Десятичные простые истины о фикхе, иджтихаде, таклиде и мазхабах
26.10.2017 | 2825
Простые, казалось бы, истины, но и в их публикации есть нужда.
— Если человек десять раз прослушает объяснения к посланию «Три основы», он не станет разбираться в фикхе.
— Если человек двадцать раз перепостит цитату о том, что нужно следовать Корану и сунне, это не наделит его способностью определять и не сделает его пригодным для вынесения решений о том, какие ученые правы, а какие ошиблись при разногласиях больших имамов в фикхе.
— Если человек тридцать раз перепостит цитаты о том, что таклид — это плохо, а мукаллиды — невежды, он тем самым не избавит себя от нужды следовать за чьим-то пониманием доводов, то есть не перестанет быть мукаллидом; и не обретет знания, достаточные для понимания методов извлечения постановлений из доказательств, то есть не станет муджтахидом.
— Если человек сорок раз перепостит заметки об ошибках больших ученых, он тем самым не станет ни более знающим, ни более достойным, ни более понимающим чем они, ни имеющим меньше ошибок, чем они.
— Если человек пятьдесят раз прочитает перевод сокращенной версии «Сахиха» аль-Бухари, он тем самым не станет знать ни Коран, ни оставшееся из Сунны, ни все отмененные и отменяющие аяты и хадисы, ни способы извлечения из них причин постановлений, ни единогласные мнения, ни способы и принципы суждения по аналогии, ни правила пребывания на основе, ни остальные мнения сподвижников, ни количество и характер мнений за пределы которых нельзя выходить в старых вопросах, ни ценности шариата, на которые ориентирован фикх, ни общие и частные правила фикха, другими словами: это не даст ему права выносить постановление: где имамы выносили решение «по сунне», а где «не по сунне»;
— Если человек шестьдесят раз осудит ученых за вынесение решений по редким или теоретическим вопросам для будущего, это не наделит его ни способностью понимать принципы работы с доводами этих ученых, ни способностью выносить решения по новым редким вопросам;
— Если человек семьдесят раз опубликует осуждение следования мазхабам имамов, это не выведет его из положения следующего мазхабу студентов, или мазхабу обычного современного шейха.
— Если человек восемьдесят раз припишет себя к мазхабу определенного имама, то это само по себе не сделает его следующим его мазхабу, если он ничего из него не знает, а только лишь симпатизирует некоей позиции в некоторых вопросах, которая была у каких-то поздних шейхов, следовавших этому мазхабу в чем-то из фикха.
— Если человек девяносто раз опубликует записи о достоинствах мазхабов, это само по себе не сделает его знающим фикх мазхабов, если он не приступит к изучению его и сопутствующих наук.
— Если человек сто раз опубликует осуждение фанатизма к определенным шейхам в джархе, это не сделает его приемлющим широту мнений в вопросах иджтихада, если он готов нападать с надуманными обвинениями, пышущими злобой опровержениями, обязыванием и ярлыками на несогласных с ним или его шейхом в других вопросах иджтихада ученых за пределами сферы современных джархов.