Оживление в новом значении принципа «мазхаб предшественников более безопасный, а в мазхабе преемников больше знаний и мудрости»

29.11.2017 | 3427

Давно было нужно зафиксировать в небольшой заметке, что сейчас наблюдается возрождение принципа «мазхаб предшественников (саляфов) более безопасный, а в мазхабе преемников (халяфов) больше знаний и мудрости», за который принято осуждать ашаритов. Только вот тот смысл, который этот принцип отражает сейчас у некоторых из тех, кто называет себя саляфитами — это, как минимум, нелепейшее противоречие действительности, в то время как у ашаритов этот принцип может быть объяснен в хорошей манере.

То есть сейчас исламские знания некоторыми т.н. саляфитами подаются в ключе: «современные шейхи разбираются в доводах и знают Коран, сунну, мнения сподвижников и другие доводы ЛУЧШЕ, чем предшествующие имамы. Потому что большие и праведнейшие ученые мазхабов со 2 по 14 в.х. были фанатиками, не знали доводы и придумывали решения, не основываясь ни на чем, выбирали более слабые мнения, и их решения нужно оставлять, если какой-то современник скажет, что по-сунне надо делать иначе«.

Поэтому, если будет известно мнение имама Абу Ханифы и мнение шейха аль-Альбани, то следовать нужно за шейхом аль-Альбани, а последовавший за имамом Абу Ханифой подвергается подозрениям, обвинениям и настойчивым увещеваниям.

Если будет известно мнение шейха Ибн База, или Ибн Усаймина, или аль-Фаузана, или аль-Мадхали, и будет известно мнение имама аш-Шафии, то следовать нужно за одним из современных шейхов, а последовавший за имамом аш-Шафии подвергается подозрениям, обвинениям и настойчивым увещеваниям.

Если будет известно мнение какого-нибудь «саляфитского призывающего», наиболее распиареного в данной местности, и мнение имама Малика, то следовать нужно за этим призывающим, а последовавший за имамом Маликом подвергается подозрениям, обвинениям и настойчивым увещеваниям.

И это — худшее воплощение принципа «мазхаб предшественников безопаснее, а в мазхабе преемников больше знаний и мудрости».

У ашаритов же этот принцип объясняется как «саляфы (т.е. жившие до Абу аль-Хасана аль-Ашари) были более знающими и более мудрыми, но ученые, которые пришли после них, разработали ответы на сомнения му’тазилитов, рафидитов, философов и атеистов, и таким образом в их наследии есть дополнительное знание и мудрость, хоть сами они не более знающие и не более мудрые».

Желающие могут прослушать на арабском соответствующее объяснение шейха Сейфа аль-Асри.

Они позаимствовали у ашаритов то, что осуждали, и затем развили до полной ереси, до толкования о превосходстве современников в знаниях, богобоязненности и понимании над веками из поколений предшествующих ученых и имамов религии.

В итоге мы имеем новое религиозное течение, отчетливо выражающее «призыв к следованию Корану, сунне и саляфам в собственном понимании» или «в понимании современного шейха», но не к «следованию Корану и сунне в понимании саляфов».

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (7 оценок, среднее: 4,86 из 5)
Загрузка...