В каком виде до нас дошли мнения сподвижников, табиинов и в общем «понимание саляфов»?
19.12.2017 | 9823
Говорил шейх уль-Ислам Такыюддин Ахмад ибн Таймия: «Почти все, что есть из мнений сподвижников и табиинов, или большая часть из этого содержится в четырех мазхабах». См. «Джами’ аль-масаиль» 8/442.
قال شيخ الإسلام تقي الدين أحمد بن تيمية: «عامة ما يوجد من أقوال الصحابة والتابعين أو أكثر ذلك يوجد في مذاهب الأربعة».
انظر: «جامع المسائل» 8/ 442.
Четыре мазхаба и в прошлые времена и в наше время представляют собой Коран и сунну в понимании саляфов. И в свете этого большой близорукостью будет иметь представления, будто мнения сподвижников и табиинов были более тысячелетия оставлены всеми учеными, чтобы в наше время появилась партия, которая вернет мнения саляфов в фикх, и станет по-настоящему следовать их пути, вопреки всем предыдущим имамам. Или что до современных ученых дойдет больше сообщений о мнениях сподвижников и табиинов, чем до имамов первых веков.
Вполне ожидаемо, что очень многим сейчас будет сложно осмыслить то, что во все века существования исламской общины все признанные ученые следовали насколько могли Корану и сунне в понимании саляфов. И если кто-то хочет следовать этому же, то для того уже давно проложен путь, и нет нужды изобретать велосипед.
Кто-то может сказать: «Но ведь если взять любой из четырех мазхабов, то в нем не будут собраны все мнения саляфов, часть останется в других». Это на самом деле так, поскольку еще от сподвижников передается по несколько мнений в одном вопросе, и таких вопросов очень много. Каждый мазхаб выбирал, собирал и объединял из их мнений то, что можно было совместить в одной методологии работы с доводами.
И если в одном вопросе от сподвижников передается 4 мнения, то невозможно их объединить в одном мазхабе, но каждый имам выбирает для своего или то, которое до него дошло, или то, которое на его взгляд более согласуется с остальными доводами по вопросу. Какой бы шейх ни взялся за определение «более сильного» мнения в таких вопросах, если он выберет мнение одного из 4 сподвижников, то будет противоречить трем остальным. И это не делает его выбор слабее. Так же и с фикхом мазхабов. Не делает их мнения слабее то, что кто-то в наше время найдет другое мнение от другого сподвижника, или другие мнения от десяти сподвижников, а тем более, если это мнение табиина, или табии табиина.
А кто в наше время запрещает следовать какому-либо из мазхабов или всем четырем, тот запрещает следовать большой части из наследия сподвижников и табиинов, или почти всему наследию.
Еще важный вопрос: когда призывают сделать выбор «или-или» между следованием за одним из четырех мазхабов и следованием за «Кораном и сунной в понимании саляфов» нужно понимать, что в действительности это призыв к совсем другому выбору. Это призыв сделать выбор между
— «следованием Корану и сунне в понимании саляфов» согласно тому, как их поняли поколения из выдающихся имамов,
— и «следованием Корану и сунне в понимании саляфов» согласно тому, как их понял какой-нибудь современный ученый, шейх или студент.
Таким образом, понимание саляфов сохранили для нас мазхабы четырех имамов ахлю ас-сунна. И понимание саляфов дошло до нас в виде четырех мазхабов. А по предоставленным ниже ссылкам можно ознакомиться с информацией по вопросам:
1. Кто сохранял и передавал вплоть до нашего времени понимание Корана?
Ответ: https://muntaqa.info/tafsmaz
2. Кто сохранял и передавал вплоть до нашего времени понимание сунны?
Ответ: https://muntaqa.info/znanie-sunny
3. Кто сохранял и передавал вплоть до нашего времени исламские убеждения?
Ответ: https://muntaqa.info/matnaqd