Когда можно держать дополнительный пост по собственному желанию? Имам аль-Касани
19.06.2018 | 3459
الإمام الكاساني: الأصل في صوم التطوع أنه يجوز في كل أيام السنة إلا ما جاء النهي عن الصوم فيها
(والخلاف في صوم الدهر وإفراد رجب بالصيام معروف)
Прекрасное объяснение имама Аляуддина Абу Бакра ибн Мас’уда аль-Касани аль-Ханафи (ум. 587 г.х.) того, почему дополнительный пост, который мусульманин держит по собственному желанию, уместен не только в дни, про которые пришли отдельные хадисы, а вообще в любое время, кроме дней, в которые он запрещен или нежелателен.
Вначале имам упоминает, что это мнение имама Абу Ханифы и ученых-ханафитов, но важно знать, что это мнение широко принято и практиковалось едва ли не всеми праведными имамами. Разногласие распространено лишь насчет нескольких определенных дней в году, насчет непрерывного поста весь месяц раджаб и насчет постоянного поста во все дни года, кроме праздников. Поэтому можно считать, что имам здесь объясняет не только основания ученых ханафитского мазхаба, а основание ученых исламской общины вообще в этом мнении и в этой практике.
Пишет имам аль-Касани: «А что касается дополнительного поста, то у нас (ханафитов) все дни уместны для него. Это передал Мухаммад (аш-Шайбани) от Абу Ханифы. Вне рамадана разрешено держать добровольный дополнительный пост во все дни согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха, (в которых он передавал слова Аллаха): «Всякое (благое) дело потомка Адама для него самого кроме поста. Он для Меня и Я воздам за него».
И его слов: «Кто держал пост в каждый месяц по три дня — 13, 14, 15 — тот словно бы держал пост весь год». — Он показал, что весь год, в общем, пригоден для поста.
Сюда же относятся его слова: «Кто держал пост в рамадан, а затем сопроводил его шестью днями в шаввале, то это будет словно бы он держит пост все время». — Он показал, что все время пригодно для поста, без разделения.
Также его слова: «Держащий дополнительный пост — сам себе повелитель. Захочет — держит пост, а захочет — не держит».
И потому что те смыслы, из-за которых пост является благим делом и поклонением — и мы их уже упомянули — они есть во все дни, и получается, что все дни пригодны для поста.
Только в некоторые из них пост порицаем (нежелателен или запрещен), а в некоторые желателен». См. «Бадаи’ ас-санаи'» 2/77-78.
قال الإمام علاء الدين أبو بكر بن مسعود الكاساني الحنفي (ت. 587 هـ): «أَمَّا صَوْمُ التَّطَوُّعِ: فَالْأَيَّامُ كُلُّهَا مَحَلٌّ لَهُ عِنْدَنَا، وَهُوَ رِوَايَةُ مُحَمَّدٍ عَنْ أَبِي حَنِيفَةَ، وَيَجُوزُ صَوْمُ التَّطَوُّعِ خَارِجَ رَمَضَانَ فِي الْأَيَّامِ كُلِّهَا لِقَوْلِ النَّبِيِّ: — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — «كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ لَهُ إلَّا الصَّوْمَ فَإِنَّهُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ» وَقَوْلِهِ: «مَنْ صَامَ مِنْ كُلِّ شَهْرٍ ثَلَاثَةَ أَيَّامٍ: الثَّالِثَ عَشَرَ، وَالرَّابِعَ عَشَرَ، وَالْخَامِسَ عَشَرَ، فَكَأَنَّمَا صَامَ السَّنَةَ كُلَّهَا» فَقَدْ جَعَلَ السَّنَةَ كُلَّهَا مَحَلًّا لِلصَّوْمِ عَلَى الْعُمُومِ.
وَقَوْلُهُ «مَنْ صَامَ رَمَضَانَ وَأَتْبَعَهُ بِسِتٍّ مِنْ شَوَّالٍ فَكَأَنَّمَا صَامَ الدَّهْرَ كُلَّهُ» جَعَلَ الدَّهْرَ كُلَّهُ مَحَلًّا لِلصَّوْمِ عَنْ غَيْرِ فَصْلٍ، وَقَوْلُهُ: «الصَّائِمُ الْمُتَطَوِّعُ أَمِيرُ نَفْسِهِ، إنْ شَاءَ صَامَ، وَإِنْ شَاءَ لَمْ يَصُمْ» وَلِأَنَّ الْمَعَانِيَ الَّتِي لَهَا كَانَ الصَّوْمُ حَسَنًا وَعِبَادَةً وَهِيَ مَا ذَكَرْنَا مَوْجُودَةٌ فِي سَائِرِ الْأَيَّامِ فَكَانَتْ الْأَيَّامُ كُلُّهَا مَحَلًّا لِلصَّوْمِ، إلَّا أَنَّهُ يُكْرَهُ الصَّوْمُ فِي بَعْضِهَا، وَيُسْتَحَبُّ فِي الْبَعْضِ». انظر: «بدائع الصنائع» 2/ 77-78.