Утверждается ли в Коране, что Земля плоская?

13.09.2018 | 42012

Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл):

«Аллах сделал для вас землю ковром, чтобы вы ходили по ней широкими дорогами». Нух, 19-20.
«Разве Мы не сделали землю ложем, а горы – колышками?» Весть, 6-7.
«Мы простерли землю, поместили на ней незыблемые горы и взрастили на ней в меру всякие вещи». Аль-Хиджр, 19.
«Он – Тот, Кто распростер землю, установил на ней незыблемые горы и реки, взрастил на ней из разных плодов по паре». Гром, 3.
«Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростерта земля?» Покрывающее, 17-20.
«Он сделал для вас землю ложем, а небо – кровлей». Корова, 22.

Эти аяты в наше время воспринимаются некоторыми мусульманами как доказательство того, что согласно Корану нужно считать, что планета Земля представляет собой плоское тело. Стоит признать, что у них есть предшественники среди исламских ученых

Абу Абдуллах аль-Кахтани (ум. 359 г.х.) пишет в Нуние после того, как раскритиковал Аристотеля:

245- كذب المهندس والمنجم مثله … فهما لعلم الله مدعيان
246- الأرض عند كليهما كروية … وهما بهذا القول مقترنان
247- والأرض عند أولي النهى لسطيحة … بدليل صدق واضح القرآن
248- والله أخبر أنها مسطوحة …. وأبان ذلك أيما تبيان)

«Этот инженер солгал, и подобен ему прорицатель. Оба они заявляют о знании того, что у Аллаха.
Они оба заявляют, что Земля шарообразна, в этом мнении они друг другу близки.
А у разумных Земля плоская согласно доводу правдивости ясного Корана.
Аллах сообщил, что она представляет собой плоскость и в достаточной мере разъяснил это».

Пишет Ибн Атыя (ум. 541 г.х.) в своём тафсире:

وظاهر هذه الآية أن الأرض سطح لا كرة، وهو الذي عليه أهل العلم، والقول بكرويتها وإن كان لا ينقص ركنا من أركان الشرع، فهو قول لا يثبته علماء الشرع

«Явный смысл этого аята говорит о том, что Земля плоская, а не шарообразная. И на этом мнении обладатели знания. А мнение о том, что она шарообразна, хоть и не противоречит столпам шариата, однако не находит подтверждения у ученых шариата».

Пишет Абу Мансур Абдулькахир аль-Багдади (ум. 429 г.х.) в «аль-Фарк бейн аль-фирак»:

وأجمعوا -أي أهل السنّة- علي وقوف الأرض وسكونها…
وأجمعوا علي أن الأرض متناهية الأطراف من الجهات كلّها وكذلك السماء متناهية الأقطار من الجهات الست, خلاف قول من زعم من الدهرية أنه لا نهاية للأرض من أسفل ولا من اليمين ولا من اليسار

«Пришли к единогласию (сунниты), что Земля стоит и не двигается…
И пришли к единогласию насчёт того, что Земля имеет концы со всех сторон. И также небо имеет концы с шести сторон. В отличие от мнения тех из дахритов, которые заявили, что у Земли нет конца ни внизу, ни справа, ни слева».

Он же говорит в «Усуль ад-дин»:

انه بسط الارض ولذلك سماها بساطا خلاف قول من زعم من الفلاسفة والمنجمين ان الارض كروية غير مبسوطة

«Он распростер Землю и поэтому назвал ее ковром. А не так, как говорят философы и звездочеты, что Земля шарообразна, не распростерта».

Пишет аль-Маварди (ум. 450 г.х.) в тафсире:

بسطها للاستقرار عليها، رداً على من زعم أنها مستديرة كالكرة

«Он распростер ее, чтобы можно было надежно расположиться на ней. В этом опровержение тем, кто заявляет, что она круглая, как мяч».

И согласно таким представлениям нужно идти вопреки тем данным, на которых строится современная наука и жизнь человечества во многих сферах деятельности.

 

Сразу следует обозначить, что Коран — это в первую очередь руководство для жизненного пути, и потому речь в нем должна восприниматься как обращение к с увещеванием к людям, описание бытовых моментов в котором несет обобщенный характер, доступный для восприятия людьми всех времен. И не является задачей Корана объяснение прикладных наук той терминологией, которую в наше время избрали для этих областей знания увлеченными ими люди.

По этой причине большинство комментаторов Корана прошлого совершенно не касалось вопроса о форме Земли, рассматривая упомянутые аяты, и поясняли лишь их общий смысл.

Несколько примеров.

