Положения и ситуации, в которых лучше принимается дуа. Шейх Абдурраззак аль-Бадр
28.10.2017 | 6042
الشيخ عبد الرزاق بن عبد المحسن البدر: أحوالٌ للمسلم يُستجابُ فيها الدعاء
Писал шейх Абдурраззак ибн Абдульмухсин аль-Бадр в книге «Правовые положения, касающиеся дуа и поминаний Аллаха»:
«И как есть особые времена, в которые следует стараться мусульманину делать дуа, так же есть и особые состояния, положения и ситуации, в которых мусульманин более близок к Аллаху, более обращен к Нему, более благоговеет, почтителен, смиренен перед Ним — и тогда должно ему больше обращаться с дуа и придавать большее значение просьбам.
Из этого — положение в намазе, когда стоит раб перед Аллахом, будучи смиренным, покорным, приниженным, обращенным к Нему. Особенно в положении земного поклона. Ведь в положении земного поклона (суджуда) раб близок к своему Господу, и в этом положении ему следует больше обращаться с дуа Аллаху, просить Его, прибегать к Нему за спасением по причине особой важности его близости в таком положении к Великому и Величественному Аллаху. Передал Муслим в своем «Сахихе» от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ближе всего раб к Господу в то время, когда совершает земной поклон, так делайте же побольше дуа (в этом положении)». (Муслим 482)
Передал Муслим в своем «Сахихе» от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллаха им и его отцом, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне было запрещено читать Коран, будучи в поясном или земном поклоне. И что касается поясного поклона, то возвеличивайте в нем Великого и Величественного Господа, а в земном поклоне проявляйте усердие в совершении дуа, такое оно подходит для того, чтобы вам ответили». (Муслим 479) То есть по праву достойно того, чтобы вам ответили.
Также обращаются с дуа в конце намаза до «саляма» после «ибрахимского салавата» на пророка, мир ему и благословение Аллаха. Передали Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи и другие от Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я совершал намаз, а с пророком, мир ему и благословение Аллаха, были Абу Бакр и Умар. Когда же я сел (в конце намаза) то начал с восхваления Аллаха (читал «аттахияту…»), затем просил благословение для пророка, мир ему и благословение Аллаха (читал «Аллахумма салли…»), затем стал делать дуа для себя, и сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Проси, и тебе будет дано это, проси, и тебе будет дано это». (Ахмад 1/445, ат-Тирмизи 593, ан-Насаи 8258. Хадис назвал хорошим шейх аль-Альбани в «Тахридж аль-Мишкат» №931)
Передали ат-Тирмизи, ан-Насаи и другие от Фадалята ибн Убейда, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Услышал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, как мужчина делает дуа в намазе, но при этом не восславил Аллаха и не попросил благословения для пророка, мир ему и благословения Аллаха. И сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Поспешил ты, о молящийся». Затем обучил их (группу людей совершать намаз) посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и услышал как мужчина, делая намаз, восславил Аллаха, восхвалил Его, затем попросил благословения для пророка, мир ему и благословение Аллаха, и сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Обращайся с дуа, и тебе будет отвечено, проси, и тебе будет дано». (Ат-Тирмизи 3476, ан-Насаи 2/44. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих Сунан ат-Тирмизи» №2765)
Также из положений, в которых более всего достоин мусульманин того, чтобы его дуа было принято и был дан на него ответ — это дуа в то время, когда он держит пост. Передал аль-Байхакы от Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Три вида дуа не отвергается: дуа отца, дуа постящегося и дуа находящегося в путешествии». (Аль-Байхакы 3/345. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в «ас-Сахиха» 1797)
И то положение, когда мусульманин, одев ихрам, направляется к Дому его Господа, желая совершить хадж или умру — также из причин ответа на дуа. Передал Ибн Маджа в его «Сунан» и другие с хорошей цепочкой передатчиков хадис от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершающий военный поход на пути Аллаха, а так же совершающий хадж и совершающий умру — делегация Аллаха (прибывшая к Нему). Он позвал их — они ответили Ему, если они попросят Его — Он даст им (то что они просят)». (Ибн Маджа 2893, Ибн Хиббан 4613. Хадис назвал хорошим шейх аль-Альбани в «ас-Сахиха» 1820)
И лучшее дуа для находящегося в хадже — это дуа в день Арафата. Это день ответа на множество дуа, стирания ошибок, снятия печалей, спасения находящихся в беде. Передано в достоверном хадисе, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшее дуа — дуа в день Арафата, и лучшее, что говорил я и пророки до меня: «Нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, единственный Он, нет у него соучастника. Ему принадлежит власть и Ему вся хвала, и Он над каждой вещью мощен». (Ля иляха илля Ллаху, уахдаху ля шарика ляху, ляхуль мульку уа ляхуль хамду, уа ху-уа аля кулли шай-ин кадир) (Ат-Тирмизи 3585. Хадис назвал хорошим шейх аль-Альбани в «ас-Сахиха» 4/7-8 по причине множества путей передачи и подкрепляющих сообщений) Ведь в этот благословенный день людей накрывает такой прилив веры, спокойствия, смиренности и покорности, который становится причиной того, что принимается их дуа и стираются их ошибки. Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «Известно, что в сердца совершающих хадж в вечер Арафата нисходит то из веры, милости, света и благословения, что невозможно передать словами». («Маджму’ аль-фатауа» 5/374)
Кроме того, в хадже есть особые места, в которых мусульманину следует останавливаться и делать дуа, следуя пророку, мир ему и благословение Аллаха, так как достоверно установлено, что он останавливался в них, обращался в сторону кыбли и взывал с дуа к Великому и Величественному Аллаху.
