Подсчет зикра на кончиках пальцев: нужно ли оставлять счет по фалангам всего пальца и обходиться кончиками?

16.06.2017 | 16634

عد الأذكار بالأنامل: هل لا بد أن يُترك العد بجميع الأصبع أي بسلامياته أو عقها ثلاث؟

Передала Юсайра, да будет доволен ею Аллах, сказав: «Сказал нам пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Делайте тасбих, тахлиль и такдис, и ведите счет кончиками пальцев, ведь они будут спрошены и будут наделены способностью говорить. Не предавайтесь беспечности, чтобы не забыть милость (Аллаха)»«.
Ат-Тирмизи 3653, а так же Ахмад («Фатх ар-Раббани» 14/221), Абу Дауд 1487, аль-Хаким 2007. Признал его хорошим аль-Альбани в «Сахих ат-Тирмизи».

Что значит «тасбих, тахлиль и такдис»?

Писал шейх Убейдуллах аль-Мубаракфури (ум. 1414 г.х.): «Делать тасбих, т.е. говорить «субхана Ллах»», делать тахлиль, т.е. говорить «ля иляха илля Ллах»». См. «Мир’ат аль-мафатих» 7/478.

Писал имам Али аль-Кари аль-Ханафи (ум. 1014 г.х.): «Делать такдис, т.е. говорить «субханаль-Маликиль-Куддус» или «суббухун куддусун Раббуль-маляикати уар-рух», и возможно под такдисом имеется в виду такбир (т.е. слова «Аллаху акбар)».
См. «Миркат аль-мафатих» 4/1605.

Приказ в этом хадисе указывает на то, что так поступать лучше, или на то, что обязательно поступать только так, а иначе — запрещено?

Писал имам Али аль-Кари аль-Ханафи: «Упомянуто совершение этого кончиками пальцев только потому, что так поступать лучше». См. «Миркат аль-мафатих» 4/1606.

Что значит «кончиками пальцев»?

Писал шейх Бакр Абу Зейд (ум. 1429 г.х.) в книге «Ля джадида фи ахкам ас-саля» с. 60, об этом хадисе: «Слово «анамиль» — это кончики пальцев, на которых расположены ногти. Это (слово в хадисе) дает общий смысл, который охватывает полностью пальцы, так как это из раздела «упоминания части подразумевая под этим целое».
Затем шейх указал, что это касается пальцев обеих рук и сделал ссылку на «Шарх аль-азкар» Ибн Алляна 1/250.

Говорит шейх Ибн Аллян аш-Шафии (ум. 1057 г.х.): «Возможно имеется в виду счет самими кончиками пальцев, или счет несколькими пальцами». И сказал: «Счет по фалангам ведется таким образом, что большой палец прикладывается при каждом зикре к (другой) фаланге. А счет пальцами ведется сгибая и разгибая их. И сказано в шархе на «Мишкат»: «Под счетом подразумевается здесь то, что принято среди людей».
См. «Аль-Футухат ар-раббания аля аль-азкар ан-нававия» 3/250.

Писал имам Али аль-Кари аль-Ханафи: «Явно, что подразумеваются пальцы целиком, и это из раздела упоминания части, подразумевая целое, обратно тому, как пришло в словах Всевышнего: «Они вставляют в свои уши пальцы». (Сура «Корова», аят 19)». См. «Миркат аль-мафатих» 4/1605.

Писал шейх Мухаммад Абдуррахман аль-Мубаракфури (ум. 1353 г.х.): «Явно, что подразумеваются пальцы целиком, и это из раздела упоминания части, подразумевая целое, обратно тому, как пришло в словах Всевышнего: «Они вставляют в свои уши пальцы». (Сура «Корова», аят 19)». См. «Тухфа аль-ахвази» 4/31.

Писал шейх Убейдуллах аль-Мубаракфури: «Явно, что подразумеваются пальцы целиком, и это из раздела упоминания части, подразумевая целое, обратно тому, как пришло в словах Всевышнего: «Они вставляют в свои уши пальцы». (Сура «Корова», аят 19)». См. «Мир’ат аль-мафатих» 7/478.

Шейх Абдуллах ибн Абдульазиз аль-Акыль аль-Ханбали (ум. 1432 г.х.) в качестве также и своего мнения цитирует в фатве:
«Сказал сеййид Мухаммад Рашид Рида (ум. 1354 г.х.) в фатве 1131 (его журнала)»Манар»: «Сунна в подсчете зикра того, что пришло в определенном числе, состоит в счете кончиками пальцев, т.е. в прикладывании верха пальца к суставам, и у каждого пальца три сустава».
См. https://ar.islamway.net/fatwa/24541/printable

Говорят исследователи Катарского центра по фатвам:
«А что касается того, каким образом используются пальцы для подсчета тасбиха, то в этом деле есть простор для выбора. И мы не знаем хадиса, в котором бы передавалось, считал ли пророк, мир ему и благословение Аллаха, по каждому пальцу один зикр, или же три, распределяя их по фалангам. И какой бы способ ни использовал человек, будет считаться, что он выполнил требуемое».
См. http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php?page=showfatwa&Option=FatwaId&Id=25103

