Имам аль-Газали: Если ты считаешь, что большой имам прошлого противоречит ясному доводу
06.08.2018 | 6365
نصيحة الإمام الغزالي لمن يرى أن أحد الأئمة الكبار خالف الدليل الواضح أو المعنى البين أو ظاهر السنة أو النص
Пишет имам Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси аль-Газали аш-Шафии (ум. 505 г.х.), отвечая на покушения некоторых людей на имама аш-Шафии и его знания:
«Если будет тебе передан мазхаб (мнение) большого имама из ученых исламской общины, и ты почувствуешь, что не можешь его принять, и увидишь его несостоятельность в ясных словах (доказательствах), в ясном, а не тонком или сложнопостижимом доводе, то остерегайся того, чтобы бросаться с осуждением его, заниматься разговорами о его удаленности от правоты и порицать его.
Перед тобой два варианта.
1. Или ты выносишь решение о том, что эти ясные слова (доказательство) скрылись от того имама, при том, как высоко его положение.
2. Или тебе следует сказать: «Скорее всего он узнал что-то скрытое (малоизвестное или труднопостижимое), и оно осталось скрытым от меня».
О если бы я знал: у тебя ли более возможны упущения в постижении скрытого смысла, или более возможно то, чтобы большим имамом остался не замечен ясный явный смысл?!
Если ты будешь объективен, то поймешь и придешь к тому, что более вероятно ускользание от твоего внимания скрытых (малоизвестных или труднопостижимых) моментов, нежели ясных от него. Так обвини же самого себя и остерегайся самоуверенности и дерзости».
См. «Хакыка аль-каулейн», изд. в «Маджалля аль-Джам’ия аль-фикхия ас-су’удия», №3, с. 273.
قال الإمام أبو حامد محمد بن محمد بن محمد الطوسي الغزالي الشافعي (ت. 505 هـ): «إذا نُقل إليك مذهب إمام كبير من علماء الأمة ينفر طبعك عن قبوله، وظهر لك بطلانه بكلام جلي، ودليل واضح غير دقيقٍ ولا خفيٍّ ؛ فإياك أن تقحم على إنكاره، وتشتغل [باستبعاده] واستنكاره؛ فإنك بين أن تحكم بخفاء ذلك الكلام الجليّ على ذلك الإمام مع منصبه العليّ، وبين أن تقول: لعلّه اطّلع على سرٍّ خفيٍّ، ذهب عليّ ذلك السر الخفي.
فليت علمي! أنت أجدر بالقصور عن درك معنى الخفي، أم الإمام الكبير بالذهول عن المعنى الظاهر الجلي!
فإن أنصفت علمتَ وتحققتَ أن ذهاب الخفيات عليك أقرب إلى الإمكان من ذهاب الجليات عليه.
فاتهم نفسك، واحذر الجسارة والجرأة».
المصدر: «حقيقة القولين» للإمام الغزالي، طبع في مجلة الجمعية الفقهية السعودية، العدد اللثالث؛ والنص المذكور في صفحة 273.