Виды хадисов в зависимости от количества путей их передачи

01.09.2018 | 7833

Все хадисы, в зависимости от того, сколько путей задействовано в их передаче, условно делятся на два основных вида: ахад — «единичные» — и мутауатир — «множественные». Каждый из этих видов в свою очередь делится на подвиды. Остановимся на них подробнее.

1. Хадис мутауатир

Мутауатиром считается хадис, который передает большое количество передатчиков в каждом из уровней иснада так, чтобы невозможно было представить, что они сговорились на лжи или все вместе ошиблись. При этом передача должна опираться на какое-либо из чувств: зрение, слух, вкус, обоняние или осязание. То есть должны быть слова вроде: «Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал…» Или: «Я видел, как такой-то, сделал…»

Если представить, что хадис передает большая группа людей от большой группы людей, но какая-либо из этих групп была в таких условиях, при которых обычно люди могут сговориться на лжи, то их хадис не будет считаться мутауатиром, даже если у него будет сто иснадов. В качестве примера подобного сговора можно представить ситуацию, когда ученики в классе договариваются обвинить учителя в том, что он не пришел на урок, а сами уходят из класса еще до начала урока. На следующий день весь класс вызывают к завучу, и 35 человек передают завучу, что учитель не пришел на урок. Такое сообщение, переданное тридцатью пятью иснадами, не будет считаться мутауатиром, поскольку очевидна возможность сговора.

О том, какое число иснадов может быть минимальным у мутауатира, есть много мнений, и большинство ученых на том, что определенного числа не существует. Один хадис может быть мутауатиром при двадцати иснадах, другой при тридцати. В зависимости от того, достигается ли убежденность в том, что невозможны ошибка и подлог.

Согласно мнению большинства ученых не имеет значения положение передатчиков хадиса мутауатир. Даже если в иснадах есть нечестивцы или  немусульмане, сообщение принимается и является достоверным.

Примером такого сообщения из современного быта может быть ситуация, когда некий мусульманин проживает в неисламской стране на окраине одного из городов. В один из дней он выходит из дома на прогулку, и пока идет по улицам города, встречает в разных местах около 20 человек, каждый из которых рассказывает, что был в центре города, и на его глазах обрушилась большая древняя церковь. После такого сообщения от пятнадцатого или двадцатого человека этот мусульманин будет абсолютно убежден в том, что церковь действительно разрушилась. И это сообщение будет мутауатир.

Хадис мутауатир может быть двух видов: мутауатир ляфзый и мутауатир ма’науи

1.1. Мутауатир ляфзый — множественная передача определенной фразы

Так называют сообщение, в котором многочисленными путями передано одно и то же выражение.

Примером такого мутауатира является Коран. Он передан слово в слово неисчислимым количеством путей.
Примером такого мутауатира из сунны может быть хадис: «Кто намеренно возвел на меня ложь, пусть приготовится занять свое месте в Огне». Его передало более 60 сподвижников большому количеству табиинов и так далее в каждом из уровней его иснадов.

1.2. Мутауатир ма’науи — множественная передача определенного смысла

Мутауатир ма’науи получается тогда, когда в большом количестве передаются разные хадисы, утверждающие один и тот же смысл.

Примером мутауатира ма’науи может быть «обтирание кожаных носков». Имам Ахмад ибн Ханбаль, а позже имам Ибн ‘Абдульбарр аль-Малики подтверждали, что о законности обтирания кожаных носков при совершении малого омовения передано около сорока хадисов.

2. Хадис ахад

Хадисы, не достигшие в путях передач уровня мутауатира, относятся к категории «ахад» — единичных. Может сложиться впечатление, что единичные — ахад — хадисы так названы потому, что переданы лишь по одному иснаду, но это не так. Хадисы ахад могут быть переданы по одному иснаду, а могут и по пяти или восьми, только это множество не достигает уровня мутауатир.

В отношении хадисов ахад используют три категории терминов. Про один могут говорить, что он гариб или фард. Про другой могут сказать, что он ‘азиз. Про третий скажут: машхур или мустафид. И к какому бы виду ни принадлежал хадис ахад, он может быть достоверным, может быть слабым, и может быть отнесен к любой из других степеней надежности. Только у хадисов с меньшим количеством путей, вероятность недостоверности больше, чем у хадисов с большим количеством путей.

2.1. Гариб и фард.

Гариб или фард — это сообщение, на каком-либо из уровней передачи которого есть только один передатчик. Гариб или фард может быть двух видов: мутляк (абсолютный) и нисбий (относительный).

2.1.1. Гариб мутляк

Хадис, который передал только один сподвижник, называется гариб мутляк, или фард мутляк. Даже если затем от сподвижника его передало большое количество передатчиков. Примером такого хадиса будут известные слова пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, дела — по намерениям…». Этот хадис передал от пророка, мир ему и благословение Аллаха, только Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах.

2.1.2. Гариб нисбий

Гариб нисбий или фард нисбий — хадис, в передаче которого уединился один человек от какого-либо из передатчиков после уровня сподвижников. Если известно, что от некоего мухаддиса десять человек передавали 100 одних и тех же хадисов, а одиннадцатый один передал от него хадис, который не передали другие, то его хадис будет гариб нисбий, и про него скажут: «Он «инфарада» (т.е. уединился, передав хадис фард) с этим хадисом от такого-то шейха».

2.2. Хадис ‘азиз

Если в каком-либо из уровней иснадов хадиса есть только два передатчика, то такой хадис будет называться ‘азиз.

В основе подразумевается, что в хадисе ‘азиз во всех уровнях иснада не менее двух передатчиков. В качестве примера можно привести хадис, который передан с иснадами от Абу Хурайры и Анаса ибн Малика, да будет доволен ими Аллах, которые передали от пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: «Не уверуете вы, пока не стану я любимее для вас, чем ваш отец и ваш сын».

Но иногда мухаддисы называют ‘азизом хадис, иснад которого начинается как гариб с одного передатчика, а затем в каком-то из звеньев от одного передатчика его передают уже двое. В таком случае оговаривается, что он ‘азиз, но не сам по себе, а от такого-то передатчика.

2.3. Хадис машхур или мустафид

Если хадис передают в каждом уровне иснада три передатчика или более, вплоть до степени мутауатир, то его называют машхуром.

Иногда машхуром могут назвать любой широко известный хадис, и это согласно лингвистическому значению слова машхур (ар.: известный). Это может быть какой угодно хадис: выдуманный и без иснада, это может быть гариб, и каждый мутауатир может быть назван машхуром с этой точки зрения.

Вместо термина машхур может быть использован термин мустафид в том же значении: т.е. для указания на то, что в каждом этаже иснада есть не менее трех передатчиков.

И некоторые мухаддисы называя хадис термином мустафид подразумевают больше, чем только указание, что число его передатчиков не менее трех. Под мустафидом они имеют в виду такой хадис, который широко воспринят учеными и имеет множество путей. То есть, что это такой машхур, который приближается к степени мутауатира.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (17 оценок, среднее: 2,71 из 5)
Загрузка...