Пришел рамадан и вновь сомнения. Салих аль-Фаузан
23.05.2017 | 4568
وجاء رمضان وجاءت معه التشكيكات
صالح بن فوزان الفوزان
Статья с официального сайта шейха.
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Всевышний Аллах сделал месяц рамадан месяцем множества благ, благословения и месяцем поклонения во всем разнообразии видов повиновения Ему. В этот месяц произошли события, имеющие особую значимость в исламской истории:
1. Сказал Всевышний Аллах: «В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение». (Сура «Корова», аят 185).
2. В этом месяце есть ночь, которая лучше чем тысяча месяцев. И это — ночь предопределения (величия). Сказал Всевышний: «Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев». (Сура «Могущество», аят 3).
3. Аллах вменил в обязанность провести его в посте, а пророк, мир ему и благословение Аллаха, сделал сунной (своим путем и желательным делом) выстаивание ночных молитв в этот месяц. Сказал пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». (Аль-Бухари 37, Муслим 759).
4. В этом месяце произошло великое сражение при Бадре, это был день различения между истиной и ложью.
5. В этом месяце произошло открытие (пророком, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижниками) Благородной Мекки для Ислама и мусульман.
Необходимо осознавать истинную ценность этого великого месяца и использовать его для повиновения Аллаху, держа пост, выстаивая ночью молитвы, читая Коран, затворяясь в мечети — так же как пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, проводил этот месяц в различных видах поклонения. Однако в наше время многие люди впадают в этот месяц в чрезмерности.
— Группа людей уготовила для этого месяца различные телевизионные передачи, большинство из которых только отнимает время. Это различные сериалы, театральные постановки, юмористические программы, соревнования и прочие передачи развлекательного характера.
— Группа людей увлечена различными видами еды и напитков, они делают этот месяц месяцем еды, питья и ночной жизни вместо того, чтобы сделать его месяцем поста и выстаивания молитв. Бодрствуют ночью и спят днем, пропуская обязательные молитвы (намазы) и оставляют их. «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток» (Сура «Марьям», аят 59).
— Группа людей занята сама и занимает других сомнениями и спорами о начале месяца, о начале дневного поста, о законности намаза таравих и о числе его ракатов, используя для этого некоторые из доводов.
1. Кто-то высказывает сомнения в необходимости опираться на зрительную фиксацию новолуния, которую пророк, мир ему и благословение Аллаха, сделал началом месяца и его концом. Он, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Начинайте пост, увидев его, и прерывайте пост, увидев его. А если небо будет закрыто облаками, то отсчитайте для месяца шаабана тридцать дней». (Аль-Бухари 1909, Муслим 1081). И есть те, кто пытается отменить учет зрительной фиксации и заменить его следованием астрономическим расчетам, и есть те, кто пытается увязать зрительную фиксацию к астрономическим расчетам, и если случается несоответствие, то они не придают значения зрительной фиксации.
И в эти дни распространились высказывания, что невозможно будет увидеть новолуние в ночь на пятницу (речь идет о наступлении рамадана 2012 года) — так они вынесли решение о будущем, которого не знает никто, кроме Аллаха. И сколько раз уже они говорили подобное, а происходило обратное их словам, и мусульмане видели новолуние в те ночи, в которые возможность зрительной фиксации луны те люди отрицали [1]. Это по причине того, что при зрительной фиксации в основном не остается сомнения. Тот, кто увидел, не подобен тому, кто услышал. «Своими глазами они увидели…» (Сура «Семейство Имрана», аят 13). Расчет — это дело людей, в котором возможны ошибки и недочеты, а наше поклонение основано на зрительной фиксации: видении новолуния, видении начала рассвета, видении того, как солнце склоняется к западу, видении того, что длина тени человека равна его росту, видении заката солнца, видении того, что исчезла вечерняя заря — для определения времен обязательных намазов[2].
2. У кого-то есть сомнения, касающиеся начала времени молитвы фаджр и начала времени дневного поста. А Всевышний Аллах сказал об этом: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить рассвета от черной». (Сура «Корова», аят 187). Таким образом становится ясно, что это время устанавливается на основании зрительной фиксации, при которой нет места для сомнений; и если расчет противоречит зрительной фиксации, то он не принимается во внимание.
