Фатвы шейха Ибн База об отношении к детям

2 месяца назад | 379

بعض فتاوى الشيخ ابن باز في تربية الأولاد

Вопрос: «Обычно отцы стараются для своих детей, стремятся воспитывать детей в Исламе, но некоторые из них черствы и халатны к своим детям или ошибочно подходят к вопросу их воспитания. Каково будет ваше наставление им?»

Ответ: «Обязательно для отцов бояться Аллаха, хорошо относиться к своим детям и воспитывать их в Исламе. Мягко и хорошо относиться к ним. Это — обязанность отцов и матерей: бояться Аллаха и хорошо относиться к детям. Обучать их и направлять к добру, быть правильным примером для своих детей. Чтобы не видели и не слышали дети от них ничего порочного, ни в том, что касается воспитания, ни в том, что касается нрава.
Как например: проявлять перед детьми снисходительность, прощение, хороший нрав, хорошее отношение к соседям, благие разговоры и другие из благих дел. Также совершение молитвы вовремя и прочие виды добра, чтобы дети стали этому подражать. Мать должна прилагать усилия в этом, чтобы дети стали подражать ей в совершении благого, а так же это обязанность отца. И ребенок должен стараться благочестиво вести себя по отношению к родителям, и если увидит, что они совершают дело противоречащее положениям шариата, то пусть обращается к родителям с наставлением мягко, благим словом, чтобы получилась у них помощь друг другу в благочестии и богобоязненности».

Сл. «Фатауа нур аля ад-дарб», 418.

السؤال: «الآباء دائماً يحرصون على أبنائهم, ويحرصون على تنشأتهم التنشئة الإسلامية, ولكن بعض الآباء قد يقسو على أولاده, أو يخطئ في التربية, هل من توجيه للآباء؟»

الجواب: «الواجب على الآباء تقوى الله، وأن يحسنوا إلى أولادهم وأن يربوهم التربية الإسلامية وأن يرفقوا بهم ويحسنوا إليهم، هذا هو الواجب على الآباء وعلى الأمهات أن يتقوا الله وأن يحسنوا في أولادهم وأن يعلموهم ويوجهوهم إلى الخير، وأن يكونوا قدوة ًصالحة لأولادهم، لا من جهة التربية ولا من جهة الأخلاق التي يسمعها ويراها أولادهم، مثل العفو والصفح وطيب الخلق وإكرام الجوار، وحسن الكلام وغير هذا من الأفعال الطيبة والمحافظة على الصلاة وغير هذا من وجوه الخير، حتى يتأسى به الأولاد، فعلى الأم أن تجتهد حتى تتأسى بها بناتها وأولادها بالخير، وعلى الوالد كذلك، وعلى الولد أن يجتهد في بر والديه وفي الإحسان إليهما، وإذا رأى منهما ما يخالف الشرع نصحهما بالرفق والكلام الطيب حتى يحصل التعاون على البر والتقوى».

استمع: «فتاوى نور على الدرب»، 418.

***

Вопрос: «Сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «У кого были три дочери и терпел их, поил (и кормил) их, одевал их — будет это ему укрытием от огня». Будет ли это укрытием от огня только отцу девочек, или и матери так же, которая участвовала в этом? И у меня, вся хвала Аллаху, три дочки».

