Похожие на пророка, мир ему и благословение Аллаха

3 недели назад | 122

هل يجوز أن يقال : فلان يشبه النبي صلى الله عليه وسلم ؟

Вопрос №179497: Разрешено ли говорить, что некий человек в чем-то похож на посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, если эта схожесть только во внешности, не в нравах или чем-то другом?

Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Нет проблемы для мусульманина, если он скажет, что некий человек похож на пророка, мир ему и благословение Аллаха, будь эта схожесть в нравах или внешности, если тот человек действительно таков.
Передается от аль-Бара ибн ‘Азиба, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал Али: «Ты от меня, а я от тебя». И сказал Джа’фару: «Ты похож на меня внешностью и нравами». И сказал Зейду: «Ты — наш брат и под нашим покровительством (посредством освобождения из рабста)». См. Аль-Бухари 2700.

И подобное было сказано многими из сподвижников.
Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Не было никого более похожего на пророка, мир ему и благословение Аллаха, чем аль-Хасан ибн ‘Али». См. Аль-Бухари 3752.
И сказал он про аль-Хусейна ибн ‘Али: «Он был более всех них похож на посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». См. Аль-Бухари 3748.
Сказал хафиз Ибн Хаджар: «Помимо аль-Хасана и аль-Хусейна на пророка, мир ему и благословение Аллаха, были похожи: Джа’фар ибн Аби Талиб, его сын — ‘Абдуллах ибн Джа’фар, Кусам ибн аль-‘Аббас ибн ‘Абдульмутталиб, Абу Суфьян ибн аль-Харис ибн ‘Абдульмутталиб, Муслим ибн ‘Акыль ибн Аби Талиб.
А не из рода Хашима: аш-Шаиб ибн Язид аль-Мутталиби — дальний прадед имама аш-Шафии, ‘Абдуллах ибн ‘Амир ибн Кариз аль-‘Абшами и Кабис ибн Раби’а ибн ‘Ади. Всего десять». См. «Фатх аль-Бари» 7/97.
Сказал Ибн аль-Джаузи: «Был среди табиинов человек, которого звали Кабис ибн Раби’а ас-Сами… Он был похож на него, и Му’авия послал за ним, поцеловал его между глаз и одарил. И когда Малик ибн Анас видел его, то плакал». См. «Кашф аль-мушкиль мин хадис ас-сахихейн» 1/42.

Упомянули это и другие ученые. И кто имеет полноценные познания о качествах пророка, мир ему и благословение Аллаха, тот сможет заметить это (т.е. схожесть).
Говорил Ибн ‘Абдульхади о человеке, приходившимся ему современником, звали которого ‘Абдуллах ибн ‘Ауана аль-Магриби: «Несколько шейхов, которые обладали знаниями о качествах пророка, мир ему и благословение Аллаха, сообщили мне, что этот аль-Магриби по описанию близок к описанию пророка, мир ему и благословение Аллаха». См. «Субуль аль-худа уа ар-рашад фи сира хейр аль-‘ибад» 2/117.

Подобие также может быть в поведении и личностных качествах.
Сказал Хузейфа ибн аль-Яман: «Самым похожим из людей на посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в манерах, благородстве и поведении был Ибн Умм ‘Абд». См. Аль-Бухари 6097.
То есть ‘Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах и да дарует ему довольство.
И передано от ‘Аиши, матери правоверных, что она сказала: «Я не видела кого-либо более похожего на посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха в благородстве, манерах, поведении, в том, как она встает и садится, чем Фатима, дочь посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Хадис передал ат-Тирмизи (3762) и сказал: «Этот хадис — хороший-достоверный». И признал его достоверным аль-Альбани.

«Манерами», «благородством», «поведением» — эти слова близки по смыслу и означают образ, характер поведения, хорошее положение и тому подобное. См. «‘Аун аль-ма’буд» 14/87.
«Словом «благородство» она будто бы указала на то, что видно в человеке из смиренности и скромности перед Аллахом; указала словом «поведение» на то, чем украшает себя человек из спокойствия и достоинства, указала словом «манеры» на прекрасные нравы и мягкость в речах». См. «Миркат аль-мафатих шарх мишкат аль-масабих» 7/2969.
И Аллах лучше знает.

Сайт «Ислам: вопросы и ответы».
См.: https://islamqa.info/ar/179497
Перевод выполнен специально для паблика «م Духовное воспитание»

السؤال: سؤالي هو : هل يجوز أن نقول على شخص ما إن فيه شبها من رسول الله صلى الله عليه وسلم ، وإن كان هذا الشبه في الشكل الجسدي فقط ، وليس في الأخلاق أو أي شيء آخر؟

