Правовое положение (хукм) сетевого маркетинга

1 месяц назад | 880

В кризисные времена с особой силой зарождаются и распространяются сомнительные виды денежных и торговых операций. Среди видов деятельности, построенных на схемах, которые вызывают немало вопросов, особое внимание привлекает такой вид рыночной активности, как сетевой маркетинг. И это тот вид деятельности, относительно положения которого наблюдается едва ли не совершенное единогласие у современных исламских ученых из самых разных направлений, школ и стран. Ниже собраны фатвы ученых о сетевом маркетинге с указанием их основных доводов по вопросу.

1. Ответ Постоянного комитета по фатвам Саудовской Аравии

Фатва №22935

Вся хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье и сподвижникам.
А затем: в Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам поступило много вопросов о деятельности компаний сетевого или пирамидального маркетинга, вроде компании «Бизнес» или «Хиба аль-Джазира». Суть деятельности которых заключается в том, чтобы убедить человека купить их товар или продукт с тем, чтобы он принялся убеждать других тоже купить, чтобы другие тоже принялись убеждать других и так далее. Чем больше будет уровней участников, тем больше комиссионных получает первый из них, так что это могут быть тысячи риалов (валюта КСА). И каждый участник убеждает следующего присоединиться, чтобы заработать большие комиссионные, которые он может заполучить, если преуспеет в завлечении новых участников в члены организации. Это называется сетевым или пирамидальным маркетингом.

Комитет отвечает, что данный вид торговых отношений запрещен (харам). Потому что целью этой деятельности является получение комиссионных, а не продуктов производства. Комиссионные достигают десятков тысяч, в то время как стоимость продукции не превышает нескольких сотен. И каждый разумный, которому предложат сделать выбор, выберет комиссионные. Поэтому такие компании в своем маркетинге и продвижении товаров опираются на завлечение большими размерами комиссионных, которые может получить участник, на обольщение его чрезмерно большой прибылью за малую плату — плату за стоимость продукта. Таким образом, продукция, которую представляют эти компании — это только лишь прикрытие и средство для получения комиссионных и прибыли.

И поскольку такова суть данного вида торговых отношений, то оно является запретным (харам) по следующим причинам:

Во-первых, потому что в нее включены оба вида ростовщичества (риба) — ростовщичество надбавки (фадль) и ростовщичество задержки (насиа). Участник платит небольшую сумму, чтобы получить большую. Он обменивает деньги на деньги с разницей в размере и отсрочкой. Это и есть ростовщичество, которое запрещено ясным шариатским текстом (насс) и единогласным мнением (иджма’). А что касается товара, который компания продает клиенту, то это только прикрытие для обмена. Этот товар не является целью участника и (потому) не влияет на правовое положение (сделки).

Во-вторых, потому что это вид обольщения неизвестным при угрозе потери (гарар), который запрещен (харам) в шариате. Ведь участник не знает, сможет он привлечь нужное количество других участников или нет. Пирамидальный или сетевой маркетинг, сколько бы он ни распространялся, достигнет положения, на котором остановится, и участник, когда присоединяется к пирамиде, не знает, окажется ли он в верхних этажах пирамиды и получит прибыль, или окажется в нижних этажах и будет в убытках. А действительность такова, что большинство участников пирамиды оказываются в убытке, кроме мизерного количества людей, находящихся в ее верхушке. Получается, что преобладает убыток, а это и есть суть «гарара» — вероятность двух исходов, преобладающий из которых более пугающий. И пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил «гарар», как передал Муслим в «Сахихе».

В-третьих, посредством этой деятельности торговые компании незаконно заполучают имущество людей. Поскольку пользу от нее получает только компания и тот из участников, посредством выплат которому завлекают и тешат обманчивыми ожиданиями других. С запретом этого пришел ясный шариатский текст, как сказано в словах Всевышнего: «О те, которые уверовали, не пожирайте незаконно ваше имущество между собой».