Этих особых мест — шесть:
— Долина Арафат, как упоминалось ранее.
— Также Заповедное место (долина Муздалифа) как сказал Всевышний Аллах: «А когда вы вернетесь с Арафата, поминайте Аллаха в Заповедном месте». (Сура «Корова», аят 198) И как передал Джабир, да будет доволен им Аллах, описывая хадж пророка, мир ему и благословение Аллаха: «…Он сел верхом на (верблюдицу) Аль-Касва и поехал пока не прибыл на ней в Заповедное место, затем направился в сторону кыбли и стал обращаться с дуа к Аллаху, возвеличивая Его, говоря «ля иляха илля Ллах», утверждая Его единственность. И он продолжал так стоять до тех пор, пока сильно не пожелтело небо, и он оставил (это место) до восхода солнца». (Муслим 2/891)
— Холмы ас-Сафа и аль-Марва согласно упомянутому ранее достоверному хадису от Джабира, который приводится в сборнике «Сахих» Муслима. В хадисе говорится, что пророк, мир ему и благословение Аллаха «…Когда останавливался на ас-Сафа, то трижды возвеличивал Аллаха и говорил: «Нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, единственнен Он, нет у Него соучастника. Ему принадлежит власть и Ему вся хвала, и Он над каждой вещью мощен». Так он делал три раза, обращаясь так же с дуа. На аль-Марва он делал подобное этому». (Муслим 1218)
— Также после бросания камешков в джамараты — малый и средний. Как достоверно передано в в «Сахихе» аль-Бухари: «Абдуллах ибн Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, бросал семь камешков в ближайший джамарат, произнося такбир (Аллаху акбар) после каждого броска. Затем проходил вперед, пока не становилось свободнее и останавливался, обращаясь в сторону кыбли. Он долго стоял подняв руки и делая дуа. Затем бросал камешки в средний джамарат, затем отходил влево в свободное место и останавливался, обращаясь в сторону кыбли. Он долго стоял подняв руки и делая дуа. Затем бросал камешки в последний джамарат со стороны долины и не стоял после него, а уходил. И он говорил: «Я видел, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, делал так». (Аль-Бухари 1751)
Это шесть мест, о которых достоверно установлено, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, останавливался в них и делал дуа, поднимая руки.
И в общем — у дуа великое положение, совершается ли оно в хадже, намазе или во время поста. И в целом во всех видах служения Аллаху велика роль дуа, более того: оно — душа и сердце поклонения.
См. «Фикх аль-ад’ыя уа аль-азкар» 2/104-108.
قال الشيخ عبد الرزاق البدر في كتابه «فقه الأدعية والأذكار»:
«وكما أنَّ هناك أوقاتاً فاضلةً ينبغي أن يتحرَّى المسلمُ فيها الدعاءَ، فكذلك هناك أحوالٌ فاضلةٌ في المسلم يزيد فيها قُربُه من الله وإقبالُه عليه وخشوعُه وخضوعُه واستكانتُه، ينبغي على المسلم أن يكثر فيها الدعاء وأن يعظم فيها الطلب.
