Некоторые положения, связанные с направлением в молитве, согласно фикху ханбалитского мазхаба
05.06.2017 | 3489
بعض الأحكام المتعلقة يالقبلة على مذهب الحنابلة
Выдающийся правовед, шейх Мансур аль-Бухути аль-Ханбали комментирует слова имама аль-Хаджави:
««Обязанность того, кто находится вблизи от кыбли», т.е. Каабы — а это относится к тому, кто может видеть ее, или к тому, кто получил известие о ней на основании ясного знания и убежденности — «точная направленность на саму Каабу» всем его телом, так чтобы ничего из его тела не было направлено мимо Каабы. И не повредит высокое или низкое положение.
«А» обязанность «того, кто находится вдали» от Каабы — направление «в ее сторону». И не повредит, если молящийся направится немного правее или левее, если это в обиходе будет считаться небольшим углом, если только он не в мечети пророка, мир ему и благословение Аллаха, потому что кыбля (направление) в ней известна досконально».
См. «Ар-Рауд аль-мурби'» с. 82.
يشرح العلامة البهوني كلام الإمام الحجاوي: «(وفرض من قرب من القبلة) أي الكعبة وهو من أمكنه معاينتها أو الخبر عن يقين (إصابة عينها) ببدنه كله بحيث لا يخرج شيء منه عن الكعبة، ولا يضر علو ولا نزول، (و) فرض (من بعد) عن الكعبة استقبال (جهتها) فلا يضر التيامن ولا التياسر اليسيران عرفا إلا من كان بمسجده — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — لأن قبلته متيقنة».
من «الروض المربع»، ص. 82.
Говорит шейх Марьи аль-Карми аль-Ханбали:
«Если не найдет того, кто сообщит ему о кыбле на основе ясного знания, то пусть совершает намаз сделав иджтихад (в поиске кыбли)*. Если в таком случае окажется, что он ошибся, то нет на нем обязанности переделывать намаз».
См. «Далиль ат-талиб» с. 74.
________________
* Здесь и далее в этой теме под иджтихадом подразумевается не тот термин, который находится в области исследования науки усуль аль-фикх, т.е. это не тот иджтихад, при котором извлекаются положения религии прямо из шариатских доводов. В этих вопросах под иджтихадом правоведы подразумевают знание каким образом и по каким признакам определяется кыбля (т.е. направление в сторону Каабы) и определение ее в соответствии с этим знанием. Писал имам аль-Хаджави: «Обладатель степени иджтихада в ней (кыбле) — это знаток в том, что указывает на нее». См. «Кашшаф аль-кына» 1/307.
قال الشيخ مرعي الكرمي: «فإن لم يجد من يخبره عنها بيقين صلى بالاجتهاد* فإن أخطأ فلا إعادة»
انظر: «دليل الطالب»، ص. 74.
____________
* الاجتهاد في هذا الباب ليس هو بالاجتهاد الذي يُبحث في علم أصول الفقه، أي: لا يعنى به القيام باستنباط الأحكام من أدلتها الشرعية التفصيلية مباشرة، وإنما يعنى به معرفة علامات القبلة والقدرة على القيام بتمييزها من جهات أخرى. قال الإمام الحجاوي: «أَهْلِ الِاجْتِهَادِ فِيهَا، وَهُوَ الْعَالِمُ بِأَدَاتِهَا»، انظر: «كشاف القناع» 1/307.
Говорит имам поздних ханбалитов Абу ан-Наджа Муса аль-Хаджави:
«А кто находится вдали от нее, то если ему сообщит достойный доверия на основании ясной убежденности, или он найдет исламские михрабы (в мечетях) указывающие на нее (кыблю) — то ему нужно руководствоваться этим. А в путешествии ориентируются в определении кыбли по Полярной звезде и положениям Солнца и Луны. И если два муджтахида проявили усердие (сделали иджтихад) в поиске кыбли и пришли к разным выводам, то один из них не следует за другим, а мукаллид следует за тем, кто из них более достоин доверия для него«.
