Обычные мусульмане и студенты, которые выбирают мнение «по доводам» — это все еще мукаллиды. Часто — самые фанатичные

24.08.2017 | 8544

الشيخ الشريف حاتم بن عارف العوني: ترجيح العامي وطالب العلم ما هو إلا نوع من أنواع التقليد وليس بالترجيح الحقيقي الذي هو نوع من أنواع الاجتهاد

В дополнение к записи о «тарджихе» и «иттиба» (https://muntaqa.info/tardzhih) заслуживают быть переведенными следующие слова шейха Хатима ибн Арифа аль-Ауни.

В своей книге «Ихтиляф аль-муфтин» шейх разъяснил, что его мнение насчёт таклида при разногласии ученых соответствует позиции имама Ибн Таймии.

Она заключается в том, что обычному мусульманину при разногласии муфтиев следует выбрать для себя то из их дошедших до него мнений, которое на его взгляд более обосновано доводами, и сделать таклид в этом мнении за тем учёным, который его высказал.

После этого объяснения шейх добавил следующее уточнение и поделился наблюдением:

«Однако этому обратившемуся за фатвой, который посчитал одно мнение более весомым, чем другое (сделал тарджих), обязательно знать, что этот тарджих только для него самого, чтобы он поступал в соответствии с одним из мнений, делая таклид. И этот его тарджих не делает из него муджтахида.

Уже приводились ранее слова шейх уль-ислама Ибн Таймии: «Обязанность такого — соблюдение мнения, которое более весомо в его глазах, без претензий на иджтихад. Подобно муджтахиду в определенных из муфтиев и имамов: если кто-то из них стал для него более весом, за тем он и делает таклид». См. Ибн Муфлих «аль-Фуру» 11/109-110, аль-Ба’ли «аль-Ихтиярат» 332-333.

Это значит, что не каждый, кто выбрал более весомое мнение, исходя из доводов, вышел из положения таклида. И что определение более весомого мнения ученым-муджтахидом, исходя из доводов, не таково, как определение более весомого, исходя из доводов, простым мусульманином и подобными ему из среднего слоя. Велика разница между такими двумя определениями. Велика. Потому что эта разница — разница между иджтихадом и таклидом.

Это очень важное замечание: тарджих простых мусульман и требующих знание, исходя из оценки доводов, будь они молодыми в годах или взрослыми, получили дипломы или нет, заняли пост или не заняли, не выводит их из положения таклида. Они при этом не перестали быть мукаллидами, даже если подумали о себе, что они — муджтахиды. Это не избавляет их от положения таклида, кроме как если они будут настоящими правоведами, у которых есть врожденные и приобретенные условия иджтихада.

И истина заключается в том, что этот вид мукаллидов — это самые твердолобые мукаллиды в фанатичной приверженности своему мнению и сопротивлении принятию истины от других. Потому что они думают о себе, что они познали истину из доводов на нее, но на самом деле они всего лишь сделали таклид за одним из муджтахидов, отдав предпочтение ему перед таклидом за другим муджтахидом, возвратившись к его доводу, без истинного понимания (доводов), без истинного иджтихада, по причине отсутствия у них инструментария для понимания (фикха) и иджтихада.

Сколько таких ты можешь увидеть, как они обрубают разногласие в вопросе, в котором есть разногласие со времен сподвижников или имамов (мазхабов), за которыми принято следовать. Можешь видеть, как такой говорит, «отменяя» разногласие и культуру отношения к разногласиям: «Поистине, более сильное мнение в этом вопросе вот такое». И если ты скажешь ему: «Однако, здесь есть разногласие, и другой имеет право посчитать более весомым не то, что высказал ты». — Он повторит тебе ту же фразу, удивляясь тому, что ты оживляешь разногласие, которое он считал умершим, или желал, чтобы оно умерло посредством ЕГО определения, что другое мнение более сильное. И он говорит тебе снова: «Но раджих (более сильное мнение) — вот это!» И тарджих этого мукаллида, или того, за кем он делает таклид, начинает для него означать проявившуюся истину, не противоречит в проявлении которой никто, кроме следующего за ложью. Это для него прямой путь, после которого только заблуждение! Таково его понимание смысла «более весомое мнение» (раджих). «Более сильное мнение» (раджих) в его понимании — это и есть истинное «более сильное мнение». Его «раджих» непременно должен быть таким и для Всевышнего Аллаха. Он словно говорит своим поведением: «Как может быть — побойтесь Аллаха — чтобы после этой истины истина могла быть в другом мнении?!»

А что касается разумных мукаллидов имамов мазхабов, за которыми принято следовать, то они не спорят и не препятствуют другим в их таклиде. Потому что они знают, что у них нет на это права».

И в сноске:

«Рассказал мне один из обладателей достоинств, что довелось ему в Мекке в Запретной мечети поприсутствовать при споре между одним из мукаллидов за имамами, который делал таклид исходя из выбора для следования более знающего и достойного, и другим мукаллидом за имамами, который делал таклид, исходя из выбора более весомого мнения по доводу, без истинного иджтихада в решении о весомости мнения. И второй мукаллид, который воображал себя муджтахидом, поскольку определил более весомое мнение исходя из довода, хотел обязать первого своим мнением. Он повышал голос, проявляя упорство в споре. А первый мукаллид ничего не добавлял к своему ответу: «Я — ханафит, и я не буду спорить!»
Эти слова не являются общей похвалой мукаллидам мазхабов. И не являются отрицанием присутствия у них фанатизма. Непредвзятые знают, что ошибки есть у всех, и от чрезмерности не убереглась ни одна из групп или последователей какой-нибудь методологии…»

Далее шейх сказал:

«Да приумножит Аллах в исламской общине разумных из числа тех, кто делает таклид, исходя из более весомого на их взгляд довода, и из числа тех, кто делает таклид, исходя из предпочтения более знающего и достойного муджтахида на их взгляд. Эти два вида мукаллидов действительно существуют».

Далее шейх пояснил, что такому мукаллиду не разрешено давать фатву своим раджихом, но можно передавать фатву ученого.

И это в книге «Ихтиляф аль-муфтин уа аль-маукыф аль-матлюб тиджахаху мин умум аль-муслимин», с. 260-262, шейха Хатима аль-Ауни, д.н. в хадисоведении, доцента кафедры «Корана и сунны» Факультета призыва и основ религии в мекканском университете «Умм аль-кура».

قال الشيخ العوني واصفا لحال أناس الذين اتبعوا رأي الإمام ابن تيمية الحفيد في وجوب للمستفتي أن يرجح بين أقوال المفتين حسب ما يظهر له من قوة أدلتهم:

الشريف حاتم العوني — اختلاف المفتين والموقف المطلوب تجاهه من عموم المسلمين، ص. 260
الشريف حاتم العوني — اختلاف المفتين والموقف المطلوب تجاهه من عموم المسلمين، ص. 261

وقال في التعليق:

الشريف حاتم العوني — اختلاف المفتين والموقف المطلوب تجاهه من عموم المسلمين، ص. 261
الشريف حاتم العوني — اختلاف المفتين والموقف المطلوب تجاهه من عموم المسلمين، ص. 262

ثم قال:

الشريف حاتم العوني — اختلاف المفتين والموقف المطلوب تجاهه من عموم المسلمين، ص. 262

ثم بين الشيخ أنه ليس لهذا «المقلد المرجح» أن يفتي بترجيحه لكن يجوز له أن ينقل للمستفتي فتوى عالم.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...