3. Есть люди, которые сомневаются в том, что групповой намаз таравих узаконен в шариате. И достоверно установлено, что пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха делал его вместе со сподвижниками несколько ночей, а затем оставил их из опасения, что эта молитва станет для них обязательной. И он не запретил сподвижникам делать ее группами или по одному. И так было до того времени, пока не собрал их за одним имамом во время своего правления Умар, да будет доволен им Аллах. Собрал, поскольку уже не было возможным то, чего опасался пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха[3].
4. Кто-то высказывает сомнения о количестве ракатов в намазе таравих и желает ограничить его определенным числом. Сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». (Аль-Бухари 37, Муслим 759) — И не ограничил количество ракатов. И сказал он, мир ему и благословение Аллаха: «Тому, кто выстаивал ночной дополнительный намаз вместе с имамом до тех пор, пока имам не уйдет, будет записано выстаивание ночи». (Ат-Тирмизи 806, Ахмад 20450, достоверность подтвердили шейх аль-Альбани и шейх Ибн Баз). — И не ограничил количество ракатов. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, побуждал к выстаиванию ночи, и не ограничивал при этом количество ракатов. Целью должна быть правильность совершения этого намаза и сосредоточенность в нем, а не число ракатов.
5. И некоторые сомневаются насчет намаза тахаджуд, который совершают пробудившись в конце ночи в последние десять дней рамадана [4]. А посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проявлял такое усердие в последние десять ночей, какое не проявлял в другое время. И, когда наступали последние десять ночей, он затягивал свой изар (вид одежды, закрывающей нижнюю часть туловища), оживлял ночь молитвой, будил своих жен. Также об этом много других хадисов и сообщений от праведных имамов из первых поколений — об их намазе тахаджуд в последние десять ночей и о том, как долго они его делали.
Это то, что я хотел разъяснить относительно этих вопросов, надеясь на Аллаха, что Он вернет тех сомневающихся к истине и правильному пониманию. И да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.
Статья на сайте шейха: http://www.alfawzan.af.org.sa/node/14028
__________________________
1. В 2012 году полнолуние было действительно зафиксировано в ночь на пятницу вопреки разговорам о невозможности этого.
2. Шейх Салих Али аш-Шейх об использовании расписаний намазов, составленных на основе расчетов: https://muntaqa.info/raspisanie
3. Потому что со смертью пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, Коран и сунна, как источники Шариата, были доведены полностью, откровения прервались, и не существовало того, что могло было бы отменить что-либо, установленное Аллахом и Его посланником.
4. Говорил шейх Салих аль-Фаузан о человеке, который сделал витр в конце таравиха и затем в конце ночи встал для тахаджуда: «Если ты встал в конце ночи, то помолись сколько получится и достаточно тебе первого витра». http://www.alfawzan.af.org.sa/node/11401
بسم الله الرحمن الرحيم
جعل الله سبحانه وتعالى شهر رمضان شهراً للخيرات والبركات والعبادات بأنواع الطاعات، جرت فيه أحداث عظام في تاريخ الإسلام.
1- قال الله تعالى: (شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِنْ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ).
2- فيه ليلة خير من ألف شهر وهي ليلة القدر، قال تعالى: (لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِنْ أَلْفِ شَهْرٍ).
3- أوجب الله صيامه وسن النبي صلى الله عليه وسلم قيامه قال صلى الله عليه وسلم: «من قام رمضان إيمانًا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه».
4- حصلت فيه وقعة بدر الكبرى يوم الفرقان فرق الله بها بين الحق والباطل.
5- فيه الفتح الأعظم فتح مكة المشرفة.
فيجب أن يعرف لهذا الشهر العظيم قدره ويستغل بالطاعات من صيام وقيام وتلاوة قرآن واعتكاف كما كان النبي صلى الله عليه وسلم يخصه بأنواع الطاعات – إلا أنه في وقتنا الحاضر فرط فيه الكثير من الناس .
1- فطائفة تعد له البرامج الإعلامية التي أكثرها ضياع للوقت من المسلسلات والتمثيليات والمضحكات والمسابقات والترفيهيات.