عَنْ يُسَيْرَةَ بِنتِ يَاسر رضي الله عنها قَالَتْ : قَالَ لَنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ «عَلَيْكُنَّ بِالتَّسْبِيحِ وَالتَّهْلِيلِ وَالتَّقْدِيسِ وَاعْقِدْنَ بِالْأَنَامِلِ فَإِنَّهُنَّ مَسْئُولَاتٌ مُسْتَنْطَقَاتٌ وَلَا تَغْفُلْنَ فَتَنْسَيْنَ الرَّحْمَةَ «.
رواه الترمذي (3583) وكذلك أَحمد (14/ 221 الفتح الرباني) , وأَبو داود (1487), والحاكم (2007). وحسَّنه الألباني في «صحيح الترمذي «.

ما هو التَّسْبِيحِ وَالتَّهْلِيلِ وَالتَّقْدِيسِ؟

كتب الشيخ عبيد الله المباركفوري (ت. 1404 هـ): «(بالتسبيح) أي بقول سبحان الله (والتهليل) أي قول لا إله إلا الله». انظر: «مرعاة المفاتيح» 7/478.
وكتب الإمام علي القاري الحنفي (ت. 1014 هـ): «(والتقديس ) أي : قول سبحان الملك القدوس ، أو سبوح قدوس رب الملائكة والروح ، ويمكن أن يراد بالتقديس التكبير». انظر: «مرقاة المفاتيح» 4/1605.

هل الأمر هنا يفيد الأفضلية أم الوجوم وأن ما سواه حرام؟

كتب الإمام علي القاري الحنفي: «وإنما قيد العقد بالأنامل دلالة على الأفضل». انظر: «مرقاة المفاتيح» 4/1606.

ما معنى العقد بالأنامل؟

كتب الشيخ بكر أبو زيد (ت. 1429 هـ) في كتابه «لا جديد في أحكام الصلاة» ص. 60 شارحا لهذا الحديث: «لفظ: «الأَنامل» وهي رؤوس الأَصابع التي بها «الظُّفْرَ» يَعُمُّ الأَصابع من باب إِطلاق البعض وإِرادة الكل». ثم ذكر أن الحديث يعم أصابع اليدين وأحال إلى 1/250 من «شرح الأذكار» لابن علان.

وكتب الشيخ ابن علان الشافعي. 1057 هـ):  «يحتمل أن المراد العقد بنفس الأنامل ، أو بجملة الأصابع» . قال : «والعقد بالمفاصل أن يضع إبهامه في كل ذكر على مفصل ، والعقد بالأصابع أن يعقدها ثم يفتحها . وفي شرح المشكاة : العقد هنا بما يتعارفه الناس». انظر: «الفتوحات الربانية على الأذكار النووية» 3/250.

وكتب الإمام علي القاري الحنفي: «والظاهر أن يراد بها الأصابع من باب إطلاق البعض وإرادة الكل عكس ما ورد في قوله تعالى : يجعلون أصابعهم في آذانهم لمبالغة». انظر: «مرقاة المفاتيح» 4/1605.

وكتب الشيخ محمد عبد الرحمن المباركفوري (ت. 1353 هـ): «والظاهر أن يراد بها الأصابع من باب إطلاق البعض وإرادة الكل عكس ما ورد في قوله تعالى يجعلون أصابعهم في آذانهم للمبالغة». انظر: «تحفة الأحوذي» 4/31.

وكتب الشيخ عبيد الله المباركفوري: «والظاهر أن يراد بها الأصابع من باب إطلاق البعض وإرادة الكل عكس ما ورد في قوله تعالى: {يجعلون أصابعهم في أذانهم} [البقرة: 19] لإرادة المبالغة». انظر: «مرعاة المفاتيح» 7/478.

ونقل الشيخ عبد الله بن عبد الرحن العقيل الحنبلي (ت. 1432 هـ) في فتواه معبرا عن رأيه: «وقال السيد محمد رشيد رضا (ت. 1354 هـ) في فتاوى (المنار) (1131): السنة في إحصاء ما ورد من الذكر معدودا، فهي العقد بالأنامل، أي: وضع رأس الأصبع على عُقَدها، وفي كل أصبع ثلاث عقد».
https://ar.islamway.net/fatwa/24541/printable

وقال باحثو مركز الفتوى القطري: «وأما كيفية استعمال الأصابع في عدِّ التسبيح، فالأمر فيها واسع، ولا نعلم حديثاً نقل فيه هل كان النبي صلى الله عليه وسلم يعقد بكل أصبع تسبيحة واحدة أو ثلاث تسبيحات بكل مفصل تسبيحة، وأي الكيفيتين فعل الإنسان أجزأه».
http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php?page=showfatwa&Option=FatwaId&Id=25103

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (8 оценок, среднее: 4,63 из 5)
Загрузка...