Развод до половой близости. Мнения и обоснования ученых четырех мазхабов

21.12.2018 | 7087

У развода, который произошел после заключения брака и до первого полового акта супругов, может быть два состояния в зависимости от степени состоявшегося сближения между ними.

1. Развод после никяха и до уединения супругов

Под уединением подразумевается то, что супруги остались наедине при таких обстоятельствах, при которых может произойти половая близость.

Если развод (таляк / талак) произошел до такого уединения, то нет разногласия в том, что

  • развод наступает сразу, и у мужа нет возможности вернуть бывшую жену только лишь по собственному желанию;
  • бывший муж должен выплатить жене половину оговоренного махра, если еще не выплатил, а если выплатил весь, то может потребовать вернуть половину;
  • у разведенной бывшей жены нет срока ‘идда — она не обязана ничего выжидать и может сразу же выходить замуж за другого мужчину или за прежнего, если это был не третий развод;
  • муж, который дал развод, может вернуть разведенную жену только если заново заключит с ней никях с новым махром и выполнением остальных условий никяха.

Основа этих положений содержится в следующих аятах:

«О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок. Одарите их и отпустите их красиво». [Сонмы, 49]

«Если же вы разведетесь с ними до того, как коснулись их, но после того, как установили обязательное вознаграждение (приданое), то отдайте им половину установленного вознаграждения, если только они не простят или не простит тот, в чьих руках брачное соглашение. Если вы простите, то это будет ближе к богобоязненности«. [Корова, 239]

2. Развод после уединения и до половой близости

Если состоялось полноценное уединение, а затем муж дал развод, то насчет такого варианта у ученых сложилось разногласие. Поэтому рекомендуется сразу обратить внимание на мнение той школы, к которой относит себя читатель или испытывает наибольшую склонность.

2.1. Согласно шафиитскому мазхабу положение не отличается от развода до уединения

Это последнее мнение имама аш-Шафии по данному вопросу, и на этом устоялся его мазхаб.

Ученые-шафииты при объяснении ссылаются на наиболее очевидный смысл приведенных выше аятов, на сообщения о соответствующем мнении Ибн ‘Аббаса и Ибн Мас’уда, а также на невозможность применения кыяса с хукмом о полном махре за уединение к ситуации с ошибочным никяхом при наличии оправдания в нем. См. Аль-‘Имрани, «Аль-Баян» 9/403.

Это мнение также передано от кады Шурейха, аш-Ша’би, Тауса и Ибн Сирина. См. «Аль-Мугни» 7/249.

2.2. В маликитском мазхабе есть некоторые отличия

Если развод состоялся после уединения, при котором был возможен половой акт, то на бывших мужа и жену распространяются следующие правила:

  • жена обязана соблюдать срок ‘идда (три месячных цикла);
  • если оба супруга подтверждают, что полового акта не было, то муж обязан выплатить половину махра, а если один из них заявляет, что был половой акт, то дело о размере махра решается в суде;
  • муж не имеет права вернуть жену по собственному желанию во время ‘идды;
  • муж и жена будут иметь возможность сойтись снова по истечении срока ‘идды, заключив заново никях по обоюдному желанию с новым махром, если развод не был третьим по счету.

Писал выдающийся маликитский ученый, шейх Ахмад ад-Дардир о том, что после полноценного уединения ‘идду выжидать обязательно: «Даже если они оба отрицают половой акт, оба подтверждают, что он не состоялся во время уединения. Потому что она (‘идда) — право Всевышнего Аллаха, а оно от этого не спадает. А учитывается их подтверждение об отсутствии соития в том, что касается их прав, и тогда не положено им содержание, ее махр не становится полным, а он не имеет права вернуть ее до окончания срока ‘идды». См. Хашия ад-Дусукы ‘аля аш-Шарх аль-кабир» 2/469.

قال العلامة الشيخ أحمد الدردير المالكي عن وجوب العدة بعد الخلوة: «(وَإِنْ نَفَيَاهُ) أَيْ الْوَطْءَ بِأَنْ تَصَادَقَا عَلَى نَفْيِهِ فِي الْخَلْوَةِ؛ لِأَنَّهَا حَقٌّ لِلَّهِ تَعَالَى فَلَا تَسْقُطُ بِذَلِكَ (وَأُخِذَا بِإِقْرَارِهِمَا) بِنَفْيِ الْوَطْءِ فِيمَا هُوَ حَقٌّ لَهُمَا فَلَا نَفَقَةَ لَهُمَا وَلَا يَتَكَمَّلُ لَهَا الصَّدَاقُ وَلَا رَجْعَةَ لَهُ فِيهَا». انظر: «حاشية الدسوقي على الشرح الكبير» 2/ 469.

