Убейдуллах аль-Мубаракфури о разнице между саляфами из ахлюль-хадис, ханафитами, мурджиитами, му’тазилитами и хариджитами в вопросе оставления дел
07.06.2017 | 4423
الشيخ أبو الحسن عبيد الله بن محمد عبد السلام المباركفوري عن الفروق بين السلف من أهل الحديث والحنفية والمرجئة والمعتزلة والخوارج في قضية ترك الأعمال
Пишет шейх аль-Мубаракфури: «Сказали мурджииты: «Он (иман) — это только убеждение. А подтверждение языком не является ни столпом (рукн) ни условием (шарт) в нем». И они, как и ханафиты, постановили, что дела находятся вне сущности имана, снаружи его. Так же они отрицают то, что от имана может остаться часть. Однако, ханафиты проявляют озабоченность (праведными делами) и побуждают к ним, и признают их причиной, ведущей к росту имана. А что касается мурджиитов, то они отбросили дела и сказали: «Нет нужды в совершении дел, спасение только в подтверждении (сердцем)». И по их мнению ослушание (Аллаха) не навредит, если есть подтверждение (сердцем).
И сказали карамиты: «Он (иман) — это только произнесение (свидетельства)». Утверждения языком по их мнению достаточно для спасения (от Ада), независимо от того, есть ли подтверждение (сердцем) или нет.
И сказали саляфы из числа Малика, аш-Шафии, Ахмада и других имамов приверженцев хадиса: «Он (иман) — это убеждение сердцем, произнесение языком и выполнение столпов (Ислама)». Иман по их мнению составная величина, и он состоит из частей. И дела входят в сущность имана. Отсюда вытекают их слова об увеличении и уменьшении имана, в зависимости от того, сколько (его частей в наличии). То есть он по их мнению подобен общему составному понятию. И они привели в довод на это аяты и хадисы. Развернуто предоставил их имам аль-Бухари в своей книге «аль-Джами» и хафиз Ибн Таймия в книге «аль-Иман».
Было сказано, что так же говорят и му’тазилиты и хариджиты (что дела из имана), однако саляфы в отличие от них не делали все части имана одинаковыми (по значимости), основой. Для саляфов деяния подобны обязательным частям намаза (уаджибат), а не его столпам (аркан). Саляфы не считают, что иман исчезает, при исчезновении деяний. Более того, он сохраняется при отсутствии деяний. И поэтому тот, кто оставил деяния тела, а также совершающий великие грехи, является верующим нечестивцем, но не кафиром (неверным), так как противоречат этому две части (имана): убеждение в сердце и подтверждение языком. Если человек будет без убеждения в сердце (но с подтверждением на языке), то это лицемер (мунафик). Если будет только с убеждением (без подтверждения языком) – это неверный (кафир). А что касается того, кто будет только без деяний, то это нечестивец (фасик), который спасется от вечного пребывания в Аду и войдет в Рай.
И сказали хариджиты и му’тазилиты: «Оставляющий дела выходит из имана. Потому что части составного понятия «иман» являются одинаковыми (по значимости), основой, так что из исчезновения какой-либо части — не имеет значения какой — следует изчезновение и всего его (имана). И дела по их мнению — это один из столпов (рукн) имана, сравнимый со столпами (рукнами) намаза».
См. «Мир-ат аль-мафатих» 1/36-37
___________________
Шейх Абу аль-Хасан Убейдуллах ибн Мухаммад ибн Абдуссалям аль-Мубаракфури умер более 20 лет назад (1327-1414 г.х.), да помилует его Аллах. Это мухаддис из Индии, автор шарха (объяснения) «Мир-ату аль-мафатих» к сборнику «Мишкат аль-масабих» Хатыба ат-Тибризи. Преподаватель многих сборников хадисов в «Дар аль-хадис» в Дахли. Его в свое время избрал к себе в помощники шейх Мухаммад Абдуррахман аль-Мубаракфури, когда заканчивал писать «Тухфа аль-ахвази» — шарх «Сунана» ат-Тирмизи и утратил зрение, и шейх Убейдуллах в течении двух лет помогал ему в составлении и написании последних двух томов шарха.
Из шейхов, которые получили иджазу на передачу различных сборников хадисов от шейха Убейдуллаха аль-Мубаракфури: Хаммад ибн Мухаммад аль-Ансари (КСА), Хамди ибн Абдульмаджид ас-Саляфи (Ирак), Рабиа ибн Хади аль-Мадхали (КСА), Абдульбари Фатхуллах ас-Саляфи (ОАЭ).
قال الشيخ عبيد الله المباركفوري: «وقال المرجئة: هو اعتقاد فقط، والإقرار باللسان ليس بركن فيه ولا شرط، فجعلوا العمل خارجاً من حقيقة الإيمان كالحنفية وأنكروا جزئيته، إلا أن الحنفية اهتموا به وحرضوا عليه وجعلوه سبباً سارياً في نماء الإيمان، وأما المرجئة فهدروه وقالوا: لا حاجة إلى العمل، ومدار النجاة هو التصديق فقط، فلا يضر المعصية عندهم مع التصديق،
وقال الكرامية: هو نطق فقط، فالإقرار باللسان يكفي للنجاة عندهم سواء وجد التصديق أم لا،
وقال السلف من الأئمة الثلاثة: مالك والشافعي وأحمد وغيرهم من أصحاب الحديث: هو اعتقاد بالقلب، ونطق باللسان، وعمل بالأركان، فالإيمان عندهم مركب ذو أجزاء، والأعمال داخلة في حقيقة الإيمان، ومن ههنا نشأ لهم القول بالزيادة والنقصان بحسب الكمية، فهو كالكلي المشكك عندهم، واحتجوا لذلك بالآيات والأحاديث، وقد بسطها البخاري في جامعه، والحافظ ابن تيمية في كتاب الإيمان،
قيل وهو مذهب المعتزلة والخوارج، إلا أن السلف لم يجعلوا أجزاء الإيمان متساوية الأقدام، فالأعمال عندهم كواجبات الصلاة لا كأركانها، فلا ينعدم الإيمان بانتفاء الأعمال، بل يبقى مع انتفائها، ويكون تارك الأعمال وكذا صاحب الكبيرة مؤمناً فاسقاً لا كافراً بخلاف جزئيه: التصديق والإقرار، فإن فاقد التصديق وحده منافق، والمخل بالإقرار وحده كافر، وأما المخل بالعمل وحده ففاسق ينجو من الخلود في النار ويدخل الجنة.
وقال الخوارج والمعتزلة: تارك الأعمال خارج من الإيمان لكون أجزاء الإيمان المركب متساوية الأقدام في أن انتفاء بعضها — أي بعض كان — يستلزم انتفاء الكل، فالأعمال عندهم ركن من أركان الإيمان كأركان الصلاة».
انظر: «مرعاة المفاتيح شرح مشكاة المصابيح» 1 /36-37.