Ответ: «Хадис общий по смыслу и охватывает и отца и мать. Об этом так же его, мир ему и благословение Аллаха, слова: «У кого были две дочки, и он наилучшим образом относился к ним, будет это ему укрытием от огня». И так же если были у кого-то сестры, или тети по отцу, или тети по маме и тому подобное, и он наилучшим образом относился к ним, то поистине мы надеемся на Рай для него. Ведь он, за то, что выстраивал отношения таким образом, заслуживает великой награды и укрывается от огня, оградившись от него праведными делами.
Это касается только мусульман. Когда мусульманин делает добрые дела, желая лика Аллаха, он делает причины для своего спасения от огня. А для спасения от огня и входа в Рай причин много, и верующему следует брать таких причин как можно больше. И Ислам сам по себе — это единственная основа, основная причина для входа в Рай и спасение от огня.
Таким образом есть дела, совершая которые мусульманин может войти в Рай и спастись от огня. Например тот, кто обеспечивал дочерей или сестер и хорошо к ним относился — будет это ему преградой от огня. Также у кого умерли трое детей, так и не достигнув зрелости — будут для него защитой от огня. Спросили: «О посланник Аллаха, а двое?» Ответил: «И двое». И не спросили его об одном. Так же достоверно передано от него, мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: «Говорит Могучий и Величественный Аллах: «Только Рай будет воздаянием верующему рабу, который рассчитывал на награду, когда забрали мы его близкого друга из земной жизни». Объяснил Пречистый и Возвышенный, что нет иного воздаяния у Него кроме Рая для верующего, у которого забрал Он близкого друга — то есть любимого для него человека — из земной жизни, а он терпел и рассчитывал на награду. Таким образом и один ребенок входит в этот хадис. Если забрал его Аллах и терпел его отец, или мать, или оба, и рассчитывали на награду, то будет им Рай. Это великая милость от Аллаха. Так же муж и жена, и остальные родственники, и друзья — если терпели и рассчитывали на награду, то входят в то, о чем говорится в этом хадисе. При условии, что они будут чисты от того, что будет преградой этому, от смерти при наличии великих грехов. И мы просим Аллаха о благополучии».

См. «Маджалля аль-бухус аль-ислямия» 29/106-107.

السؤال: «قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((من كانت له ثلات بنات فصبر عليهن وسقاهن وكساهن كن له حجابا من النار)) هل يكن حجابا من النار لوالدهن فقط أم حتى الأم شريكة في ذلك؟ وأنا عندي وله الحمد ثلاث بنات».

الجواب: «الحديث عام للأب والأم بقوله صلى الله عليه وسلم: من كان له ابنتان فأحسن إليهما كن له سترا من النار وهكذا لو كان له أخوات أو عمات أو خالات أو نحوهن فأحسن إليهن فإنا نرجو له بذلك الجنة، فإنه متى أحسن إليهن فإنه بذلك يستحق الأجر العظيم ويحجب من النار ويحال بينه وبين النار لعمله الطيب.
وهذا يختص بالمسلمين، فالمسلم إذا عمل هذه الخيرات ابتغاء وجه الله يكون قد تسبب في نجاته من النار، والنجاة من النار والدخول في الجنة لها أسباب كثيرة، فينبغي للمؤمن أن يستكثر منها، والإسلام نفسه هو الأصل الوحيد وهو السبب الأساسي لدخول الجنة والنجاة من النار.
وهناك أعمال إذا عملها المسلم دخل بهن الجنة ونجا من النار، مثل من رزق بنات أو أخوات فأحسن إليهن كن له سترا من النار، وهكذا من مات له ثلاثة أفراط لم يبلغوا الحنث كانوا له حجابا من النار، قالوا يا رسول الله: واثنان. قال: واثنان) ولم يسألوه عن الواحد، وصح عنه صلى الله عليه وسلم أنه قال: يقول الله عز وجل: ما لعبدي المؤمن جزاء إذا أخذت صفيه من أهل الدنيا فاحتسب إلا الجنة فبين سبحانه وتعالى أن ليس للعبد المؤمن عنده جزاء إذا أخذ صفيه — أي محبوبه — من أهل الدنيا فصبر واحتسب إلا الجنة، فالواحد من أفراطنا يدخل في هذا الحديث إذا أخذه الله وقبضه إليه فصبر أبوه أو أمه أو كلاهما واحتسبا فلهما الجنة وهذا فضل من الله عظيم وهكذا الزوج والزوجة وسائر الأقرباء والأصدقاء إذا صبروا واحتسبوا دخلوا في هذا الحديث مع مراعاة سلامتهم مما قد يمنع ذلك من الموت على شيء من كبائر الذنوب، نسأل الله السلامة».

انظر: «مجلة البحوث الإسلامية» 29/ 106-107.

***

Вопрос: «Я дал обет Аллаху, что если у меня родится ребенок, то я обучу его религиозным знаниям. Но когда он родился и вырос, он пошел по другому пути, а я не смог выполнить свой обет. Каково будет правовое положение этого и что вы мне посоветуете?»

