Если думал, что есть оправдание для того, чтобы отложить или не делать намаз

27.06.2017 | 3629

إن ظن أن تأخير الصلاة عن وقتها أو تركها جائز في حاله
أحد قولي من يرى أنه لا قضاء لمن ترك الصلاة عمدا حتى خرج وقتها

Одно из мнений тех, кто считает, что возмещать намеренно оставленные молитвы не положено.

Говорит шейх Ибн Усаймин: «А если он опоздает с намазом имея оправдание в этом, как, например, сон или забывчивость, или если был чем-то занят, думая, что это считается оправданием для опоздания с совершением намаза в его время, — то он должен совершить его тогда, когда исчезнет это оправдание».См. «Маджму’ аль-фатауа уа ар-расаиль» 12/199.

قال الشيخ ابن عثيمين: «وأن أخر الصلاة عن وقتها لعذر من نوم أو نسيان ، أوشغل ظن أن يبيح له تأخيرها عن وقتها فإنه يصليها متى زال ذلك العذر».
انظر: «مجموع الفتاوى والرسائل» 12/199.

Говорит шейх Ибн Баз: «Если у твоего невежества (из-за которого были пропущены намазы) были причины, как, например, ты был болен, или что-то подобное этому, и думал, что в таком положении ты не обязан делать намаз, то тебе следует возместить пропущенные намазы тогда, когда станет понятно (как оно на самом деле). Когда ты узнаешь (правильное положение), то возмести то, что пропустил. Как, например, тот, кто заболел и думает, что ему можно не делать намаз, пока он не выздоровеет… И так же некоторые люди, если они думали, что если они не нашли воду, то могут не делать намаз, пока не найдут воду. Это сомнение. Они так же должны возместить пропущенное, так как их оставление намаза было по причине сомнения, и не было намеренным оставлением или сознательным уклонением от обязанности. Таким образом, если человек сознательно оставил намаз по причине ошибочного истолкования или сомнения, то такой возмещает упущенное. А если намеренно оставил по причине слабой озабоченности намазом, попустительского отношения к нему, то такой человек обязан сделать только покаяние». См. «Фатауа нур аля ад-дарб» 7/193-194.

قال الشيخ ابن باز: «أما إذا كان الجهل له أسباب : مريض أو شبه ذلك ظننت أنه لا صلاة عليك ، فتقضي إذا تبين لك ، وعلمت تقضي لما فاتك ، كالمريض الذي ظن أنه لا يصلي حتى يطيب ، ويصلي وهو واقف ، وهذا يصلي ما ترك إذا شفي ، وقد أخر الصلوات ، فإن لم يُشفَ يصلي وهو على حاله قائما أو قاعدا أو على جنبه ، وهكذا بعض الناس إذا ظن أنه إذا ما حصل الماء ما يصلي حتى يحصل الماء ، هذه شبهة ، فيصلي أيضا يقضي ما فاته ؛ لأن تركه لشبهة ما هو لقصد التعمد والمخالفة .
فالحاصل أن الإنسان إذا تركها عمدا لتأويل وشبهة هذا يقضي ، أما إذا تركها عمدا لقلة المبالاة بالصلاة ، وعدم العناية بها ، والزهد فيها فهذا عليه التوبة إلى الله فقط».
اتظر: «فتاوى نور على الدرب» 7/ 193-194.

Имам Ибн Таймия, за которым последовали многие современники в мнении, что оставившему сознательно молитву возмещать ее не положено, имел иное мнение в вопросе, затронутом выше. Он считал, что и такую молитву, т.е. оставленную по причине ошибочного предположения, что ее не нужно делать в какой-то период времени, возмещать не нужно.

А большинство ученых считает, что возмещать молитву нужно в любом случае сознательного ее оставления, если только человек не оставил ислам. И это мнение четырех мазхабов и их имамов.

وللإمام ابن تيمية — الذي اتبعه كثير من المعاصرين في رأيه بأنه لا قضاء على من ترك الصلاة عمدا — قول آخر في المسألة المذكورة في البداية، إذ كان يرى أن من ترك الصلاة ظنا منه أنه يجوز له ذلك وأنه معذور فلا قضاء عليه أيضا، خلافا لتفريع ابن عثيمين وابن باز.

وجمهور العلماء يرون أن القضاء واجب على كل من ترك الصلاة عمدا ما دام لم يخرج عن دائرة الإسلام. وهذا هو رأي المذاهب الأربعة وأئمتها.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...