Ибн Раджаб и Ибн Таймия: Понимать сунну, хадисы необходимо в соответствии с пониманием имамов-правоведов, а не как видится кому-то еще
11.12.2017 | 7031
الحافظ ابن رجب الحنبلي: فهم السنة فهم الأحاديث لا بد أن يكون وفق فهم وتفسير أئمة الفقهاء
Писал имам Ибн Раджаб аль-Ханбали: «Очень прекрасно то, что сказал Абу Убейд об отдаче приоритета объяснениям правоведов (факыхов) перед объяснениями языковедов. Ведь пророк, когда говорил на арабском языке, иногда подразумевал более узкий смысл, чем принято у арабов, или более широкий. Это от него переняли хранители шариата из сподвижников. Затем от них это переняли табиины. Затем от них это переняли имамы из ученых. И не разрешается объяснять то, что передано в хадисах от пророка, кроме как в соответствии с тем, что сказали те ученые, которые переняли знание от тех, кто был до них. И не разрешено отворачиваться от этого и опираться на пояснение того, кто объясняет фразы (хадиса) исходя только из того, что он понимает из арабского языка. Это очень важное положение. Кто не придаст ему значения, тот впадет в искажение многих текстов сунны и объяснит их не в соответствии с их значением. А успех — от Аллаха». См. «Фатх аль-Бари» 2/143.
قال الإمام ابن رجب الحنبلي: «وهذا الذي قاله أبو عبيد في تقديم تفسير الفقهاء على تفسير أهل اللغة حسن جدا. ؛ فإن النَّبِيّ قَدْ يتكلم بكلام من كلام العرب يستعمله فِي معنى هُوَ أخص من استعمال العرب ، أو أعم مِنْهُ ، ويتلقى ذَلِكَ عَنْهُ حملة شريعته من الصَّحَابَة ، ثُمَّ يتلقاه عنهم التابعون ، ويتلقاه عنهم أئمة العلماء ، فلا يجوز تفسير ما ورد في الحديث المرفوع إلا بما قاله هؤلاء أئمة العلماء الذين تلقوا العلم عمن قبلهم ، ولا يجوز الإعراض عن ذلك والاعتماد على تفسير من يفسر ذلك اللفظ بمجرد ما يفهمه من لغة العرب ؛ وهذا أمر مهم جدا ، ومن أهمله وقع في تحريف كثير من نصوص السنة ، وحملها على غير محاملها . والله الموفق».
انظر: «فتح الباري» 2/ 143.
Немногим ранее имам Такыюддин Ахмад ибн Таймия утверждал, что правоведы лучше других понимают, на что указыют тексты Корана и сунны. В одном из ответов он сказал: «Абу Убейд и другие говорили: «Правоведы (факыхи) лучше чем знатоки языка знают, как объясняются (шариатские тексты)». — Как это передается в объяснении «глухого оборачивания» (о котором пришел хадис). Потому что правоведы знают объяснение того, что велено, и того, от чего пришло требование воздержаться, поскольку они знают, что подразумевал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Так же как последователи Гиппократа, Сибавейха и подобных им знают из подразумеваемого ими то, чего не понять только лишь на основе знания языка». См. «Маджму’ аль-фатауа» 3/56-57.
وقال من قبله الإمام تقي الدين ابن تيمية: «يَقُولُ أَبُو عُبَيْدٍ وَغَيْرُهُ: الْفُقَهَاءُ أَعْلَمُ بِالتَّأْوِيلِ مِنْ أَهْلِ اللُّغَةِ كَمَا ذَكَرُوا ذَلِكَ فِي تَفْسِيرِ اشْتِمَالِ الصَّمَّاءِ؛ لِأَنَّ الْفُقَهَاءَ يَعْلَمُونَ تَفْسِيرَ مَا أَمَرَ بِهِ وَنَهَى عَنْهُ؛ لِعِلْمِهِمْ بِمَقَاصِدِ الرَّسُولِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَمَا يَعْلَمُ أَتْبَاعُ بقراط وَسِيبَوَيْهِ وَنَحْوِهِمَا مِنْ مَقَاصِدِهِمَا مَا لَا يُعْلَمُ بِمُجَرَّدِ اللُّغَةِ».
انظر: «مجموع الفتاوى» 3/ 56-57.
Еще одно подобное высказывание шейх уль-Ислама Ибн Таймии было опубликовано ранее: https://muntaqa.info/fakyhi-luchshe-znajut
Важная статья шейха Мухаммада ибн Абдульуахида аль-Азхари аль-Ханбали о том, можно ли обойтись без книг фикха за счет сборников хадисов: https://muntaqa.info/zamenit-knigi-fikha-knigami-hadisov