Ответ: «Тебе следует обучать его религиозным знаниям и прилагать силы для этого. Нужно вернуть его — это твоя обязанность, даже если бы ты не давал обет на это. Твоя обязанность — стремиться к тому, чтобы исправить его, обучить и направить к добру. А если ты дал обет на это, то это твоя обязанность без сомнений, согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кто дал обет в том, что будет повиноваться Аллаху, путь повинуется Ему». И ты дал обет в повиновении Аллаху, ведь обучение ребенка религиозным знаниям, побуждение его к этому, помощь ему в этом — из достойнейших видов повиновения Аллаху. На тебе обязанность — выполнить свой обет и приложить силы чтобы обучить его религии даже после того как он вырос. Нужно выполнить обет, и постараться обеспечить его посещение собраний с уроками, ввести в распорядок учебу в религиозных школах, чтобы обучить его. И нет преград в том, чтобы воспользоваться в этом помощью других членов семьи — дядей, братьев или кого-нибудь еще, или праведных друзей, которые помогли бы тебе выполнить эту обязанность. Да благословит тебя Аллах».

Сл. «Фатауа нур аля ад-дарб», 714.

السؤال: «لقد نذرت عندما رزقت بمولود أن أعلمه التعليم الديني، ولكن عندما كبر لم أتمكن، وسلك مسلكاً آخر، فما الحكم، وبماذا توجهونني؟»

الجواب: «عليك أن تعلمه العلوم الدينية وعليك أن تجتهد في ذلك، وأن تقوم برده هذا واجب عليك حتى ولو لم تنذر، يجب عليك أن تسعى في صلاحه وتعليمه وتوجيهه إلى الخير، فإذا كنت نذرت ذلك وجب بتأكد لقول النبي -صلى الله عليه وسلم-: (من نذر أن يطيع الله فليطعه) وأنت نذرت طاعة لله؛ لأن تعليم الولد أمور الدين, وتشجيعه على ذلك والعناية به هذا من أفضل الطاعات، فالواجب عليك أن توفي بنذرك وأن تجتهد في تعليمه الدين ولو بعد كبره، عليك أن توفي بهذا وأن تجتهد في إحضاره حلقات العلم، وبانتظامه في المدارس الدينية حتى يتعلم، ولا مانع أن تستعين على ذلك بخواص أهل بيتك من أعمام أو إخوان أو غيرهم، أو أصدقاء طيبين يعينونك على هذا الواجب, بارك الله فيك».

استمع: «فتاوى نور على الدرب»، 714.

***

Вопрос: «Я живу в доме своего умершего брата. У него остались дети и теперь я их содержу. Иногда я злюсь на них и не чувствуя этого — кричу на них. Потом замечаю и сожалею о том, что случилось. Есть ли за это грех на мне или нет? При том, что они не держат зла на меня за это».

Ответ: «Нет в этом ничего страшного, вся хвала Аллаху. Ведь обязательно поддерживать их воспитание, исламское воспитание. Направлять их к благому, приказывать им подчиняться Аллаху и Его посланнику, запрещать им то что запретил Аллах и Его посланник. И что касается сирот — нет запрета в том, чтобы наказывать их, если они совершают дурные поступки, чтобы, когда выйдут они из-под опеки, были праведными молодыми людьми. Старайся воспитывать их исламским шариатским воспитанием при помощи слова и дела. Некоторые люди думают, что сироту нельзя наказывать, и это — ошибка. Сироту можно и ударить и наказать, если он совершает дурные поступки, чтобы исправить его при помощи соответствующего наказания словом или делом, которое не навредит ему и не будет жестоким. Опять же: нужно смотреть, чтобы наказание не было опасным, мучительным или жестоким. Таким образом, нет ничего страшного в том, что ты иногда гневаешься на них, если они совершают плохие поступки, или… И ты за все это получаешь награду. И если это случилось не намеренно, то это случайность. Да будет доволен Аллах нами и тобой и всеми (мусульманами)».

Сл. «Фатауа нурун аля ддарб», 548.

السؤال: «أنا مقيم في بيت أخي المتوفى وله أولاد وأنا عائلهم، وفي بعض الحالات أغضب عليهم وأزجرهم من غير شعور، وبعد لحظات أندم على ما بدر مني، هل علي في ذلك إثم أم لا؟ مع العلم بأنهم لا يغضبون علي ولا يحقدون».

