Шейх Мухаммад Аман аль-Джами: Разница между большим и малым многобожием (ширком)
01.06.2017 | 4114
الشيخ محمد أمان الجامي: الفرق بين الشرك الأكبر والأصغر
Шейх Мухаммад Аман аль-Джами: «Мне задали вопрос о разнице между большим ширком и малым. Спрашивающий говорит, что некоторые уважаемые (ученые) посчитали, что нет разницы между большим и малым ширком, основываясь на словах Всевышнего Аллаха: «Поистине Аллах не прощает тому, кто придает Ему сотоварища». — так как они распространяются как на большой, так и на малый ширк.
Ответ: Я говорю этому спрашивающему то же, что сказал еще недавно: возвращайся к этим ученым, чьи слова ты передал, поскольку ты ошибаешься в понимании их слов.
Большой ширк это куфр (неверие), и куфр явный. Кто совершит большой ширк и встретит Аллаха будучи взывающим наряду с Ним тому, кого уподобит в Его знании, мощи и знании сокровенного, то он не зайдет в Рай, Рай будет запретным для него.
Что касается того, кто встретит Аллаха, не придавая Ему никого в сотоварищи, не утверждая наряду с ним равного, подобного… Однако впал в какой-либо большой ширк, то в этом случае это противоречит (полностью) искренности, единобожию и исламу. А малый ширк противоречит полноте единобожия.
Разве уравняешь ты того, кто просит о спасении не у Всевышнего Аллаха, будучи убежденным, что тот, кого он просит о спасении, является могущественным, знающим, дарующим пользу, — уравняешь его с тем, кто просто по обычаю клянется не Всевышним Аллахом, подражая своему народу, будучи убежденным в том, что тот, кем он клянется, не способен принести пользу или причинить вред? Однако такой обычай распространился в его народе — клятва не Аллахом. Неужели ты уравняешь в положении первого и второго? Нет. Он не придал Аллаху сотоварища (в полной мере).
Затем ты различаешь, и люди различают между большим и малым ширком: почему были даны определения: «большой ширк» и «малый ширк»? Следовательно, непременно должна быть между ними разница.
Сравни это со случаем, когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, услышал того, кто клянется своим отцом. Что он ему сказал? «Воистину, Аллах запрещает вам клясться вашими родителями». Вынес ли он постановление о его неверии и стал ли относиться к нему как к верооступнику? Нет.
По единогласному мнению малый ширк противоречит полноте таухида (единобожия), и он является средством, ведущим к совершению большого ширка. Он не противоречит самой основе единобожия и искренности.
То, чем мы исповедуем религию перед Аллахом — это убеждение, что между большим и малым ширком есть большая разница.
Малый ширк относится к виду больших грехов. И кто умер, будучи совершающим малый ширк, подобен тому, кто умер, будучи совершающим другие большие грехи. При условии, чтобы в этом не участвовало то, что малый ширк делает большим, как мы уже говорили об этом на предыдущих уроках. То есть, чтобы в этом не участвовало убеждение о том, кем поклялись, что оно может причинить вред ему или его имуществу и семье, причинить вред скрыто, без (явного) притеснения, однако оказывая (вредоносное) воздействие на его жизнь, средства к существованию, или на его детей и имущество — то в этом случае малый ширк перерастает в большой по причине подобного намерения и убеждения.
А что касается того, кто поклялся по обычаю (в речи), и, будьте внимательны, я повторяю это примечание: если поклялся некий Зейд, не имея такого убеждения, но следуя обычаю своего народа, следуя обычаю своей страны, то это — малый ширк. И он не относится к большому ширку в его постановлениях ни в этом мире, и ни в Последнем, если пожелает этого Всевышний Аллах».