2- وطائفة تنشغل بأنواع المآكل والمشارب فتجعله شهر أكل وشرب وسهر بدل أن يكون شهر صيام وقيام، يسهرون الليل وينامون النهار ويتركون الصلاة المفروضة في أوقاتها فيضيعونها (أَضَاعُوا الصَّلاةَ وَاتَّبَعُوا الشَّهَوَاتِ).
3- وطائفة تنشغل وتشغل الناس بالتشكيك والجدليات في بداية دخول الشهر وبداية الصوم اليومي ومشروعية صلاة التراويح وعدد ركعاتها متخطين في ذلك الأدلة المحددة لهذه الأمور.
1- فطائفة تشكك في اعتماد رؤية الهلال التي جعلها رسول الله صلى الله عليه وسلم بداية لدخول الشهر ونهايته حيث قال صلى الله عليه وسلم: «صوموا لرؤيته وأفطروا لرؤيته، فإن غم عليكم فأكملوا عدة شعبان ثلاثين يوما»، فهناك من يحاول إلغاء العمل بالرؤية والاعتماد على الحساب الفلكي، وهناك من يحاول ربط الرؤية بالحساب الفلكي فإذا لم توافقه فلا عبرة بها عندهم.
وفي هذه الأيام نشرت الصحف أنه تستحيل رؤية الهلال ليلة الجمعة، هكذا حكموا على المستقبل الذي لا يعلمه إلا الله وكم مرة قالوا مثل هذا الكلام وحصل خلاف ما يقولون فرؤي الهلال في الليلة التي نفوا رؤيته فيها، وذلك لأن الرؤية في الغالب لا يدخلها شك، فما رأى كمن سمع، (يَرَوْنَهُمْ مِثْلَيْهِمْ رَأْيَ الْعَيْنِ)، والحساب عمل بشري يدخله الخطأ والنقص وعبادتنا كلها مبنية على الرؤية للهلال والرؤية لطلوع الفجر والرؤية لدلوك الشمس، والرؤية لمساواة الظل مع الشخص والرؤية لغروب الشمس والرؤية لمغيب الشفق الأحمر لأوقات الصلوات الخمس.
2- وطائفة تشكك في دخول وقت صلاة الفجر ووقت بداية الصيام اليومي وقد قال الله تعالى في ذلك: (َكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمْ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنْ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنْ الْفَجْرِ)، وتبين ذلك يكون بالرؤية البصرية التي لا مجال للتشكيك فيها فإذا خالف الحساب الرؤية فلا اعتبار له.
3- وطائفة تشكك في مشروعية صلاة التراويح وقد صح أن النبي صلى الله عليه وسلم صلاها بأصحابه ليالي ثم تخلف عنهم مخافة أن تفرض عليهم ولم يمنعهم من صلاتها جماعة وفرادى حتى جمعهم عمر رضي الله عنه في خلافته على إمام واحد لانتفاء المحذور الذي خشيه الرسول صلى الله عليه وسلم في صلاتهم معه.
4- وطائفة تشكك في عدد صلاة التراويح وتريد أن تقصرهم على عدد معين فقد قال الرسول صلى الله عليه وسلم: «من قام رمضان إيماناً واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه»، ولم يحدد عدد الركعات، وقال صلى الله عليه وسلم: «من قام مع الإمام حتى ينصرف كتب له قيام ليلة»، ولم يحدد عددا، ورغب صلى الله عليه وسلم في قيام الليل ولم يحدد عددا والمطلوب إتقان الصلاة لا عدد الركعات.
5- وبعضهم يشكك في صلاة التهجد من آخر الليل في العشر الأواخر، والرسول صلى الله عليه وسلم كان يجتهد في العشر الأواخر ما لا يجتهد في غيرها، وكان إذا دخل العشر شمر وشد المئزر وأحيا ليله وأيقظ أهله إلى غير ذلك من الأحاديث والأثار الواردة عن السلف في صلاتهم التهجد في العشر الأواخر وإطالتهم فيها – هذا ما أردت بيانه حول هذه المسائل راجيا الله سبحانه أن يرجع هؤلاء إلى الحق والصواب وصلى الله على نبينا محمد وآله وصحبه.
كتبه
صالح بن فوزان الفوزان
عضو هيئة كبار العلماء
http://www.alfawzan.af.org.sa/node/14028