الجواب: «لا حرج عليك، والحمد لله، إنما الواجب العناية بتربيتهم التربية الإسلامية، وتوجيههم إلى الخير وأمرهم بطاعة الله ورسوله، ونهيهم عما نهى الله عنه ورسوله، والأيتام لا مانع من تأديبهم إذا أساؤوا حتى يتخرجوا شباباً صالحين، فأنت تجتهد في تربيتهم التربية الشرعية الإسلامية بالكلام والفعل، وما يظن بعض الناس أن اليتيم لا يؤدب هذا غلط، فاليتيم يضرب ويؤدب إذا أساء، حتى يستقيم بالتأديب المناسب الذي لا يضر، غير مبرح، بالكلام وبالفعال، لكن مع مراعاة أن يكون التأديب بالفعل غير خطير وغير مبرح، ولا حرج في غضبك عليهم بعض الأحيان إذا أساؤوا أو … كل ذلك أنت مأجور عليه، وإذا كان من غير قصد إنما هو عارض فالله -جل وعلا- يرضى عنا وعنك وعن الجميع».

استمع: «فتاوى نور على الدرب»، 548.

***

Вопрос: «Каким образом воспитывать детей и как научить их выполнению молитв, если до этого они росли в неправедности?»

Ответ: «Через борьбу. Пусть прилагает усилия в отношении них их отец и старший брат, чтобы они стали на прямой путь и вошли в подчинение Аллаху. Пусть прилагают усилия в отношении них через доброе слово и через наказание, чтобы они стали совершать молитвы и чтобы стал благим их нрав. Пусть стараются, ведут борьбу и прибегают к терпению. Говорит Пречистый и Возвышенный Аллах: «А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями». И говорит Величественный и Высокий Аллах: «О те, которые уверовали, спасайте себя и свои семьи от огня!» И говорит пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Каждый из вас — пастух и каждый из вас ответственнен за свою паству». Имам — пастух и ответственнен за свою паству, мужчина — пастух в своем доме и ответственнен за свою паству. Необходимо проявлять терпение».

Сл. «Фатауа нур аля ад-дарб», 433.

السؤال: «كيف يكون تربية الأولاد، وكيف يتم تعليمهم على الصلوات إذا كانوا قد نشأوا نشأة غير صالحة؟»

الجواب: «بالمجاهدة، يجاهدهم والدهم وأخوهم الأكبر حتى يستقيموا على طاعة الله، يجاهدوهم بالكلام الطيب والتأديب حتى يستقيموا على الصلاة وعلى الأخلاق الطيبة، يجتاجون مجاهدون وصبر، يقول سبحانه وتعالى: والذين جاهدوا فينا لنهدينّهم سبلنا. ويقول جل وعلا: يا أيها الذين آمنوا قوا أنفسكم وأهليكم نارا، ويقول النبي صلى الله عليه وسلم: كلكم راع، وكلكم مسؤول عن رعيته. فالإمام راع ومسؤول عن رعيته، والرجل راع في بيته ومسؤول عن رعيته، لا بد من الصبر».

استمع: «فتاوى نور على الدرب»، 433.

***

Вопрос: «Иногда я злюсь на своих детей и делаю против них различные дуа, иногда могу ударить их, иногда подымаю на них голос. Есть ли в этом грех? При том, что я не намеренно это делаю, и это получается у меня против моей воли?»

Ответ: «Мы делаем тебе наставление держаться мягкости и остерегаться того, чтобы делать дуа против детей. А в том, чтобы ударить, нет проблем, если ты ударила их не сильно для поддержания дисциплины. При том, что они поступали нехорошим образом и ты увидела, что есть в этом польза, и ударила не сильно, слегка, чтобы достичь через это восстановления порядка и направления детей к хорошему. А делать дуа против них о гибели, или ругать, оскорбляя их, или проклинать их — то это не разрешается, и тебе следует бороться со своей душой в этом. И Аллах Величественный и Высокий — Тот, Кто оказывает помощь и Тот, кто ведет к успеху: проси Его о помощи и благополучии. Старайся удерживать язык, кроме как от добра, кроме как от дуа о хорошем для них».

Ведущий: «Но, шейх, она говорит, что это получается у нее против ее воли».

Ответ: «В любом случае ей следует бороться с собой, а то, что побеждает ее и выходит без ее намерения на это, не специально, то надеюсь, что Аллах простит ей».

Сл. «Фатауа нур аля ад-дарб», 1003.

