Почему одни ученые отвергают мнения других, несмотря на наличие множества доводов?
23.08.2017 | 3415
لماذا يرفض العلماء أراء العلماء الآخرين مع أن لهم أدلة كثيرة؟
Когда кто-то встречается с призывом «следовать доводам» вместе с доказательствами в пользу одного мнения, но вместе с этим мнением узнает о существовании и других, которые были высказаны большими учеными прошлого, то при аналитическом складе ума у такого человека не может не затаиться ощущения недосказанности и тревоги.
Причина тревоги, даже если не видна на первый взгляд, то все равно достаточно определённа, и кроется она в вопросе: как могло так сложиться, что такие великие ученые из века в век противоречат этому мнению, тогда как в его пользу свидетельствует так много ясных доводов? Ведь эти ученые не могли их не знать. Почему они при их знаниях и богобоязненности, не смотря на доводы, выбирают «более слабые» мнения, тогда как даже многие простые мусульмане в наше время следуют только «более сильным»?
Ответ: если некий ученый приводит доводы, а другие не следует за его мнением, то в большинстве случаев это происходит потому, что на их взгляд эти доводы не указывают на его мнение. В результате получается, что мнение, которое обывателю может показаться обоснованным множеством ясных доводов, для других ученых оказывается слабым или вовсе несостоятельным. И, возможно, есть еще и другие доказательства и причины, которые, на их взгляд, укрепляют другие мнения. Это когда речь идет о тех ученых, которые достигли степени хотя бы частичного иджтихада.
Пример с вопросом о возмещении пропущенных намазов
Пишет имам Абу Закария ан-Навави аш-Шафии в «аль-Маджму’ (3/76): «Единогласны ученые, с мнением которых считаются, что тому, кто намеренно оставил молитвы, обязательно нужно их возместить. И пошел в противоречие им Абу Мухаммад Али ибн Хазм и сказал: «Он не сможет их возместить никогда и не будет его возмещение действительным ни в коем случае». Также сказал: «Ему следует увеличить количество совершаемых благих дел и дополнительных молитв, чтобы утяжелить свою чашу на весах, следует просить у Всевышнего Аллаха прощения и каяться». Это то, что он сказал, при том, что это противоречит единогласному мнению и несостоятельно со стороны довода. И он много написал, приводя доводы в свою пользу, но в том, что он привел, нет доказательства на его мнение вообще».
إذا رفض عالم قول عالم آخر مع أن له أدلة كثيرة ففي الغالب سبب هذا في كون العالم الأول لا يرى أن الأدلة المذكورة تدل على ما قرره العالم الثاني، وقد يكون هناك أدلة أخرى التي يقوي بها رأي آخر في نظر العالم الأول.
مثال ذلك:
قال الإمام أبو زكريا النووي الشافعي: «أجمع العلماء الذين يعتد بهم على أن من ترك صلاة عمدا لزمه قضاؤها وخالفهم أبو محمد علي بن حزم فقال : لا يقدر على قضائها أبدا ولا يصح فعلها أبدا قال : بل يكثر من فعل الخير ، وصلاة التطوع ليثقل ميزانه يوم القيامة ويستغفر الله تعالى ويتوب ، وهذا الذي قاله مع أنه مخالف للإجماع باطل من جهة الدليل ، وبسط هو الكلام في الاستدلال له ، وليس فيما ذكر دلالة أصلا».
انظر: «المجموع» 3/76.