Есть ли ограничения в формах поздравления с праздником разговения и жертвоприношения?

1 год назад | 680

هل للتهنئة بالعيد صيغة محددة وكل ما سواها بدعة وحرام؟

Спросили шейха Ибн База: Какова форма поздравления с благословенным Праздником Жертвоприношения? Мы знаем что люди говорят друг другу в день Праздника Разговения: «Да примет Аллах от нас и от вас праведные дела» (Такаббаля Ллаху минна уа минкум салихаль а’маль), — а что нужно говорить в Праздник Жертвоприношения?

Ответ: Нет для этого определеной ограниченной формы. Можно сказать «Да примет Аллах от нас и от вас» (такаббаля Ллаху минна уа минкум), или «Да будет благословенен ваш праздник» (идукум мубарак), или «Благословенен праздник» (аль-ид мубарак), или «Да сделает Аллах благословенным ваше празднование» (Джа’аля Ллаху идакум мубаракан) – все равно в Праздник Жертвоприношения это или в Праздник Разговения.

И так же относительно хаджа: «Да будет принят твой хадж» (хадджука макбуль), «Да примет Аллах от тебя» (такаббаля Ллаху минк), «Да будет принята твоя умра» (умратука макбуля) – этого, и подобного этому достаточно, потому что нет определенной ограниченной формы для этого.

А что касается праздников многобожников и христиан, то нельзя поздравлять их с этим и нельзя участвовать с ними в их праздниках. И если случится, что ты будешь там, где проходит регулярный праздник немусульман, таких как христиан и других – то не поздравляй их с этим, и не участвуй с ними в праздновании, и не приходи туда, потому что в этом есть уподобление им, и есть довольство их ложным праздникам. У мусульман всего два регулярных праздника: Праздник Жертвоприношения и Праздник Разговения. И называются так же дни хаджа Идом, день стояния на Арафате и дни ташрика называются Ид, потому что они регулярны и в те дни поклоняются Аллаху. А что касается регулярных праздников многобожников из числа христиан и других, то не разрешается посещать их, поздравлять с ними и продавать поздравительные открытки для них, потому что все это порицаемо. Просим у Аллаха для всех верного руководства и успеха.

Сл. «Фатауа нур аля ад-дарб».

سئل الشيخ ابن باز: ما صيغة تهاني عيد الأضحى المبارك، وقد عرفنا أنه في عيد الفطر يقول الناس لبعضهم: تقبل الله منا ومنكم صالح الأعمال، فماذا نقول في عيد الأضحى؟

فأجاب: ليس لهذا صيغة معروفة، فإذا دعا له قال: تقبل الله منا ومنك، أو عيدكم مبارك، أو العيد مبارك، أو جعل الله عيدكم مبارك، سواء كان عيد الأضحى، أو عيد الفطر، كله واحد، وهكذا في الحج، حجك مقبول، تقبل الله منك، عمرة مقبولة تقبل الله منك، كل هذا وأشباهه كافي؛ لأنه ليس له صيغة معروفة، أما أعياد المشركين، والنصارى فلا يجوز تهنئتهم بها، ولا مشاركتهم بها، فإذا كنت في محل في عيد للكفار، نصارى، أو غيرهم، فليس لك أن تهنئهم فيه، ولا أن تشاركهم فيه ولا أن تحضرهم، لما فيه من التشبه بهم، ولما فيه من إظهار الرضا بعيدهم الباطل، فليس للمسلمين إلا عيدان، عيد النحر وعيد الفطر، وتسمى أيام الحج عيداً، يوم عرفة، وأيام التشريق تسمى عيداً للمسلمين، لأنها تتكرر بينهم، ويعبدون الله فيها، أما أعياد المشركين من النصارى وغيرهم فلا يجوز حضورها ولا التهنئة بها، ولا بيع البطاقات بها، كل هذا منكر لا يجوز، نسأل الله للجميع الهداية والتوفيق.

انظر: فتاوى نور على الدرب، http://www.binbaz.org.sa/noor/7621

***

Шейх Ибн Усаймин говорил: «Так же в этот праздник (ид) происходит следующее: люди обмениваются подарками, то есть готовят еду и приглашают друг друга, собираются и радуются — это обычай, в котором нет проблем, потому что это дни праздника (ида)»

См. «Маджму’ фатауа Ибн Усаймин» т. 16, с. 276.

قال الشيخ ابن عثيمين: ويفعل في هذا العيد أيضاً أن الناس يتبادلون الهدايا يعني يصنعون الطعام ويدعو بعضهم بعضاً، ويجتمعون ويفرحون، وهذه عادة لا بأس بها؛ لأنها أيام عيد،

انظر: مجموع فتاوى ابن عثيمين 16/276

***

Спросили шейха Ибн Усаймина: Каково положение поздравления с регулярным праздником? И есть ли для него определенная форма?

Ответ: Поздравление с регулярным праздником разрешено, нет для этого особой ограниченной формы, и что есть из этого в обычаях людей, то и разрешено, если само по себе не является грехом…

Так же ответил шейх: Поздравление с наступлением Ида осуществлялось некоторыми сподвижниками, да будет доволен ими Аллах. И даже если предположить, что этого не произошло с их стороны, то сейчас это дело относится к области обычаев людей, они поздравляют друг друга с приходом Ида и с завершением поста и ночных намазов месяца рамадан.

Так же его спросили: Каково положение пожимания рук, обниманий и поздравлений после праздничного намаза?

Ответ: Нет никаких проблем в этом, потому что люди делают это не в качестве поклонения и способа приближения посредством этого ко Всевышнему Аллаху, а делают это только в качестве обычая, проявляя уважение и доброе отношение. А обычай, пока в шариате не приходит запрет на него, остается на своей основе, и эта основа — дозволенность.