السؤال: «إنني أحياناً أغضب من أولادي فأدعو عليهم بأدعية مختلفة، وأحياناً أضربهم، ويرتفع في بعض الأحيان صوتي، فهل علي إثم في ذلك، علماً بأنني لا أقصد ذلك، ولكن يصدر غصباً عني؟»

الجواب: «نوصيك بالرفق ، والحذر من الدعاء على أولادك، أما الضرب فلا بأس إذا ضربتيهم ضربا خفيفا للتأديب إذا أساءوا ورأيت أن الضرب فيه مصلحة فيكون خفيفا يسيرا يحصل به التأديب والتوجيه إلى الخير ، أما الدعاء عليهم بالهلاك أو سبهم ولعنهم فهذا لا يجوز، وعليك أن تجاهدي نفسك في ذلك ، والله – جل وعلا- هو الموفق والمعين فسأليه التوفيق والإعانة ، واجتهدي في حفظ اللسان إلا من الخير إلا من الدعاء لهم بالخير».

المقدم: «كونها تقول إن ذلك غصباً عنها سماحة الشيخ؟»

الشيخ: «على كل حال عليها المجاهدة، عليها أن تجاهد، والشيء الذي يغلبها من غير قصد من غير عمد نرجو الله أن يعفو عها».

استمع: «فتاوى نور على الدرب»، 1003.

***

Вопрос: «У мужчины трое детей и они не делают упущений в хорошем отношении к нему, а он делает дуа против них. Повредит ли им его дуа?»

Ответ: «Ненужно верующему делать дуа против своих детей, нужно ему остерегаться этого, потому что его дуа может быть в то время, когда Аллах отвечает просящим Его. Следует ему не делать дуа против них. И если они праведны, то запрет на дуа против них еще сильнее, а если они нерадивы в отношении к отцу, то так же не следует делать дуа против них, но следует делать дуа о верном руководстве для них, о праведности и верном поведении. Так должен поступать верующий. И пришли тексты от пророка, мир ему и благословение Аллаха с предостережением для мусульманина от того чтобы он делал дуа против своего ребенка, или против своей семьи, или против своего имущества, потому что это дуа может совпасть с тем временем, когда Аллах отвечает на просьбы, и таким образом он навредит самому себе, навредит своей семье, навредит своему ребенку. И следует тебе, о спрашивающий, удерживать свой язык и утвердить для того, кто распространяет злоупотребление им, чтобы хранил он свой язык. Следует ему бояться Аллаха в этом и не делать дуа против своего ребенка и против других мусульман, а делать дуа для них, прося Аллаха о добре для них, правильности и стойкости на прямом пути. Не делать дуа вредящее им. И Аллах — тот к кому обращаются за помощью».

Сл. «Фатауа нур аля ад-дарб», 196.

السؤال: «رجل له ثلاثة أولاد لا يقصرون في طاعته وبره، وهو يدعو عليهم هل يضرهم دعاؤه؟»

الجواب: «لا ينبغي للمؤمن أن يدعو على أولاده، بل ينبغي له أن يحذر ذلك؛ لأنه قد يوافق ساعة إجابة، فينبغي له أن لا يدعو عليهم، وإذا كانوا صالحين كان أشد في تحريم الدعاء عليهم، أما إذا كانوا مقصرين فينبغي أيضاً أن لا يدعو عليهم، بل يدعو لهم بالهداية والصلاح والتوفيق، هكذا ينبغي للمؤمن، وقد جاءت النصوص عن النبي -صلى الله عليه وسلم- يحذر من دعاء الإنسان على ولده أو على أهله أو على ماله لئلا يصادف ساعة إجابة، فيضر نفسه، ويضر أهله، ويضر ولده، فينبغي لك يا أيها السائل أن تحفظ لسانك وأن تؤكد على من تعلمه يتعاطى هذا الأمر بأن يحفظ لسانه، وبأن يتقي الله في ذلك حتى لا يدعو على ولده ولا على غيره من المسلمين، بل يدعوا لهم بالخير، ويدعو لهم بالسداد والاستقامة، لا بالدعاء عليهم بما يضرهم، والله المستعان».

استمع: «فتاوى نور على الدرب»، 196.

***

Вопрос: «У меня было четыре ребенка, и все они умерли маленькими. Некоторые из них умерли при родах, а один после того как прожил сорок дней. Не помню, чтобы за них была сделана акыка (жертвоприношение), и я слышала о ее обязательности, сделать ли ее сейчас?»

