О важности прощения обидчика. Хафиз Ибн Хиббан

3 недели назад | 222

الإمام الحافط أبو حاتم محمد بن حبان البستي الشافعي (ت. 354 هـ): الحث على العفو والصفح عَن الجاني

Из книги имама хафиза Абу Хатима Мухаммада ибн Хиббана аль-Бусти аш-Шафии (ум. 354 г.х.) «Рауда аль-‘укаля».

Сказал хафиз Ибн Хиббан: «Разумный должен настроить себя постоянно держаться прощения всех людей и не приступать к мести за зло, ведь нет лучше причины для укрощения зла, чем добродетель, и нет большего повода для увеличения зла и провоцирования его, чем прибегание к подобному злу».

قال الحافظ ابن حبان رَضِيَ اللَّه عنه: «الواجب على العاقل توطين النفس على لزوم العفو عَن الناس كافة وترك الخروج لمجازاة الإساءة إذ لا سبب لتسكين الإساءة أحسن من الإحسان ولا سبب لنماء الإساءة وتهييجها أشد من الاستعمال بمثلها».

И сказал далее: «Кто хочет заслужить великую награду, получить в залог настоящую любовь и рассчитывает на добрую славу, тот пусть стойко переносит то, что встретит из губительной тяжести (на душе) и проглатывает горечь противоречия своей страсти, используя сунну, о которой мы рассказали, в поддержании отношений, когда их разрывают, в щедрости при встрече со скупостью, в кротости при встрече с невоспитанностью, в прощении при встрече с несправедливостью. Поскольку эти качества относятся к наилучшим нравам приверженцев религии и обитателей этого бренного мира».

وقال الحافظ: «من أراد الثواب الجزيل واسترهان الود الأصيل وتوقع الذكر الجميل فليتحمل من ورود ثقل الردى ويتجرع مرارة مخالفة الهوى باستعمال السنة التي ذكرناها في الصلة عند القطع والإعطاء عند المنع والحلم عند الجهل والعفو عند الظلم لأنه من أفضل أخلاق أهل الدين والدنيا».

И передал с цепочкой передатчиков, в которой есть один неизвестный, от Умара ибн Абдульазиза, что он сказал: «Более всего любимы для Аллаха три качества: прощение с возможностью (отомстить), умеренность при богатстве и снисходительность к себе в поклонении. И кто бы ни проявил мягкость к кому-либо в этом мире, непременно Аллах проявит мягкость к нему в Судный день».

وروى بإسناد فيه مجهول العين عن عمر بْن عَبْد العزيز قال: «أحب الأمور إلى اللَّه ثلاثة العفو في القدرة والقصد في الجدة والرفق في العبادة وما رفق أحد بأحد في الدنيا إلا رفق اللَّه به يوم القيامة».

Также хафиз писал: «Разумный должен постоянно держаться прощения когда сталкивается с дурным отношением со стороны этого мира с его творениями в надежде на прощение Великим и Возвышенным Аллахом его собственного греха, совершенного ранее. Ведь прощающий утруждает себя прощением, жертвуя отмщением. А наказующий, если все же отомстил, близок к сожалению об этом. А у кого есть брат, которого он любит, тот терпит его оплошности всю жизнь».

См. «Рауда аль-укаля уа нузха аль-фудаля», с. 166-168.

وقال رَضِيَ اللَّه عنه: «الواجب على العاقل لزوم الصفح عند ورود الإساءة عَلَيْهِ من العالم بأسره رجاء عفو اللَّه جل وعلا عَن جناياته التي ارتكبها في سالف أيامه لأن صاحب الصفح إنما يتكلف الصفح بإيثاره الجزاء وصاحب العقاب وإن انتقم كان إلى الندم أقرب فأما من له أخ يوده فإنه يحتمل عنه الدهر كله زلاته».

انظر: «روضة العقلاء ونزهة الفضلاء»، ص. 166-168.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...