Говорит имам Абу Мухаммад аль-Хусейн аль-Багави аш-Шафии (ум. 516 г.х.) в тафсире 19 аята суры Нух: «Аллах сделал для вас землю ковромразостлал и распростер ее для вас». См. «Ма’алим ат-танзиль» 5/157.

قال الإمام أبو محمد الحسين البغوي الشافعي (ت. 516 هـ): «وَاللَّهُ جَعَلَ لَكُمُ الْأَرْضَ بِساطاً ، فَرَشَهَا وَبَسَطَهَا لَكُمْ». انظر: «معالم التنزيل» 5/ 157.

Говорит имам Исмаил ибн Касир аш-Шафии (ум. 774 г.х.) в тафсире 6 аята суры Весть: «Разве мы не сделали землю ковром?То есть: приспособленной для творений, униженной для них, недвижимой, находящейся в покое, прочно стоящей». См. «Тафсир аль-Кур-ан аль-‘Азым» 8/302.

قال الإمام أبو الفداء إسماعيل بن كثير الشافعي (ت. 774 هـ): «{أَلَمْ نَجْعَلِ الأرْضَ مِهَادًا} ؟ أَيْ: مُمَهَّدَةٌ لِلْخَلَائِقِ ذَلُولا لَهُمْ، قَارَّةً سَاكِنَةً ثَابِتَةً». انظر: «تفسير القرآن العظيم» 8/ 302.

Пишет шейх Муджируддин аль-‘Улейми аль-Ханбали (ум. 928 г.х.) в тафсире 20 аята суры Покрывающее: «… Как распростерта земля.Разостлана для передвижения по ней и постоянного пребывания на ней». См. «Фатх ар-Рахман» 7/352.

قال الشيخ مجير الدين العليمي الحنبلي (ت. 928 هـ): «{وَإِلَى الْأَرْضِ كَيْفَ سُطِحَتْ} بُسطت للسير فيها، والاستقرار عليها». انظر: «فتح الرحمن» 7/ 352.

Здесь можно вспомнить о разнице между словами земля и Земля в русском языке: первое, которое начинается со строчной «з», используется для указания на земную поверхность, а второе, которое начинается с прописной «З», используется как название для планеты. И, как видно, в аятах говорится о «земле», а не о «Земле».

И тем не менее, были муфассиры (ученые тафсира), которые затронули наш вопрос и дали на него прямой подробный ответ. Посмотрим на их слова.

Пишет имам Фахруддин ар-Рази аш-Шафии (ум. 606 г.х.), который в своем тафсире помимо смысла самих аятов рассматривал еще и множество вопросов, косвенно связанных с упомянутыми смыслами:

«Если кто-нибудь скажет: «Указывают ли слова Аллаха «Мы простерли землю» на то, что она плоская?» 
Мы ответим: да, потому что если представить, что Земля — это шар, то это предельно огромный шар. А у огромного шара каждый отдельный небольшой участок, если посмотреть на него, будет как ровная плоскость. И если это так, то тем самым устраняется та сложность (в совмещении двух утверждений), которую они упомянули. И довод этому в словах Всевышнего: «(Разве Мы не сделали…) горы колышками?» Он назвал их колышками, в то время как на них бывают огромные ровные плоскости. Так же и тут». См. «Мафатих аль-гейб» 19/131.

قال الإمام فخر الدين الرازي الشافعي (ت. 606 هـ): «فَإِنْ قِيلَ: هَلْ يَدُلُّ قَوْلُهُ: وَالْأَرْضَ مَدَدْناها عَلَى أَنَّهَا بَسِيطَةٌ؟
قُلْنَا: نَعَمْ لِأَنَّ الْأَرْضَ بِتَقْدِيرِ كَوْنِهَا كُرَةً، فَهِيَ كُرَةٌ فِي غَايَةِ الْعَظَمَةِ، وَالْكُرَةُ الْعَظِيمَةُ يَكُونُ كُلُّ قِطْعَةٍ صَغِيرَةٍ مِنْهَا، إِذَا نُظِرَ إِلَيْهَا فَإِنَّهَا تُرَى كَالسَّطْحِ الْمُسْتَوِي، وَإِذَا كَانَ كَذَلِكَ زَالَ مَا ذَكَرُوهُ مِنَ الْإِشْكَالِ، وَالدَّلِيلُ عَلَيْهِ قَوْلُهُ تَعَالَى: وَالْجِبالَ أَوْتاداً [النَّبَأِ: 7] سَمَّاهَا أَوْتَادًا مَعَ أَنَّهُ قَدْ يحصل عليها سطوح عظيمة مستوية، فكذا هاهنا». انظر: «مفاتيح الغيب» 19/ 131.