«Маджму’ фатауа Ибн Усаймин», т. 16, с. 208 – 210.

سئـل الشيخ ابن عثيمين: ما حكـم التهنئة بالعيد ؟ وهل لها صيغة معينة ؟

فأجاب: التهنئة بالعيد جائزة ، وليس لها تهنئة مخصوصة ، بل ما اعتاده الناس فهو جائز ما لم يكن إثماً.

وقال أيضاً: التهنئة بالعيد قد وقعت من بعض الصحابة رضي الله عنهم ، وعلى فرض أنها لم تقع فإنها الاۤن من الأمور العادية التي اعتادها الناس ، يهنىء بعضهم بعضاً ببلوغ العيد واستكمال الصوم والقيام.

وسئـل: ما حكـم المصافحة ، والمعانقة والتهنئة بعد صلاة العيد ؟

فأجاب: هذه الأشياء لا بأس بها ؛ لأن الناس لا يتخذونها على سبيل التعبد والتقرب إلى الله عز وجل ، وإنما يتخذونها على سبيل العادة ، والإكرام والاحترام ، ومادامت عادة لم يرد الشرع بالنهي عنها فإن الأصل فيها الإباحة.

انظر: مجموع فتاوى ابن عثيمين 16/208-210

***

Вопрос Постоянному комитету по фатвам: Вопрос о том, что есть в обычае людей, как например зарезать животное в день Праздника разговения, выражая радость, и для того, чтобы оказать гостеприимство, тем кто приходит к ним. Так же взаимное посещение, проведывание в день праздника, укрепляя родственные связи и радуя своих соседей и братьев в Исламе. Так же поздравление друг друга по этому поводу словами «да примет Аллах от нас и от вас» (такаббаля Ллаху минна уа минкум), «да будете вы из числа празднующих и успешных» (мин аль-’айидина уаль-фа-изин), «благословенный (праздник) для вас» (алейкум мубарак) и тому подобные слова, которыми выражают поздравление. Вопрос задается по причине того, что появился человек, который говорит, что все это – нововведение, что запрещено посещать близких родственников, знакомых, принимать их гостями на праздник. Потому что он считает, что все это из числа нововведений. Этот человек желает получить от вас фатву в письменном варианте по этому вопросу, чтобы затем все действовали по ней. Рассчитываем на ваше внимание, исследование и выдачу фатвы для этого человека в соответствии с тем, что вы видите верным.

Ответ: Нет проблем в том, чтобы зарезать некоторое количество животных в Праздник разговения, чтобы хорошо встретить гостей, которые посещают человека, зарезавшего этих животных. Однако это должно быть в размере, которого достаточно для посетителя, так, чтобы не было расточительства и бахвальства в этом. И что касается поздравлений мусульманами друг друга выражениями вроде тех, что упомянуты в вопросе – то нет ничего плохого в этом, ведь в них есть дуа мусульманина за своего брата с пожеланиями того, чтобы Аллах принял его дела, пожеланиями долгой жизни, счастья, и нет в этом того, чего стоило бы опасаться. И успех – от Аллаха. Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью, сподвижников и да ниспошлет им мир.

Председатель: Абдульазиз ибн Баз
Заместитель: Абдульазиз Али аш-Шейх
Член: Абдуллах ибн Гудаян
Член: Салих аль-Фаузан

См. «Фатауа аль-Ляджна ад-даима», собрание 2, т. 7, с. 155-156, фатва №20673

س: بشأن ما تعارف الناس على ذبحه من المواشي في عيد الفطر؛ إظهارًا للفرح، وتكريمًا لضيوفهم الذين يردون عليهم، وكذا تزاورهم في العيد؛ صلة لأرحامهم، وإدخالاً للسرور على جيرانهم وإخوانهم المسلمين، وتهنئتهم بعضهم البعض بهذه المناسبة بقولهم: (تقبل الله منا ومنكم ) و (من العايدين والفائزين) و (عيدكم مبارك) ونحو ذلك من عبارات التهنئة؛ لأنه ظهر من يقول: إن هذا كله من البدع، بل إنه يمتنع عن زيارة أقاربه ومعارفه واستقبالهم في العيد؛ لأنه يرى أن كل ذلك من البدع، وقد طلب المذكور فتوى سماحتكم في ذلك مكتوبة حتى يعمل بها الجميع، فآمل التكرم بالاطلاع وإفتاء المذكور بما ترونه.

ج: لا بأس بذبح بعض الذبائح في عيد الفطر إكرامًا للضيوف الذين يزورون من يذبح تلك الذبائح، لكن بقدر ما يكفي للزائر مع عدم الإسراف والفخر في ذلك، وأما تهنئة المسلمين بعضهم ببعض بالعيد بمثل العبارات المذكورة في السؤال فإنه لا بأس بها؛ لما فيها من دعاء الأخ المسلم لأخيه بقبول العمل وطول العمر والسعادة ولا محذور في ذلك.
وبالله التوفيق، وصلى الله على نبينا محمد وآله وصحبه وسلم.
اللجنة الدائمة للبحوث العلمية والإفتاء
صالح الفوزان
عبد الله بن غديان
عبد العزيز آل الشيخ
عبد العزيز بن عبد الله بن باز

انظر: فتاوى اللجنة الدائمة، المجموعة الثانية، 7/155-156، الفتوى رقم ( 20673 )،  http://www.alifta.net/Fatawa/OccasionalFatawa.aspx?languagename=ar&View=Page&HajjEntryID=0&HajjEntryName=&RamadanEntryID=0&RamadanEntryName=&NodeID=410&PageID=12837&SectionID=3&SubjectPageTitlesID=34797&MarkIndex=7&0

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...