Хозяйственные помещения, которые примыкают к мечети

20.07.2017 | 2750

حكم الغرف والصالات والأدوار الملحقة بالمسجد

Говорит Постоянный комитет: «Насчет комнат есть подробности. Если они входят в границы стен мечети, то они имеют положение мечети и постановление о них такое же, как о молитвенном зале. А если они находятся снаружи границ стен мечети, то они не имеют положения мечети, даже если у них есть двери в мечеть. Поскольку дом пророка, мир ему и благословение Аллаха, в котором жила Аиша, да будет доволен ею Аллах, имел выход в мечеть, но у него не было положения мечети».
Абдульазиз ибн Баз,
Абдурраззак Афифи.
См. «Фатауа аль-Ляджна», собр. 1, 6/286-287.

يقول أعضاء اللجنة الدائمة: «أما الغرف ففيها تفصيل: فإن كانت داخلة في سور المسجد فلها حكم المسجد والقول فيها كالقول في القاعة، أما إن كانت خارج سور المسجد ولو كانت أبوابها فيه فليس لها حكم المسجد؛ لأن بيت النبي صلى الله عليه وسلم الذي تسكنه عائشة رضي الله عنها كان بابه في المسجد ولم يكن له حكم المسجد».
عبد العزيز بن عبد الله بن باز
عبد الرزاق عفيفي
انظر: «فتاوى اللجنة»، المجموعة الأولى، 6/ 286-287.

Говорил шейх Ибн Баз:
«… А если тот, кто делал это (здание) уакфом, не намеревался сделать нижний этаж частью мечети, а намеревался сделать его складом или местом для упомянутых в вопросе нужд (библиотека, учебные классы), тогда у него не будет положения мечети, и разрешено будет женщине во время месячных и находящемуся в половом осквернении сидеть там, и нет проблем в молитве в таком помещении в чистом месте».
См. «Маджму’ аль-фатауа уа аль-макалят аль-мутанаууиа» 10/222.

قال الشيخ ابن باز: «أما إن كان الدور الأسفل لم ينوه الواقف من المسجد، وإنما نواه مخزناً ومحلاً لما ذكر في السؤال من الحاجات، فإنه لا يكون له حكم المسجد، ويجوز للحائض والجنب الجلوس فيه ولا بأس بالصلاة فيه في المحل الطاهر».
انظر: «مجموع الفتاوى والمقالات المتنوعة» 10/222.

Шейха Ибн Усаймина спросили: «Каково положение молитвы приветствия мечети для вошедшего в библиотеку мечети в следующих ситуациях:
1) если дверь в библиотеку расположена внутри мечети,
2) если дверь в библиотеку расположена снаружи мечети,
3) если у библиотеки две двери, одна расположена внутри мечети, а другая снаружи?»

Шейх ответил: В первом случае, то есть когда дверь в библиотеку находится внутри мечети, библиотека относится к мечети и имеет ее правовое положение. Так что будет узаконена молитва приветствия мечети для того, кто войдет в библиотеку, а находящемуся в половом осквернении не разрешено пребывать в ней без малого омовения. Также будет действителен и’тикаф в ней, запрещены в ней купля и продажа, и так далее с остальными положениями, касающимися мечети.
Во втором случае, когда дверь в нее расположена снаружи мечети, и нет двери в нее внутри мечети, она не будет относится к мечети и не будут действовать в ней правовые положения, касающиеся мечети. В ней не положено делать молитву приветствия мечети, не будет действителен в ней и’тикаф и не запрещены в ней покупка и продажа, поскольку она не является частью мечети и отделена от от нее.
В третьем случае, когда у библиотеки есть две двери: одна внутри мечети, вторая снаружи, — если ее охватывают стены мечети, то она относится к мечети и в ней действуют правовые положения мечети, а если не охватывают, и у нее собственные стены, то у нее нет положения мечети, и в ней не действуют правовые положения мечети, поскольку она отделена от мечети. Поэтому дома пророка, мир ему и благословение Аллаха, не считались частью его мечети, хотя их двери выходили в мечеть, ведь они были отделены от нее».
См. «Маджму’ аль-фатауа уа ар-расаиль» 14/351.

وسئل الشيخ ابن عثيمين : ما حكم تحية المسجد بالنسبة للداخل إلى مكتبة المسجد في الحالات التالية:
1- إذا كان باب المكتبة داخل المسجد.
2- إذا كان باب المكتبة خارج المسجد.
3- إذا كان للمكتبة بابان أحدهما داخله والآخر خارجه؟

فأجاب : «في الحال الأولى وهي: ما إذا كان باب المكتبة داخل المسجد تكون المكتبة من المسجد فلها حكمه، فتشرع تحية المسجد لمن دخلها، ولا يحل للجنب المكث فيها إلا بوضوء، ويصح الاعتكاف فيها، ويحرم فيها البيع والشراء، وهكذا بقية أحكام المسجد المعروفة.
وفي الحال الثانية وهي: ما إذا كان بابها خارج المسجد، وليس لها باب على المسجد، لا تكون من المسجد فلا يثبت لها أحكام المساجد، فليس لها تحية مسجد، ولا يصح الاعتكاف فيها، ولا يحرم فيها البيع والشراء، لأنها ليست من المسجد لانفصالها عنه.
وفي الحال الثالثة وهي: ما إذا كان لها بابان، أحدهما: داخل المسجد. والثاني: خارجه، إن كان سور المسجد محيطاً بها فهي من المسجد فتثبت لها أحكام المسجد، وإن كان غير محيط بها بل لها سور مستقل فليس لها حكم المسجد فلا تثبت لها أحكامه؛ لأنها منفصلة عن المسجد، ولهذا لم تكن بيوت النبي صلى الله عليه وسلم من مسجده، مع أن لها أبواباً على المسجد؛ لأنها منفصلة عنه «.
من «مجموع فتاوى ورسائل الشيخ ابن عثيمين» 14/351.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...