2.3. Согласно ханафитскому мазхабу в действие вступают следующие положения:

  • жене становится обязательным выдержать в ожидании срок ‘идда;
  • муж обязан выплатить жене полный махр, если еще не выплатил;
  • муж не имеет права вернуть жену по собственному желанию во время ‘идды;
  • муж и жена могут заново пожениться, заключив новый никях с новым махром, и выполнив остальные условия никяха, если это был не третий развод.

Писал имам Аляуддин аль-Касани аль-Ханафи: «Верному уединению в верном никяхе дано положение половой близости во вменении в обязанность ‘идды, на которую распространяется право Всевышнего Аллаха. Поскольку насчет соблюдения права Аллаха следует проявлять осторожность за счет обязательности. И потому что передача (жены), обязательная по причине никяха, состоялась за счет верного уединения. Потому и обязательна ‘идда, как она обязательна при половой близости. В отличие от уединения в ошибочном никяхе». См. «Бадаи’ ас-санаи'» 3/191.

قال الإمام علاء الدين الكاساني الحنفي: «إلَّا أَنَّ الْخَلْوَةَ الصَّحِيحَةَ فِي النِّكَاحِ الصَّحِيحِ أُقِيمَتْ مَقَامَ الدُّخُولِ فِي وُجُوبِ الْعِدَّةِ الَّتِي فِيهَا حَقُّ اللَّهِ تَعَالَى؛ لِأَنَّ حَقَّ اللَّهِ تَعَالَى يُحْتَاطُ فِي إيجَابِهِ؛ وَلِأَنَّ التَّسْلِيمَ بِالْوَاجِبِ بِالنِّكَاحِ قَدْ حَصَلَ بِالْخَلْوَةِ الصَّحِيحَةِ فَتَجِبُ بِهِ الْعِدَّةُ كَمَا تَجِبُ بِالدُّخُولِ بِخِلَافِ الْخَلْوَةِ فِي النِّكَاحِ الْفَاسِدِ». انظر: «بدائع الصنائع» 3/ 191.

2.4. Согласно ханбалитскому мазхабу положения следующие:

  • жена обязана выжидать срок ‘идды;
  • муж обязан отдать махр полностью, если еще не отдал;
  • муж имеет право вернуть жену по собственному желанию, пока не вышло время ‘идды, если это был не третий развод.

Писал имам Ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали: «Если мужчина уединился со своей женой после верного никяха, то на него ложится обязанность выплатить (весь) ее махр, а для нее становится обязательной ‘идда. Даже если он не совершил с ней половой акт. Это передано от праведных халифов, Зейда (ибн Сабита), Ибн ‘Умара. В соответствии с этим высказались ‘Али ибн аль-Хусейн, ‘Урва, ‘Ата, аз-Зухри, аль-Аузаи, Исхак и ахлю ар-раи. И это старое из двух мнений аш-Шафии». См. «Аль-Мугни» 7/247-248.

قال الإمام اين قدامة المقدسي الحنبلي: «ذَلِكَ أَنَّ الرَّجُلَ إذَا خَلَا بِامْرَأَتِهِ بَعْدَ الْعَقْدِ الصَّحِيحِ اسْتَقَرَّ عَلَيْهِ مَهْرُهَا وَوَجَبَتْ عَلَيْهَا الْعِدَّةُ، وَإِنْ لَمْ يَطَأْ. رُوِيَ ذَلِكَ عَنْ الْخُلَفَاءِ الرَّاشِدِينَ وَزَيْدٍ، وَابْنِ عُمَرَ. وَبِهِ قَالَ عَلِيُّ بْنُ الْحُسَيْنِ وَعُرْوَةُ، وَعَطَاءٌ، وَالزُّهْرِيُّ، وَالْأَوْزَاعِيُّ، وَإِسْحَاقُ، وَأَصْحَابُ الرَّأْيِ. وَهُوَ قَدِيمُ قَوْلَيْ الشَّافِعِيِّ». انظر: «المغني» 7/ 247-248.

И писали авторы Кувейтской энциклопедии фикха: «Ханбалиты отнесли действительное уединение к положению полового акта в вопросе о праве на возврат (жены во время ‘идды). А что касается ханафитов, маликитов и мнению, которое у шафиитов является мазхабом, то у них для права на возвращение жены необходимо наличие полового акта, а уединения недостаточно». См. «Аль-Маусу’а аль-фикхия аль-кувейтия» 22/107.

قال مؤلفوا «الموسوعة الفقهية الكويتية» 22/ 107 : «الحنابلة اعتبروا الخلوة الصحيحة في حكم الدخول من حيث صحة الرجعة ؛ لأن الخلوة ترتب أحكاما مثل أحكام الدخول ، أما الحنفية والمالكية والشافعية على المذهب فلا بد عندهم من الدخول لصحة الرجعة ، ولا تكفي الخلوة».

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (5 оценок, среднее: 4,40 из 5)
Загрузка...