Ибн аль-Джаузи: Душа просит у Аллаха о желанном, забывая о грузе грехов

20.06.2019 | 1374

الحافظ ابن الجوزي الحنبلي: النفس تسأل الله حاجاتها وتنسى جناياتها

Пишет имам Ибн аль-Джаузи аль-Ханбали: «Я заметил удивительное качество у своей души: она просит Аллаха о своих нуждах и забывается о своих преступлениях. Я сказал: «Негодная душа, такая как ты еще будет обращаться с речью? Если обращается, то это должна быть только просьба о прощении». Она ответила: «У кого же тогда мне просить то, чего я хочу?» Я сказал: «Я не запрещаю тебе просить о своих желаниях, а говорю: исполнись покаянием, затем обращайся».

Как мы говорим о человеке, который пребывает во грехе, отправившись в запретное путешествие, и вынужден от голода прибегнуть к мясу мертвечины. Мы говорим: ему не разрешено ее есть. Если кто-то спросит: «Неужели он должен умереть?» — Мы ответим: нет, но пусть сначала раскается (в том, что отправился в запретное путешествие), а затем ест.

К Аллаху наше обращение от дерзости в просьбах о своих интересах, при забытии о предшествовавших грехах, которые должны быть причиной склонения головы. Да если бы ты занялся исправлением того, что произошло, и сожалением о случившемся, то получил бы то, что хотел. Как передано (в хадисе): «Кого заняло поминание Меня, не оставив времени для обращений ко Мне с просьбами, тому я дам лучшее, чем то, что даю просящим». [*]

См. «Сейд аль-хатыр», с. 150.

[*] Это хадис «кудси», то есть речь в нем отнесена к Аллаху. Он передан по нескольким иснадам, в каждом из которых присутствует некоторая слабость.

قال الإمام ابن الجوزي الحنبلي: «رأيت من نفسي عجبًا! تسأل الله عز وجل حاجاتها، وتنسى جناياتها! فقلت: يا نفس السوء! أو مثلك ينطق؟! فإن نَطَق، فينبغي أن يكون السؤال العفو فحسب. فقالت: فممن أطلب مراداتي؟! قلت: ما أمنعك من طلب المراد، إنما أقول: حققي التوبة وانطقي، كما نقول في العاصي بسفره إذا اضطر إلى الميتة: لا يجوز له أن يأكل، فإن قيل لنا: أفيموت؟! قلنا: لا، بل يَتُوْبُ وَيَأْكُلُ.
فالله الله من جراءةٍ على طلب الأغراض، مع نسيان ما تقدم من الذنوب، التي توجب تنكيس الرأس، ولئن تشاغلت بإصلاح ما مضى، والندم عليه، جاءتك مراداتك. كما روي: «من شغله ذكري عن مسألتي، أعطيته أفضل ما أعطي السائلين». [*]

انظر: «صيد الخاطر»، ص. 150.

[*] حديث قدسي روي بعدة أسانيد وفي كل أحد منها نوع من الضعف

 

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (5 оценок, среднее: 4,60 из 5)
Загрузка...