В-четвертых, по причине того обмана, подтасовки и мошенничества, которые содержатся в данной деятельности. Со стороны того, что представляется, будто продукция — это цель торговых взаимоотношений, а действительность обратна этому. И со стороны того, что людей обольщают большими комиссионными, которые, в основном, не достигаются. Это относится к обману, запрещенному шариатом. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто обманывает, тот не от меня». Хадис передал Муслим в «Сахихе». И сказал: «Оба участника сделки имеют право выбора, пока не разлучатся. И если они оба были правдивы, то будет благословенна их сделка. А если лгали и скрывали, то стирается благословение их сделки». Хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам
Председатель: Абдульазиз ибн Абдуллах ибн Мухаммад Али аш-Шейх.
Члены: Салих ибн Фаузан аль-Фаузан, Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Гудаян, Абдуллах ибн Мухаммад аль-Мутляк, Абдуллах ибн Али ар-Рукбан, Ахмад ибн Али Сейр аль-Мубараки.

См. «Фатауа аль-Ляджна» 2/238-242.

اللجنة الدائمة للإفتاء بالسعودية

الفتوى رقم ( 22935 )
الحمد لله والصلاة والسلام على رسول الله وآله وصحبه، وبعد: فقد وردت إلى اللجنة الدائمة للبحوث العلمية والإفتاء، أسئلة كثيرة عن عمل شركات التسويق الهرمي أو الشبكي مثل شركة بزنس وهبة الجزيرة والتي يتلخص عملها في إقناع الشخص بشراء سلعة أو منتج، على أن يقوم بإقناع آخرين بالشراء ليقنع هؤلاء آخرين أيضًا بالشراء وهكذا، وكلما زادت طبقات المشتركين حصل الأول على عمولات أكثر تبلغ آلاف الريالات، وكل مشترك يقنع من بعده بالاشتراك مقابل العمولات الكبيرة التي يمكن أن يحصل عليها إذا نجح في ضم مشتركين جدد يلونه في قائمة الأعضاء، وهذا ما يسمى التسويق الهرمي أو الشبكي.

وأجابت اللجنة: أن هذا النوع من المعاملات محرم، وذلك أن مقصود المعاملة هو العمولات وليس المنتج، فالعمولات تصل إلى عشرات الآلاف، في حين لا يتجاوز ثمن المنتج بضع مئات، وكل عاقل إذا عرض عليه الأمران فسيختار العمولات، ولهذا كان اعتماد هذه الشركات في التسويق والدعاية لمنتجاتها هو إبراز حجم العمولات الكبيرة التي يمكن أن يحصل عليها المشترك، وإغراؤه بالربح الفاحش مقابل مبلغ يسير هو ثمن المنتج، فالمنتج الذي تسوقه هذه الشركات مجرد ستار وذريعة للحصول على العمولات والأرباح، ولما كانت هذه هي حقيقة هذه المعاملة، فهي محرمة شرعًا لأمور:

أولاً: أنها تضمنت الربا بنوعيه: ربا الفضل وربا النسيئة، فالمشترك يدفع مبلغًا قليلاً من المال ليحصل على مبلغ كبير منه، فهي نقود بنقود مع التفاضل والتأخر، وهذا هو الربا المحرم بالنص والإجماع، والمنتج الذي تبيعه الشركة على العميل ما هو إلا ستار للمبادلة، فهو غير مقصود للمشترك، فلا تأثير له في الحكم.

ثانيًا: أنها من الغرر المحرم شرعًا؛ لأن المشترك لا يدري هل ينجح في تحصيل العدد المطلوب من المشتركين أو لا؟ والتسويق الشبكي أو الهرمي مهما استمر فإنه لا بد أن يصل إلى نهاية يتوقف عندها، ولا يدري المشترك حين انضمامه إلى الهرم هل سيكون في الطبقات العليا منه فيكون رابحًا، أو في الطبقات الدنيا فيكون خاسرًا، والواقع أن معظم أعضاء الهرم خاسرون إلا القلة القليلة في أعلاه، فالغالب إذن هو الخسارة، وهذه هي حقيقة الغرر، وهي التردد بين أمرين أغلبهما أخوفهما، وقد نهى النبي صلى الله عليه وسلم عن الغرر كما رواه مسلم في (صحيحه).

