Приветствие жестом руки или головы. Шейх Мухаммад Али Фаркус

03.06.2017 | 974

الشيخ محمد علي فركوس: حكم إلقاء السلامِ مع الإشارة باليد أو الرأس

Фатва №683
Положение приветствия с помощью жеста.

Вопрос: Я слышал, что салям вместе с жестом рукой или головой — это приветствие иудеев. Это действительно так? Да воздаст вам Аллах добром.

Ответ: Вся хвала Аллаху, мир и благословение тому, кого послал Аллах как милость для миров, а так же его семье, сподвижникам и братьям вплоть до Судного дня.
А затем.
Если мусульманин объединит между салямом и жестом рукой или головой, то это разрешено, согласно хадису Асма бинт Язид, да будет доволен ею Аллах, о том, что в один из дней посланник Аллаха прошел по мечети, в то время, как там сидела группа женщин, и он сделал знак рукой, приветствуя их салямом.1
А когда ограничиваются жестом рукой, без того, чтобы при этом произносить «ас-салям», то это считается приветствием иудеев, которое запретил* пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказав: «Не приветствуйте приветствием иудеев и христиан, а их приветствие — ладонями, головами и знаками».2
И стоит обратить внимание на то, что запрет на приветствие жестами связан с возможностью произнесения приветствия, так как «нет обязанности, кроме как с возможностью» в соответствии со словами Всевышнего: «Аллах не возлагает на душу ничего, кроме возможного для нее». (Сура «Корова», аят 286). Говорит об этом Ибн Хаджар, да помилует его Аллах: «Запрет на приветствие жестом относится к тому, кто имеет физическую и шариатскую возможность произнести приветствие. Так же приветствие жестом узаконено для того, кто занят тем, что мешает ему произнести приветствие, как, например, для молящегося, находящегося вдали и немого. К этому же относится и приветствие глухому».3
А полное знание — у Аллаха, и наша последняя мольба о том, чтобы вся хвала была Аллаху, Господу миров. Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью, сподвижников и братьев вплоть до Судного дня.

Алжир, 24 джумада аль-уля 1428 г.х., что соответствует 9 июня 2007 г.
____________

1 См.: Абу Дауд 5204, ат-Тирмизи 2697, Ибн Маджа 3701, Ахмад 28356. Хадис признал достоверным аль-Альбани, без фразы о знаке рукой. См. «Джильбаб аль-мар’а аль-муслима» 194, «Сахих аль-адаб аль-муфрад» 1/360.
2 См.: Ан-Насаи в «ас-Сунан аль-кубра» 10075, аль-Байхакы в «Шуаб аль-иман» 8911. Иснад хадиса признал хорошим Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» 12/274, и аль-Альбани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» 4/389.
3 См.: Ибн Хаджар аль-Аскаляни «Фатх аль-Бари» 12/274.
* «Запретил» — в оригинале نهى «наха», может указывать на нежелательность или порицаемость поступка, может указывать на рекомендацию не поступать таким образом и может указывать на запретность такого поступка.

См. http://ferkous.com/home/?q=fatwa-683

الفتوى رقم: ٦٨٣
في حكم التحية بالإشارة

السـؤال:
سمعتُ أنَّ إلقاءَ السلامِ مع الإشارة باليد أو الرأس مِن تحيَّة اليهود، فهل هذا صحيحٌ؟ وجزاكم اللهُ خيرًا‎.
الجـواب:
الحمدُ لله ربِّ العالمين، والصلاةُ والسلامُ على مَنْ أرسله اللهُ رحمةً للعالمين، وعلى آله وصَحْبِهِ وإخوانِه إلى يوم الدِّين، أمَّا بعد:
فَإِنْ جَمَع المسلِّمُ بين لفظ السلام والإشارة بالرؤوس والأَكُفِّ فجائزٌ لحديث أسماءَ بنتِ يزيدَ رضي الله عنها: «أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَرَّ فِي المَسْجِدِ يَوْمًا وَعَصَبَةٌ مِنَ النِّسَاءِ قُعُودٌ فَأَلْوَى بِيَدِهِ بِالتَّسْلِيمِ»(١).
أمّا الاكتفاء بالإشارة دون قَرْنِهَا بلفظ «السلام» فيُعَدُّ من تحيَّة اليهود التي نهى عنها النبيُّ صَلَّى اللهُ عليه وآله وسَلَّم بقوله: «لاَ تُسَلِّمُوا تَسْلِيمَ اليَهُودِ وَالنَّصَارَى، فَإِنَّ تَسْلِيمَهُمْ بِالأَكُفِّ وَالرُّؤوسِ وَالإِشَارَةِ»(٢).
هذا، والجدير بالتنبيه أنَّ النهيَ عن السلام بالإشارة إنما يتعلَّق بالقدرة على اللفظ إِذْ «لاَ تَكْلِيفَ إِلاَّ بِمَقْدُورٍ» لقوله تعالى: ﴿لاَ يُكَلِّفُ اللهُ نَفْسًا إِلاَّ وُسْعَهَا﴾ [البقرة: ٢٨٦]، وضمن هذا المعنى يقول ابن حجرٍ -رحمه الله-: «والنهي عن السلام بالإشارة مخصوصٌ بِمَنْ قدر على اللفظ حِسًّا وشرعًا، وإلاَّ فهي مشروعةٌ لمن يكون في شغلٍ يمنعه مِن التلفُّظِ بجواب السلام كالمصلِّي والبعيد والأخرس، وكذا السلام على الأصمِّ»(٣).
والعلمُ عند اللهِ تعالى، وآخرُ دعوانا أنِ الحمدُ للهِ ربِّ العالمين، وصَلَّى اللهُ على نبيِّنا محمَّدٍ وعلى آله وصحبه وإخوانِه إلى يوم الدِّين، وسَلَّم تسليمًا.

الجزائر في: ٢٤ جمادى الأولى ١٤٢٨ﻫ
الموافق ﻟ: ٩ جوان ٢٠٠٧م

(١) أخرجه الترمذي في «الاستئذان» (٢٦٩٧) مِن حديث أسماء بنت يزيد رضي الله عنها. وصحَّحه الألبانيُّ دون الإلواء باليد في «جلباب المرأة المسلمة» (١٩٤) وفي «صحيح الأدب المفرد» (١/ ٣٦٠).
(٢) أخرجه النسائيُّ في «السنن الكبرى» (١٠١٠٠)، والبيهقي في «شعب الإيمان» (٨٥٢٠)، من حديث جابر بن عبد الله رضي الله عنهما. وجوَّد إسنادَه ابنُ حجرٍ في «فتح الباري» (١٢/ ٢٧٤)، والألباني في «السلسلة الصحيحة» (٤/ ٣٨٩).
(٣) «فتح الباري» لابن حجر (١١/ ١٤).

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...