То есть, если и называть землю плоской, то с точки зрения того, что ее отдельные участки при отдельном рассмотрении характеризуются относительной плоскостью. И это не противоречит тому, что Земля как астрономическое тело — шар.

Объяснял этот момент, приводя дополнительное доказательство, и живший относительно недавно шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыты (ум. 1393 г.х.). В своем тафсире он писал:

«Если ученые исламской общины подтверждают шарообразность Земли, то что же они говорят о словах Всевышнего: «Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростерта земля?» (Покрывающее, 17-20)? То их ответ будет таким же, каков он о словах Всевышнего: «Когда он (Зуль-Карнайн) прибыл туда, где закатывается солнце, он обнаружил, что оно закатывается в мутный (или горячий) источник». (Пещера, 86) — То есть это с точки зрения смотрящего. Поскольку солнце заходит для одних людей, но все еще находится над горизонтом для других, и так пока не взойдет на востоке утром следующего дня. Таким образом, распростирание и разостлание земли — это если смотреть на каждый отдельный участок, на часть ее, поскольку сама она очень обширна и огромна». См. «Адва аль-баян» 8/428.

قال الشيخ محمد الأمين الشنقيطي (ت. 1393 هـ): «إِذَا كَانَ عُلَمَاءُ الْإِسْلَامِ يُثْبِتُونَ كُرَوِيَّةَ الْأَرْضِ، فَمَاذَا يَقُولُونَ فِي قَوْلِهِ تَعَالَى: أَفَلَا يَنْظُرُونَ إِلَى الْإِبِلِ كَيْفَ خُلِقَتْ إِلَى قَوْلِهِ وَإِلَى الْأَرْضِ كَيْفَ سُطِحَتْ [88 \ 17 — 20] . وَجَوَابُهُمْ كَجَوَابِهِمْ عَلَى قَوْلِهِ تَعَالَى: حَتَّى إِذَا بَلَغَ مَغْرِبَ الشَّمْسِ وَجَدَهَا تَغْرُبُ فِي عَيْنٍ حَمِئَةٍ [18 \ 86] ، أَيْ فِي نَظَرِ الْعَيْنِ ; لِأَنَّ الشَّمْسَ تَغْرُبُ عَنْ أُمَّةٍ، وَتَسْتَمِرُّ فِي الْأُفُقِ عَلَى أُمَّةٍ أُخْرَى، حَتَّى تَأْتِيَ مَطْلَعَهَا مِنَ الشَّرْقِ فِي صَبِيحَةِ الْيَوْمِ الثَّانِي، وَيَكُونُ بَسْطُ الْأَرْضِ وَتَمْهِيدُهَا، نَظَرًا لِكُلِّ إِقْلِيمٍ وَجُزْءٍ مِنْهَا لِسِعَتِهَا وَعِظَمِ جِرْمِهَا». انظر: «أضواء البيان» 8/ 428.

Шейх аш-Шанкыты сказал, что ученые исламской общины подтверждают шарообразность земли. Можно добавить: некоторые из них утвердили единогласное мнение на этот счет.

Передает шейх уль-Ислам Такыюддин ибн Таймия: «Сказал имам Абу аль-Хусейн Ахмад ибн Джа’фар аль-Мунади (257-336 гг.х.), один из выдающихся ученых, известных знанием асаров и больших трудов в религиозных науках, представитель второго поколения последователей Ахмада (ибн Ханбаля): «Нет разногласия между учеными, что небо шарообразно»… И сказал (аль-Мунади): «Также (исламские ученые) единогласны в том, что Земля со всеми движениями ее суши и моря подобна шару». См. «Маджму’ аль-фатауа» 25/195.

نقل شيخ الإسلام تقي الدين بن تيمية: «وَقَالَ الْإِمَامُ أَبُو الْحُسَيْنِ أَحْمَد بْنُ جَعْفَرِ بْنِ الْمُنَادِي (ت. 336 هـ) مِنْ أَعْيَانِ الْعُلَمَاءِ الْمَشْهُورِينَ بِمَعْرِفَةِ الْآثَارِ وَالتَّصَانِيفِ الْكِبَارِ فِي فُنُونِ الْعُلُومِ الدِّينِيَّةِ مِنْ الطَّبَقَةِ الثَّانِيَةِ مِنْ أَصْحَابِ أَحْمَد: لَا خِلَافَ بَيْنِ الْعُلَمَاءِ أَنَّ السَّمَاءَ عَلَى مِثَالِ الْكَرَّةِ …  قَالَ: وَكَذَلِكَ أَجْمَعُوا عَلَى أَنَّ الْأَرْضَ بِجَمِيعِ حَرَكَاتِهَا مِنْ الْبَرِّ وَالْبَحْرِ مِثْلُ الْكُرَةِ». انظر: «مجموع الفتاوى» 25/ 195.