ثالثًا: ما اشتملت عليه هذه المعاملة من أكل الشركات لأموال الناس بالباطل، حيث لا يستفيد من هذا العقد إلا الشركة ومن ترغب إعطاءه من المشتركين بقصد خدع الآخرين، وهذا الذي جاء النص بتحريمه في قوله تعالى: يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُمْ بَيْنَكُمْ بِالْبَاطِلِ .

رابعًا: ما في هذه المعاملة من الغش والتدليس والتلبيس على الناس، من جهة إظهار المنتج وكأنه هو المقصود من المعاملة والحال خلاف ذلك، ومن جهة إغرائهم بالعمولات الكبيرة التي لا تتحقق غالبًا، وهذا من الغش المحرم شرعًا، وقد قال عليه الصلاة والسلام: من غش فليس مني رواه مسلم في (صحيحه) وقال أيضًا: البيعان بالخيار ما لم يتفرقا، فإن صدقا وبينا بورك لهما في بيعهما، وإن كذبا وكتما محقت بركة بيعهما متفق عليه.

اللجنة الدائمة للبحوث العلمية والإفتاء
الرئيس: عبد العزيز بن عبد الله بن محمد آل الشيخ
الأعضاء: صالح بن فوزان الفوزان، عبد الله بن عبد الرحمن بن غديان، عبد الله بن محمد المطلق، عبد الله بن علي الركبان، أحمد بن علي سير المباركي.

انظر: «فتاوى اللجنة» 2/ 238-242.

2. Ответ Центра фатв при Министерстве исламских дел Катара

Выдержка из фатвы №35492

«После ознакомления с программой сетевого или пирамидального маркетинга, прояснилось, что не разрешается ни присоединяться к ней, ни привлекать к ней других. 
Поскольку в этой системе невозможно вырасти без того, чтобы были те, кто окажется в убытке за счет которого преуспеют те, кто получит прибыль. Независимо от того, остановился рост или нет, последний уровень членов организации непременно окажется в убытке. Без этого невозможны мнимые комиссионные для более высоких уровней. Это значит, что большинство терпит убыток ради прибыли меньшинства. А заполучение этих средств не по праву — это незаконное поедание чужого имущества, которое запретил Аллах.
Также данная программа работает только за счет обольщения других и осуществления им мнимой продажи в пользу немногих глав компании. Кто вступает в такую программу, тот не имеет цели овладеть товаром, но всеми движет азарт разбогатеть за счет комиссионных. Вступающего обольщают богатством, чтобы он оплатил стоимость присоединения к этой программе».

مركز الفتوى التابع لإدارة الدعوة والإرشاد الديني بوزارة الأوقاف والشؤون الإسلامية بدولة قطر

رقم الفتوى: 35492
«فبعد الإطلاع على برنامج التسويق الشبكي أو الهرمي تبين أنه لا يجوز الدخول فيه، ولا دلالة الغير عليه.
إذ هو برنامج لا يمكن أن ينمو إلا في وجود من يخسر لمصلحة من يربح، سواء توقف النمو أم لم يتوقف، فالخسائر للطبقات الأخيرة من الأعضاء لازمة، وبدونها لا يمكن تحقيق العمولات الخيالية للطبقات العليا، وهذا يعني أن الأكثرية تخسر لكي تربح الأقلية، وكسبها بدون حق هو أكل للمال بالباطل الذي حرمه الله.
كما أنه لا يقوم إلا على تغرير الآخرين، وبيع الوهم لهم لمصلحة القلة أصحاب الشركة، فمن يدخل لا غرض له في السلعة، وإنما كلٌّ يقامر على أنه سيربح من العمولات، فالداخل يُغرَى بالثراء كي يدفع ثمن الانضمام إلى البرنامج».

3. Ответ муфтията Палестины

Фатва №393

Вопрос: «Каково правовое положение (хукм) компаний, работающих по принципу сетевого маркетинга, которые распространены сейчас?»
Ответ: «… Высший комитет по фатвам в Палестине выпустил несколько постановлений о запрете взаимоотношений с подобными компаниями…»
Муфтий: шейх Мухаммад Ахмад Хусейн.

В ответе также приводится подробное объяснение причин, и оно практически не отличается от того, что уже было изложено выше.