См. «Зад аль-мустакни'» с. 43
كتب إمام الحنابلة المتأخرين أبو النجا موسى الحجاوي: «ومن بعد جهتها فإن أخبره ثقة بيقين أو وجد محارب إسلامية عمل بها. ويستدل عليها في السفر بالقطب ويستدل عليها بالشمس والقمر ومنازلهما. وإن اجتهد مجتهدان فاختلفا جهة لم يتبع أحدهما الآخر ويتبع المقلد أوثقهما عنده».
من «زاد المستقنع»، ص. 43.
Пишет шейх аль-Бухути в комментарии к другой книге имама аль-Хаджави:
««А если станет невозможным для него иджтихад из-за облачности или чего-либо подобного», как если бы он был погребен, «или» было «нечто препятствующее иджтихаду, вроде пыли или чего-то подобного, или признаки кыбли (указывающие в разные стороны) оказались равнозначны для него, то он совершает молитву согласно своему положению и нет на нем обязанности делать молитву заново», подобно тому, у кого нет ни одного из двух очищающих средств (вода и песок).
«И каждый, кто совершил молитву» из вышеупомянутых «прежде чем сделал то, чем обязан
— из поиска информации» (о кыбле) если есть тот, кто мог сообщить ему на основе убежденности,
— «или иджтихада» если способен на него и не нашел того, кто мог бы сообщить на основе убежденности,
— «или таклида», если не способен на иджтихад по причине незнания того, что указывает (на кыблю), или не может прибегнуть к нему из-за пыли и тому подобного,
— «или попытки опознать», если слепой или невежда не нашел за кем можно последовать (сделать таклид),
«то он обязан сделать молитву заново, даже если он помолился в правильном» направлении, по причине его упущения, заключающегося в оставлении того, чем он обязан.
«Желательно обучиться тому, что указывает на кыблю и» тому, что указывает на «время» для того, кто не знает этого».
См. «Кашшаф аль-кына'» 1/307.
وقال العلامة البهوتي في شرح الإقناع: «(وَإِنْ تَعَذَّرَ عَلَيْهِ الِاجْتِهَادُ لِغَيْمٍ وَنَحْوِهِ) كَمَا لَوْ كَانَ مَطْمُورًا (أَوْ) كَانَ (بِهِ مَانِعٌ مِنْ الِاجْتِهَادِ، كَرَمَدٍ وَنَحْوِهِ، أَوْ تَعَادَلَتْ عِنْدَهُ الْأَمَارَاتُ صَلَّى عَلَى حَسَبِ حَالِهِ بِلَا إعَادَةٍ) كَعَادِمِ الطَّهُورَيْنِ (وَكُلُّ مَنْ صَلَّى مِنْ هَؤُلَاءِ) الْمَذْكُورِينَ (قَبْلَ فِعْلِ مَا يَجِبُ عَلَيْهِ مِنْ اسْتِخْبَارِ) إنْ وَجَدَ مَنْ يُخْبِرُهُ عَنْ يَقِينٍ (أَوْ اجْتِهَادٍ) إنْ قَدَرَ عَلَيْهِ وَلَمْ يَجِدْ مَنْ يُخْبِرُهُ عَنْ يَقِينٍ (أَوْ تَقْلِيدٍ) إنْ لَمْ يَقْدِرْ عَلَى الِاجْتِهَادِ لِعَدَمِ عِلْمِهِ بِالْأَدِلَّةِ أَوْ عَجْزِهِ عَنْهُ لِرَمَدٍ أَوْ نَحْوِهِ (أَوْ تَحَرٍّ) فِيمَا إذَا لَمْ يَجِدْ الْأَعْمَى أَوْ الْجَاهِلُ مَنْ يُقَلِّدُهُ (فَعَلَيْهِ الْإِعَادَةُ وَإِنْ أَصَابَ) الْقِبْلَةَ لِتَفْرِيطِهِ بِتَرْكِ مَا وَجَبَ عَلَيْهِ (وَيُسْتَحَبُّ أَنْ يَتَعَلَّمَ أَدِلَّةَ الْقِبْلَةِ وَ) أَدِلَّةَ (الْوَقْتِ) مَنْ لَا يَعْرِفُهَا».
انظر: «كشاف القناع» 1/307.