ومِن ذلك في الصلاة، عندما يقفُ العبدُ بين يدي الله خاشعاً خاضعاً متذلِّلاً منيباً، ولا سيما حال السجود، فإنَّ العبدَ في سجوده يكون قريباً من ربِّه، فينبغي في هذه الحال أن يُكثرَ من دعاء الله وسؤالِه ومناجاتِه؛ لعِظَمِ قربِه فيه من الله عزَّ وجلَّ، روى مسلم في صحيحه من حديث أبي هريرة رضي الله عنه: أنَّ رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: » أقربُ ما يكون العبدُ من ربِّه وهو ساجد، فأكثِروا الدعاء » (1).
وروى مسلم في صحيحه عن ابن عباس رضي الله عنهما: أنَّ النبيَّ صلى الله عليه وسلم قال: » ألاَ إنِّي نُهيتُ أن أقرأَ القرآنَ راكعاً أو ساجداً، فأمَّا الرُّكوعُ فعَظِّموا فيه الرَّبَّ عزَّ وجلَّ، وأمَّا السجودُ فاجتهدوا في الدعاءِ، فقَمِنٌ أن يُستجاب لكم » (2)، أي حقيقٌ وجديرٌ أن يُستجاب لكم.
وكذلك يُتحرَّى الدعاء في آخر الصلاة قبل السلام بعد الصلاة الإبراهيمية على النبي صلى الله عليه وسلم، فقد روى الإمام أحمد والترمذي والنسائي وغيرُهم عن عبد الله بن مسعود رضي الله عنه قال: «كنتُ أصلِّي والنبيُّ صلى الله عليه وسلم وأبو بكر وعمر معه، فلمَّا جلستُ بدأتُ بالثناء على الله، ثمَّ الصلاة على النبي صلى الله عليه وسلم، ثمَّ دعوتُ لنفسي، فقال النبي صلى الله عليه وسلم: سَلْ تُعطه، سل تُعطه»(3).
وروى الترمذي والنسائي وغيرُهما عن فضالةَ بن عبيد رضي الله عنه قال: «سمع رسول الله صلى الله عليه وسلم رجلاً يدعو في صلاتِه لَم يُمجِّد اللهَ ولم يُصلِّ على النبي صلى الله عليه وسلم فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: عجِلتَ أيُّها المصلِّي، ثمَّ علَّمهم رسولُ الله صلى الله عليه وسلم، وسَمِعَ رسولُ الله صلى الله عليه وسلم رجلاً يصلِّي فمجَّد اللهَ وحمِدَه وصلَّى على النبيِّ صلى الله عليه وسلم، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ادْعُ تُجب، وسَلْ تُعط»(4).
ومِن الأحوال التي يكون فيها المسلمُ حريًّا بالقبول وإجابة الدعاء، دعوته حال صيامِه، فقد روى البيهقي من حديث أنس رضي الله عنه مرفوعاً: «ثلاثُ دعواتٍ لا تُردُّ: دعوةُ الوالد، ودعوةُ الصائم، ودعوة المسافر»(5).
وكذلك عندما يكون المسلمُ متلبِّساً بإحرامه قاصداً بيتَ ربِّه، يريد الحجَّ أو العمرةَ، فإنَّ هذا من أسبابِ إجابةِ الدعاء، روى ابنُ ماجه في سننه وغيرُه بإسناد حسن عن عبد الله بن عمر رضي الله عنهما، عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: » الغازي في سبيل الله والحاجُّ والمعتمرُ وَفْدُ الله، دعاهم فأجابوه، وسألوه فأعطاهم «(6).
وأفضلُ ما يكون الدعاء للحاج يوم عرفة، فهو يوم إجابة الدعوات، وإقالةِ العثرات، وتفريج الكربات، وإغاثةِ الملهوفين، وقد ثبت في الحديث عن النبي صلى الله عليه وسلم أنَّه قال: » خيرُ الدعاء دعاء يوم عرفة وخير ما قلتُه أنا والنبيُّون من قبلي لا إله إلاَّ الله وحده لا شريك له له الملك وله الحمد وهو على كلِّ شيء قدير «(7)؛ إذ في هذا اليوم المبارك يَغشى الناسَ من الإيمان والطمأنينةِ والخشوع والخضوع ما يكون سبباً لقبول دعواتِهم وإقالة عثراتهم، قال شيخ الإسلام ابن تيمية: » مِن المعلوم أنَّ الحجيجَ عشية عرفة ينزل على قلوبهم من الإيمان والرحمة والنورِ والبركةِ ما لا يمكن التعبير عنه «(8).
