Можно ли ровнять бороду, укорачивая торчащие из нее волосы?
20.06.2017 | 11076
حكم تسوية اللحية أي تهذيبها والأخذ ما تطاير منها
Имам Али аль-Кари аль-Ханафи в «Миркат аль-мафатих» 7/2822 писал:
«И сказал Ибн аль-Малик (один из ханафитских ученых): «Выравнивание волос бороды — сунна*. Оно заключается в том, чтобы укоротить каждую волосинку, которая длиннее остальных, чтобы все они были равной длины».
__________
*Возможно здесь под словом «сунна» подразумевается «желательно», или же это отнесено к общему значению сунны быть опрятным. Также есть очень слабый хадис, в котором сказано: «Пророк укорачивал бороду по ее ширине и длине».
كتب الإمام علي القاري الحنفي: «قال ابن الملك — أحد علماء الحنفية — : تسوية شعر اللحية سنة وهي أن يقص كل شعرة أطول من غيرها ليستوي جميعها»، ولم يعارض.
انظر: «مرقاة المفاتيح» 7/2822.
Имам Абу аль-Уалид аль-Баджи аль-Малики писал в «аль-Мунтака шарх аль-муватта» 7/266:
«Передал Ибн аль-Касим от Малика, что нет проблем убирать то, что «вылетело» из бороды и отделилось. Сказали Малику: «А если борода стала очень длинной?» Ответил: «Я считаю, что следует ее укоротить и постричь». И передано от Ибн Умара и Абу Хурайры, что они укорачивали часть бороды, которая по своей длине превышала ширину кулака».
قال الإمام أبو الوليد الباجي المالكي: «روى ابن القاسم عن مالك: لا بأسَ أن يؤخَذَ ما تطايرَ من اللِّحيةِ وشَذَّ، قيل لمالك: فإذا طالت جدًّا؟ قال: أرى أن يؤخَذَ منها وتُقَصَّ، ورُوي عن عبد الله بن عمر وأبي هريرة رضي الله عنهم أنَّهما كانا يأخذانِ مِن اللِّحيةِ ما فضَل عن القبضةِ».
انظر: «المنتقى شرح الموطأ» 7/266.
Писал имам ан-Навави аш-Шафии в «Маджму’ шарх аль-мухаззаб» 1/290: «И правильное мнение — порицаемость (макрух) убирать что-либо из нее (бороды) в любом случае. Ее следует оставить такой, какая она есть». Скорее всего это и есть главное мнение шафиитского мазхаба по этому вопросу, и Аллах лучше знает.
وقال الإمام النووي الشافعي في «المجموع شرح المهذب» 1/290: «وَالصَّحِيحُ كَرَاهَةُ الْأَخْذِ مِنْهَا مُطْلَقًا بَلْ يَتْرُكُهَا عَلَى حَالِهَا كَيْفَ كَانَتْ». ولعل هذا هو معتمد المذهب الشافعي في هذه المسألة.
Имам Ибн Таймия в «Шарх умда аль-фикх, китаб ат-тахара», объясняя фикх ханбалитского мазхаба, на с. 236 писал:
«Что касается отпускания бороды, то ее (бороду) следует оставить (нетронутой). Если же кто-то укоротит то, что превышает размер кулака, то это не будет порицаемым. На это указывает прямой текст (от Ахмада), в соответствии с тем, что упоминалось ранее от Ибн Умара. И так же с укорачиванием того, что «вылетело» из нее».
وكتب الإمام ابن تيمية شارحا للفقه الحنبلي: «وأما إعفاء اللحية فإنه يترك ولو أخذ ما زاد على القبضة لم يكره، نص عليه كما تقدم عن ابن عمر، وكذلك أخذ ما تطاير منها».
انظر: «شرح عمدة الفقه»، كتاب الطهارة، ص. 236.