Шейх Амир Бахджат: Разница между предположением простого мусульманина о значении довода и предположением муджтахида

2 месяца назад | 214

الشيخ عامر بن محمد فداء بهجت:
إدعاء مخالفة الأئمة للدليل
— أمثلة لترك العوام للتقليد واجتهاداتهم المجرمة في «اتباع الدليل»
— الفرق بين ظن المجتهد وظن أو يقين المقلد

مقتطف من الدرس الأول من سلسلة «شرح زاد المستقنع»

ترجمة المقطع إلى اللغة الروسية:

Шейх Амир ибн Мухаммад-Фида Бахджат:
— заявления о том, что имамы противоречат доводам;
— примеры того, как обычные мусульмане оставляют таклид за имамами и делают преступные иджтихады «следуя доводам»;
— важное различие между значением предположения муджтахида и предположением или даже убежденностью немуджтахида (т.е. мукаллида).

«Хорошо, перейдем к вопросу: если будет хадис однозначно достоверный от пророка, мир ему и благословение Аллаха, с однозначным смыслом, с однозначной точностью, и противоречит ему мнение какого-либо из ученых, разрешено ли нам оставить слова посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ради чьих-либо слов? Невозможно, чтобы сказал мусульманин, который свидетельствует, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, чтобы он сказал: «Нет, оставь подчинение посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и следуй словам такого-то из людей». — Невозможно, чтобы так кто-нибудь сказал, ни из числа фанатичных приверженцев мазхабов, ни из числа других. Это положение вытекает из свидетельства, что Мухаммад — посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Ясно?

Однако, разве это положение… Некоторые люди представляют, что принятие решений в подобных случаях очень простое дело. Говорят: «В матне «аз-Зад» этот вопрос (противоречит доводу)». Многие из людей выносят постановление о том, что такое-то положение противоречит доводу, по причине их невежества и их малых знаний. Кто должен выносить такие постановления? Говорить: «Это положение противоречит доводу»? Как сказал имам, все имамы, нет между ними разногласия: «Если хадис достоверен, то это — мой мазхаб». Однако, что значит «достоверность хадиса»? Значит ли это только достоверность иснада (цепочки передатчиков)? Хадис достоверен, но он отменен — бывает такое или нет? Хадис, иснад его достоверен, его достоверность ясна подобно солнцу… Даже не хадис, аят! Аят из Книги Великого и Величественного Аллаха, и он — отменен. Возможно это или нет?

Если придет кто-нибудь и скажет: «Я буду следовать Книге Аллаха, и меня не волнуют слова обладателей знания». Взял и дал фатву женщинам, что женщина, у которой умер муж, должна держать идду год. «Откуда ты это взял?» — Он отвечает: «Из Книги Великого и Величественного Аллаха! Аят: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны завещать, чтобы их обеспечивали в ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ГОДА и не прогоняли». — Дал фатву людям в соответствии с этим. Потому что он не достиг степени иджтихада и не перевернул страницу. Понятно?

И рассказали нам некоторые из шейхов. Говорят: «Мы не хотели изучать фикх по мазхабам. Мы хотели читать «Сахих» имама Муслима, извлекать положения и поступать в соответствии с ними, чтобы снять с себя ответственность перед Аллахом, действовать в соответствии с пророческими хадисами и получать фикх из доводов, ведь «таков прямой путь». Начали читать и дошли до главы: «Глава о приказе убивать собак». Прочитали они эту главу, и закончился у них урок, закрыли книги. «Что вы из этого понимаете?» — Сказали: «Мы из этого понимаем, что мы обязаны убить собак, которые есть на улицах. И все, мы действуем по фикху доводов». И пошли, каждый с винтовкой, какую бы собаку ни увидели — убили. Пришли на следующий урок, перевернули страницу: «Ну давайте, бисмиЛлях». — Сказал (автор оглавлений к «Сахиху» Муслима) да помилует его Аллах: «Глава: отмена приказа убивать собак». — «Что же нам теперь делать?»

К чему я веду, уважаемые братья: тот, кто достиг степени иджтихада, тот обязан делать иджтихад, и обязан поступать в соответствии с собственным предположением (о том, какое правовое положение извлекается из хадиса). Муджтахид обязан поступать в соответствии с собственным предположением. А что касается мукаллида, то он не обязан поступать в соответствии с собственным предположением. А его убежденность в проблемных вопросах — это в действительности его предположения. У мукаллида убежденность может быть ошибочной, не то что предположение. Понятно или нет? Мукаллид не обязан действовать в соответствии с собственными предположениями, а обязан следовать (таклид) за ученым-муджтахидом.

Хорошо. Этот мукаллид, если оказалось, что один ученый-муджтахид дает ему фатву о разрешенности (того, о чем он спросил), а второй ученый-муджтахид дает ему фатву о запретности. И посредством своего слабого инструментария… Нет у него инструментария, однако он говорит: «Посредством использования моего слабого инструментария для меня оказался довод такого-то шейха сильным, довод первого мнения, и я буду делать таклид за ним (в этом вопросе)». — Заслуживает ли он порицание за это? Он не заслуживает за это порицания. Однако он посредством этого не достигает степени иджтихада, ему только показалось, что положение довода таково».

См. «Шарх зад аль-мустакни'», 1.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...