Также одним из ранних ученых, высказавших примерно такое же утверждение, является имам Ибн Хазм аз-Захири (ум. 456 г.х.). Он писал:

«Они сказали, что достоверны ясные доказательства того, что Земля шарообразна, а массы (простых мусульман) говорят обратное. Нашим ответом — а успех от Всевышнего Аллаха — будет следующее: ни один из имамов мусульман, заслуживающих звание имама в знаниях, да будет доволен ими Аллах, ни одним словом не высказал отрицание шарообразности Земли». См. «Аль-Фисаль фи аль-миляль уа аль-ахва уа ан-нихаль» 2/78.

قال الإمام ابن حزم الظاهري (ت. 456 هـ): «وَذَلِكَ أَنهم قَالُوا إِن الْبَرَاهِين قد صحت بِأَن الأَرْض كروية والعامة تَقول غير ذَلِك وجوابنا وَبِاللَّهِ تَعَالَى التَّوْفِيق إِن أحد من أَئِمَّة الْمُسلمين الْمُسْتَحقّين لاسم الْإِمَامَة بِالْعلمِ رَضِي الله عَنْهُم لم ينكروا تكوير الأَرْض وَلَا يحفظ لأحد مِنْهُم فِي دَفعه كلمة». انظر: «الفصل في الملل والأهواء والنحل» 2/ 78.

При том, что единогласное мнение исламских ученых не является доводом в нерелигиозных вопросах, здесь все же его упоминание имеет значение: их единогласие говорит о том, что о шарообразности Земли им было известно еще за тысячу лет до возникновения современной теории о всемирном заговоре ученых, а также о том, что никто из них не посчитал, что указанные вначале аяты являются доводом на то, что Земля представляет собой плоское тело. Более того, кое-кто даже усмотрел в Коране доводы на то, что Земля шарообразна. Имам Ибн Хазм писал:

«Более того, ясные доводы Корана и сунны пришли с утверждением ее (Земли) шарообразности. Великий и Могущественный Аллах сказал: «Он по (шарообразному) кругу опускает ночь на день, и опускает день на ночь». (Толпы, 5) — Это самое ясное разъяснение о шарообразном накладывании одного на другое, и это слово (по шарообразному кругу) взято из оборота «заворачивать (вокруг головы) чалму», то есть заворачивать ее по кругу. И это однозначный шариатский текст (насс) о шарообразности Земли». См. «Аль-Фисаль фи аль-миляль уа аль-ахва уа ан-нихаль» 2/78.

قال الإمام ابن حزم: «بل الْبَرَاهِين من الْقُرْآن وَالسّنة قد جَاءَت بتكويرها قَالَ الله عز وَجل {يكور اللَّيْل على النَّهَار ويكور النَّهَار على اللَّيْل} وَهَذَا أوضح بَيَان فِي تكوير بَعْضهَا على بعض مَأْخُوذ من كور الْعِمَامَة وَهُوَ إدارتها وَهَذَا نَص على تكوير الأَرْض». انظر: «الفصل في الملل والأهواء والنحل» 2/ 78.

Поэтому, если кого-нибудь спросят: «А что в Коране сказано насчет формы Земли?» — То возможны два варианта ответа.

Первый вариант: аят, на который опирался Ибн Хазм в доказательстве шарообразности Земли.

Второй вариант: аят: «Спросите обладателей знания, если сами не знаете». (Пчелы, 43) Этот аят ниспослан по определенному вопросу, но ученые опираются на широту его смысла, и не ограничивают его значение лишь тем вопросом, по которому он был ниспослан. То есть согласно этому аяту нужно обратиться к специалистам именно в той области знания, о которой возник вопрос. В нашем случае такие специалисты — это астрономы, астрофизики и космонавты. Если кто-нибудь возразит, ссылаясь на правило, что сообщение от неверного не считается достоверным, то его следует направить к другому правилу: у сообщения из категории мутауатир не имеет значения положение отдельно взятых передатчиков. А в наше время астрономов-любителей и профессионалов по всему миру тысячи, в том числе и в исламских странах, они массово подтверждают шарообразность Земли, и сами в своих наблюдениях, вычислениях и опытах опираются на именно это обстоятельство.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (31 оценок, среднее: 4,32 из 5)
Загрузка...