وفي الحجِّ أمكنةٌ خاصةٌ ينبغي للمسلم أن يقفَ بها ويتحرَّى فيها الدعاءَ اقتداءً بالنبي صلى الله عليه وسلم، حيث ثبت عنه أنَّه كان يقفُ فيها ويستقبلُ القبلةَ ويدعو الله عزَّ وجلَّ، وهي بالأخصِّ ستة أماكن: في عرفة كما تقدَّم، وفي المَشعر الحرام كما قال الله تعالى: {فَإِذَا أَفَضتُمْ مِنْ عَرَفَاتٍ فَاذْكُرُوا اللهَ عِندَ المَشْعَرِ الحَرَامِ} (9)، وقد جاء في حديث جابر رضي الله عنه في صفة حجَّة النبي صلى الله عليه وسلم: » أنَّه ركب القصواءَ حتى أتى المشعر الحرام فاستقبل القبلة فدعاه وكبَّره وهلله ووحده، فلم يزل واقفاً حتى أسفر جدًّا، فدفع قبل أن تطلع الشمس «، رواه مسلم(10).
وكذلك على الصفا والمروة لما ثبت في صحيح مسلم في حديث جابر المتقدِّم: » أنَّ النبي صلى الله عليه وسلم كان إذا وقف على الصفا يُكبِّر ثلاثا ويقول: لا إله إلاَّ الله وحده لا شريك له له الملك وله الحمد وهو على كلِّ شيء قدير، يصنع ذلك ثلاث مرَّات ويدعو، ويصنع على المروةِ مثلَ ذلك «(11).
وكذلك بعد رمي الجمرتين الصغرى والوسطى، لما ثبت في صحيح البخاري أنَّ عبد الله بن عمر رضي الله عنهما كان يرمي الجمرة الدنيا بسبع حصيات يُكبِّر على إثر كلِّ حصاة ثمَّ يتقدَّم حتى يُسهلَ فيقوم مستقبلَ القبلة، فيقومُ طويلاً يدعو ويرفع يديه، ثمَّ يرمي الوسطى ثمَّ يأخذ ذات الشمال فيسهل ويقومُ مستقبلَ القبلة فيقومُ طويلا ويدعو ويرفع يديه ويقوم طويلاً، ثمَّ يرمي جمرة العقبة من بطن الوادي ولا يقف عندها، ثمَّ ينصرف فيقول: هكذا رأيتُ النبيَّ صلى الله عليه وسلم يفعله «(12).
فهذه ستة مواضع ثبت أنَّ النبي صلى الله عليه وسلم يقف فيها ويتحرَّى الدعاء ويرفع يديه، وعموماً فالدعاءُ له شأنٌ عظيم في الحج والصلاة والصيام، بل له شأنٌ بالغٌ في العبادات كلِّها، بل هو روحُ العبادة ولُبُّها».
__________
1 صحيح مسلم (رقم:482) .
2 صحيح مسلم (رقم:479) .
3 المسند (1/445) ، وسنن الترمذي (رقم:593) ، والسنن الكبرى للنسائي (رقم:8258) ، وحسَّنه العلاَّمة الألباني رحمه الله في تخريج المشكاة (رقم:931) .
4 سنن الترمذي (رقم:3476) ، وسنن النسائي (2/44) ، وصححه العلاَّمة الألباني رحمه الله في صحيح سنن الترمذي (رقم:2765).
5 السنن الكبرى للبيهقي (3/345) ، وصححه العلامة الألباني رحمه الله في الصحيحة (رقم:1797) .
6 سنن ابن ماجه (رقم:2893) ، وصحيح ابن حبان (رقم:4613) ، وحسنه العلامة الألباني رحمه الله في الصحيحة (رقم:1820) .
7 سنن الترمذي (رقم:3585) ، وحسنه العلامة الألباني رحمه الله في الصحيحة (4/ 7، 8) بمجموع الطرق والشواهد.
8 مجموع الفتاوى (5/374) .
9 سورة البقرة، الآية: (198) .
10 صحيح مسلم (2/891) .
11 انظر: صحيح مسلم (2/888) .
12 صحيح البخاري (رقم:1751) .
انظر: «فقه الأدعية والأذكار» 2/ 104-108.