الجواب 179497:
الحمد لله :
لا حرج على المسلم من القول : إن فلاناً يشبه النبي صلى الله عليه وسلم ، سواء في الجوانب الخَلقية أو الخُلقية ، إن كان هذا الشخص في واقع الحال كذلك .
فعَنْ الْبَرَاءِ بْنِ عَازِبٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : ( قال النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لِعَلِيٍّ : أَنْتَ مِنِّي ، وَأَنَا مِنْكَ ، وَقَالَ لِجَعْفَرٍ : أَشْبَهْتَ خَلْقِي وَخُلُقِي ، وَقَالَ لِزَيْدٍ : أَنْتَ أَخُونَا وَمَوْلَانَا ) .
رواه البخاري (2700) .
وقد صدر مثل هذا عن كثير من الصحابة .
عَنْ أَنَس بن مالك قَالَ : ( لَمْ يَكُنْ أَحَدٌ أَشْبَهَ بِالنَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ الْحَسَنِ بْنِ عَلِيٍّ) رواه البخاري (3752 ) .
وقال عن الحسين بن علي : (كَانَ أَشْبَهَهُمْ بِرَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ) .
رواه البخاري (3748).
قال الحافظ ابن حجر : » وَالَّذِينَ كَانُوا يُشَبَّهُونَ بِالنَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ غَيْرَ الْحَسَنِ وَالْحُسَيْنِ : جَعْفَرُ بْنُ أَبِي طَالِبٍ ، وَابْنُهُ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ جَعْفَرٍ ، وَقُثَمُ بن الْعَبَّاسِ بْنِ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ ، وَأَبُو سُفْيَانَ بْنُ الْحَارِثِ بْنِ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ ، وَمُسْلِمُ بْنُ عَقِيلِ بْنِ أَبِي طَالِبٍ .
وَمِنْ غَيْرِ بَنِي هَاشِمٍ : السَّائِب بن يزِيد المطلبي الْجَدُّ الْأَعْلَى لِلْإِمَامِ الشَّافِعِيِّ ، وَعَبْدُ اللَّهِ بْنُ عَامِرِ بْنِ كَرِيزٍ الْعَبْشَمِيُّ ، وَكَابِسُ بْنُ رَبِيعَةَ بْنِ عَدِيٍّ ، فَهَؤُلَاءِ عَشَرَةٌ «. انتهى من»فتح الباري» (7/97).
قال ابن الجوزي : » وَكَانَ من التَّابِعين رجل يُقَال لَهُ كابس بن ربيعَة السَّامِي، … كَانَ يُشبههُ ، فَبعث إِلَيْهِ مُعَاوِيَة فَقبل بَين عَيْنَيْهِ ، وأقطعه قطيعة ، وَكَانَ أنس بن مَالك إِذا رَآهُ بَكَى «.
انتهى من «كشف المشكل من حديث الصحيحين» (1/42) .

وقد ذكر بعض العلماء غير هؤلاء ، وكل من له معرفة بصفات النبي صلى الله عليه وسلم معرفة تامة يستطيع أن يدرك ذلك .
قال ابن عبد الهادي عن رجل معاصر له ، اسمه : عبد الله بن عوانة المغربي .
قال : » أخبرني غير واحد من الأشياخ الذين كانت لهم معرفة بصفات النبي صلى اللَّه عليه وسلم ، أن هذا المغربي كانت صفته تقرب من صفة النبي صلى اللَّه عليه وسلم » .
انتهى من «سبل الهدى والرشاد في سيرة خير العباد» (2/ 117)

وكذلك قد يكون التشبيه بالهدي والصفات .
قَالَ حُذَيْفَةُ بن اليمان : ( إِنَّ أَشْبَهَ النَّاسِ دَلًّا ، وَسَمْتًا ، وَهَدْيًا ، بِرَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، لَابْنُ أُمِّ عَبْدٍ) رواه البخاري (6097)
أي : عبد الله بن مسعود رضي الله عنه وأرضاه .

وعَنْ عَائِشَةَ أُمِّ الْمُؤْمِنِينَ قَالَتْ : ( مَا رَأَيْتُ أَحَدًا أَشْبَهَ سَمْتًا ، وَدَلًّا ، وَهَدْيًا ، بِرَسُولِ اللَّهِ فِي قِيَامِهَا وَقُعُودِهَا مِنْ فَاطِمَةَ بِنْتِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ) .
رواه الترمذي (3762 ) وقال : هذا حديث حسن صحيح ، وصححه الألباني.
( دَلًّا ، وَسَمْتًا ، وَهَدْيًا) هَذِهِ الْأَلْفَاظ مُتَقَارِبَةُ الْمَعَانِي ، ومَعْنَاهَا : الْهَيْئَة ، وَالطَّرِيقَة ، وَحُسْن الْحَال وَنَحْو ذَلِكَ. ينظر : «عون المعبود» (14/ 87) .
«كَأَنَّهَا أَشَارَتْ بِالسَّمْتِ إِلَى مَا يُرَى عَلَى الْإِنْسَانِ مِنَ الْخُشُوعِ وَالتَّوَاضُعِ لِلَّهِ ، وَبِالْهَدْيِ مَا يَتَحَلَّى بِهِ مِنَ السَّكِينَةِ وَالْوَقَارِ، وَبِالدَّلِّ حُسْنَ الْخُلُقِ وَلُطْفَ الْحَدِيثِ «. انتهى من «مرقاة المفاتيح شرح مشكاة المصابيح» (7/2969).
والله أعلم

موقع الإسلام سؤال وجواب

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...