Условия, при нарушении которых Аллах не ответит на дуа. Шейх Ибн Усаймин

2 месяца назад | 1067

الشيخ ابن عثيمين: شروط إجابة الدعاء

Объясняя аят «ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (Сура «Верующий», аят 60), шейх Ибн Усаймин сказал:

«Так сказал Великий и Могущественный Аллах и таково Его обещание, а Всевышний Аллах не нарушает Свои обещания…

«… и Я отвечу вам». – Ответом для обращения с поклонением является принятие Аллахом выполненного поклонения, а ответом для обращения с просьбой является дарование того, что человек просит. И таково обещание Аллаха. Но для этого необходимо наличие некоторых обстоятельств, необходимо наличие определенных условий для того, чтобы было отвечено на дуа.

Условие первое: чистота намерения для Аллаха (ихляс). Ты должен очищать свое намерение, чтобы быть обращающимся по праву. Если это в каком-либо обряде поклонения, то не приобщай к Аллаху ничего, не совершай поклонение ради показухи или чтобы потом хвастаться этим, и не ради того, чтобы сказали люди: «Он был в хадже, он щедрый, он много постится». Если же ты не будешь придерживаться этого, то сделаешь напрасным то, что совершал.
Так же и в обращении с просьбой: необходимо соблюдать чистоту в намерении. Обращайся к к Аллаху с чувством, что ты нуждаешься в Нем, а Он не нуждается в тебе; чувствуя, что Он способен дать тебе то, что ты просишь.

Условие второе: чтобы не было дуа преступным. Если оно будет преступным, то Аллах его не примет, даже если просит отец или мать для сына, согласно тому, что сказал Всевышний Аллах: «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступающих». (Сура «Преграды», аят 55) И если человек просит о том, что является грехом, просит что-нибудь запретное – я прибегаю к Аллаху от этого – это его дуа не принимается, так как он преступил. И также если он попросит то, что невозможно по шариату, например скажет: «О Аллах, сделай меня пророком». — Это не разрешается, и это преступление, которое не принимается. Также если будет делать дуа против того, по отношению к кому поступил несправедливо – дуа не принимается. И если женщина будет делать дуа против своего сына, за то что тот любит свою жену – дуа ее не принимается. И если отец делает дуа против своего сына, за то что тот общается с праведными людьми – такое дуа не принимается. Таково условие: не должно быть в дуа преступления.

Условие третье: чтобы взывая к Аллаху, человек был уверен в ответе на зов, чтобы не было это дуа для него пробой, действием совершаемым «на авось». А ведь некоторые люди обращаются к Аллаху чтобы проверить примется их дуа или нет – такое дуа не принимается от них. И если обращаешься к Аллаху, то взывай с уверенностью, что Аллах ответит, потому что, твое дуа, тогда, когда ты сомневаешься – не принимается.

Условие четвертое: отстранение от запретного. Человек не должен употреблять в пищу запретное. А кто употребляет запретное, полученное от ростовщичества, мошенничества, обмана и тому, что подобно этому – не будет ему отвечено на дуа. Доводом этому являются слова пророка, мир ему и благословение Аллаха:
«Поистине Аллах – благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И поистине Всевышний Аллах повелел верующим то же, что повелел посланникам, Он сказал: «О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете». (Сура «Верующие», аят 51) И сказал: «О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас». (Сура «Корова, аят 172) Затем (пророк, мир ему и благословение Аллаха) рассказал о человеке, который «долго находится в пути, его волосы растрепаны, и сам он в пыли протягивает руки к небу, взывая: «О Господи! О Господи!» – Но еда его запретная и питье его запретное, и одежда его запретная, и вскормлен он на запретном – так как же при этом будет ему отвечено?!» (Муслим 1686)
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, указал, что подобное положение далеко от того, чтобы Аллах ответил на дуа. При том, что тот человек принял меры, при которых дуа заслуживает ответа, но то, что он употреблял в пищу запретное, удалило его от принятия Аллахом его дуа. Просим у Аллаха избавления (от такого в жизни).

Таковы четыре условия, необходимые для дуа.
И благополучие – от Аллаха.

См. «Шарх Рияд ас-салихин» 6/7-10.

قال الشيخ ابن عثيمين شارحا لقول الله تعالى: {وقال ربكم ادعوني أستجب لكم}:

«وهذا قول من الله عز وجل ووعد والله تعالى لا يخلف الميعاد …
… {أستجب لكم} والاستجابة في دعاء العبادة هي قبولها والاستجابة في دعاء المسألة إعطاء الإنسان مسألته وهذا وعد من الله تعالى لكن لابد من أمور فلابد لإجابة الدعاء من شروط

منها الإخلاص أن تخلص لله فتكون داعيا له حقا إن كنت في عبادة لا تشرك به شيئا لا تعبده رياء ولا سمعة ولا من أجل أن يقال فلان حاج فلان سخي فلان كثير الصوم إذا قلت هذا أحبط عملك فلابد من الإخلاص في المسألة أيضا ادع الله وأنت تشعر بأنك في حاجة إليه وأنه غني عنك وقادر على إعطائك ما تسأل

ولابد أيضا من أن يكون الدعاء لا عدوان فيه فإن كان فيه عدوان فإن الله لا يقبله ولو من الأب لابنه أو من الأم لابنها إذا كان فيه عدوان فإن الله لا يقبله لقول الله تعالى {ادعوا ربكم تضرعا وخفية إنه لا يحب المعتدين} فلو دعا الإنسان بإثم بأن سأل ربه شيئا محرما فهذا لا يقبل لأنه معتد ولو سأل ما لا يمكن شرعا مثل أن يقول اللهم اجعلني نبيا هذا لا يجوز وهو عدوان لا يقبل ولو دعا على مظلوم فإنه لا يقبل ولو دعت المرأة على ابنها لأنه يحب زوجته فإنه لا يقبل وكذلك الأب لو دعا على ابنه لأنه صاحب أناسا طيبين فإنه لا يقبل فيشترط أن يكون في الدعاء عدوان

الشرط الثالث: يشترط أن يدعو الله تعالى وهو موقن بالإجابة لا دعاء تجربة لأن بعض الناس قد يدعو ليجرب ليرى هل يقبل الدعاء أم لا؟ هذا لا يقبل منه ادع الله وأنت موقن بأن الله تعالى سوف يجيبك فإن كنت دعوته وأنت في شك فإن الله لا يقبله منك

الشرط الرابع: اجتناب الحرام بأن لا يكون الإنسان آكلا للحرام فمن أكل الحرام من ربا أو فوائد غش أو كذب أو ما أشبه ذلك فإنه لا يستجاب له والدليل على هذا قول النبي صلى الله عليه وسلم إن الله طيب لا يقبل إلا طيبا وإن الله أمر المؤمنين بما أمر به المرسلين قال تعالى {يا أيها الرسل كلوا من الطيبات واعملوا صالحا} وقال {يا أيها الذين آمنوا كلوا من طيبات ما رزقناكم واشكروا لله إن كنتم إياه تعبدون} ثم ذكر الرجل يطيل السفر أشعث أغبر يمد يده إلى السماء يا رب يا رب ومطعمه حرام وملبسه حرام وغذي بالحرام فأنى يستجاب لذلك فاستبعد النبي صلى الله عليه وسلم أن يستجيب الله لهذا مع أنه فعل من أسباب الإجابة ما يكون جديرا بالإجابة ولكن لما كان يأكل الحرام صار بعيدا أن يقبل الله منه

فهذه أربعة شروط للدعاء لابد منها والله الموفق».

انظر: «شرح رياض الصالحين» 6/ 7-10.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...