جواب دار الإفتاء الفلسطينية
رقم الفتوى: 393
السؤال: ما حكم شركات التسويق الشبكي المنتشرة حالياً؟
الجواب: «… فقد أصدر مجلس الإفتاء الأعلى في فلسطين قرارات تحرم التعامل بمثل هذه الشركات…»
المفتي: الشيخ محمد أحمد حسين

4. Ответ муфтия Иордании

Прежний муфтий Иордании, шейх, д.н. Нух Али Сальман известен как приверженец шафиитского мазхаба. Далее выдержка из его фатвы о сетевом маркетинге.

Фатва №644

«Система сетевого маркетинга и начисления комиссионных в нем не относится к разделу разрешенного в шариате посредничества, а относится к запретным азартным операциям (майсар, кымар), поскольку участники обычно присоединяются только для получения комиссионных за привлечение других клиентов. И если участник приведет некоторое количество клиентов, выполнит условия компании, то получит комиссию, которая может быть выше или ниже той суммы, которую он заплатил вначале. А если у него ничего не получится, то потеряет всю сумму. Эта вероятность относит данный вид отношений к разделам «гарара» и «майсара».

اسم المفتي : سماحة المفتي العام السابق للمملكة الأردنية الهاشمية الدكتور نوح علي سلمان
الموضوع : حكم التسويق الشبكي
رقم الفتوى : 644
التاريخ : 22-04-2010

«أسلوب التسويق الشبكي وأخذ العمولات عليه ليس من باب السمسرة الشرعية، بل هو من باب الميسر والمقامرة المحرمة؛ لأن المشتركين عادة لا يشتركون إلا بغرض تحصيل المكافآت على إحضار زبائن آخرين، فإذا جلب المشترك عددًا من الزبائن، وحقق شروط الشركة: أخذ عمولته التي قد تزيد أو قد تنقص عن المبلغ الذي دفعه ابتداء، وإذا فشل خسر المبلغ كله، وهذا الاحتمال يُدخِلُ المعاملة في أبواب الغرر والميسر».

5. Ответ ханбалитского шейха

Спросили шейха Мухаммада ибн Абдульуахида аль-Азхари: «Да хранит тебя Аллах, о наш шейх. Не облагодетельствуешь ли ответом, о шейх: каково правовое положение сетевого маркетинга? Прошу прощения за повторение вопроса».

Ответ: «Он не разрешен».
См. https://ask.fm/Mohamadabdelwahed/answers/134790989027

سئل الشيخ محمد بن عبد الواحد الأزهري الحنبلي: «حفظكم الله شيخنا! لو تكرمت شيخ، ما حكم التسويق الشبكي؟ عفوا لإعادة السؤال».
فأجاب: لا يجوز

6. Позиция муфтията Египта

Шейхи египетского муфтията выразили в решении больше осторожности. Они рассмотрели один из видов сетевого маркетинга, вынесли решение о его запретности и, учитывая большую вероятность наличия подобных нарушений и в других видах, сочли необходимым в общем воздержаться от остальных, считая при этом, что каждый вид нуждается все же в отдельном рассмотрении для точного решения.

Говорит муфтий Арабской Республики Египет, проф., д.н., шейх Шаукы Ибрахим Аллям: «К нам поступил вопрос, в котором говорится: «Каково правовое положение сетевого маркетинга?» И ответ заключается в том, что вопросы, связанные с сетевым маркетингом — это вопросы, в которых идет развитие, и они отличаются день ото дня. Поэтому необходимо рассматривать каждый вид по отдельности, чтобы прояснилось шариатское положение (каждого из них). Египетский муфтият уже вынес фатву о запрете подобного вида торговых отношений в определенном виде, о котором был вопрос. Поскольку он (муфтият) обратил внимание на то, что данный вид сделок окружает неизвестность, итем более нет законодательного порядка, который бы устанавливал четкие границы в данном вопросе, и, кроме того, учитывая то, что фиктивность окружает этот вид отношений и проникает в него. Поэтому Египетский муфтият счел правильным запрет (сетевого маркетинга) на это время. Однако, нам нужно рассмотреть каждый вид по отдельности, чтобы высказать подходящее правовое положение. И Всевышний Аллах лучше знает».

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...