день этого поста, тот не будет обязан его возмещать.

Дополняет большой ученый, шейх Мансур аль-Бухути аль-Ханбали: «Благодать поста этих шести дней не достичь, держа пост шесть дней не в шаввале, согласно явному смыслу хадисов». См. «Кашшаф аль-кына'» 2/338.

И сказал выдающийся ученый шейх Такыюддин ибн ан-Наджар аль-Футухи аль-Ханбали: «Кто упустил пост рамадана, тот должен возместить количество пропущенных в нем дней… И запрещен дополнительный пост до этого». См. «Хашия Ибн Каид ‘аля Мунтаха аль-ирадат» 2/33.
Немногим далее: «Кто приступил к выполнению дополнительного поклонения помимо хаджа и умры, на том не лежит обязанность (уаджиб) доводить его до конца, но это желательно. И если нарушит его, то нет обязанности возмещать». См. «Хашия Ибн Каид ‘аля Мунтаха аль-ирадат» 2/39.

قال العلامة منصور بن يونس البهوتي الحنبلي: «(وَلَا تَحْصُلُ الْفَضِيلَةُ بِصِيَامِهَا) أَيْ: السِّتَّةِ أَيَّامٍ (فِي غَيْرِ شَوَّالٍ) لِظَاهِرِ الْأَخْبَارِ». انظر: «كشاف القناع» 2/ 338.
قال العلامة تقي الدين بن النجار الفتوحي الحنبلي: «وَمَنْ فَاتَهُ رَمَضَانُ قَضَى عَدَدَ أَيَّامِهِ … وَحَرُمَ تَطَوُّعٌ قَبْلَهُ». انظر: «حاشية ابن قائد على منتهى الإرادات» 2/ 33.
وقال: «من دخل في تطوع غَيْرِ حَجٍّ أَوْ عُمْرَةٍ لَمْ يَجِبْ إتْمَامُهُ وَيُسَنُّ وَإِنْ فَسَدَ فَلَا قَضَاءَ». انظر: «حاشية ابن قائد على منتهى الإرادات» 2/ 39.

8. Замужней женщине не разрешено держать этот пост в присутствии мужа без его разрешения. См. «Аль-Икна'» 3/240.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...