Ответ: «Желательно, не обязательно, утвержденное желательное дело. Если сделаешь это, то это хорошо, если осуществишь это, то в этом благо, а если нет, то это желательно (не обязательно)».

Сл. «Фатауа нур аля ад-дарб», 897.

السؤال: «كان لي أربعة أولاد إلا أنهم توفوا وهم صغار، بعضهم أثناء الولادة، وواحد منهم بعدما بلغ أربعين يوماً، ولم أتذكر العقيقة عنهم، إلا أنني سمعت الآن عن وجوبها، فهل أقضيها الآن؟»

الجواب: «سنة غير واجبة، سنة مؤكدة وإن فعلتها فهو أحسن وإن قضيتها فهو أحسن، وإلا هي سنة جزاك الله خيراً».

استمع: «فتاوى نور على الدرب»، 897.

***

Вопрос: «Как соблюсти справедливость в отношении детей, учитывая то, что у меня две жены?»

Ответ: «Отдавая каждой группе то, что им положено. Справедливость в том, чтобы ты соблюдал их права. Двоим своя доля, троим своя, а четверым своя. Если у одной жены два ребенка, а у другой три, четыре — каждому дается то, что ему положено по праву. И так же с третьей и четвертой женой. Обеспечиваешь их постоянные жизненные расходы, а в том что касается личных дарений, то необходимо держаться справедливости в этом. Давая им что-то сверх обычных расходов, необходимо быть справедливым. Согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Бойтесь Аллаха и будьте справедливыми между детьми». А что касается обычных жизненных расходов, то они выделяются из расчета нужд. Если детей много — у них свои расходы, если мало — свои. У маленького свои расходы, у большого свои, различаются в нуждах касаемо одежды и тому подобного».

Сл. «Фатауа нур аля ад-дарб», 506.

السؤال: «كيف يكون العدل بين الأولاد، وخاصةً بأنني متزوج من زوجتين؟»

الجواب: «كل جماعة يعطون حقوقهم، العدل فيهم أن تعطيهم حقوقهم، فالاثنان لهم شيء والثلاثة لهم شيء والأربعة لهم شيء، فإذا كان أولاد الزوجة إحدى الزوجة اثنين، وأولاد الأخرى ثلاثة أربعة كل يعطى حقه، كل يعطى حقه، وهكذا الزوجة الثالثة والرابعة، تعطيهم النفقة اللازمة، أما العطايا التي غير النفقة فلابد من العدل فيها، تعطيهم شيء زائد على النفقة لابد من العدل، لقول النبي -صلى الله عليه وسلم-: (اتقوا الله واعدلوا بين أولادكم)، أما النفقة فعلى حسب الحاجة، الأولاد الكثير لهم نفقة، والقليل لهم نفقة، فالصغير له نفقة والكبير له نفقه يختلفون في كسوتهم وغير ذلك».

استمع: «فتاوى نور على الدرب»، 506.

***

Вопрос: «У меня дети учатся в школе, есть среди них и большой и маленький. Когда я даю им денег на личные расходы, то большому отдаю предпочтение (больше денег), разрешено ли это?»

Ответ: «Исходить нужно из того, что требуется ему для школы. Если у старшего нужд больше, то дается ему в соответствии с его нуждами. То есть выдаешь ему больше не ради него самого, но исходя из того, что требуется для его обучения. Потому что расходы старшего часто бывают больше, в том что касается тетрадей, книг и тому подобного. Таким образом дается по степени его нужд, касающихся обучения, даже если они больше чем у младшего».

Сл. «Фатауа нур аля ад-дарб», 375.

السؤال: «لي أولاد في المدرسة منهم الكبير ومنهم الصغير، وعندما أمنحهم بعض النفقات الشخصية أفضل الكبير على الصغير، فهل هذا جائز؟»

الجواب: «على حسب مطلوب المدرسة إذا كان حاجة الكبير أكثر يعطى قدر حاجته، لا لأجل ذاته بل يعطى ما يحتاجه في التعلم؛ لأن نفقة الكبير قد تكون أكثر مما يحتاجه من دفاتر، أو كتب، أو غير ذلك، فالحاصل أنه يعطى قدر حاجته في التعليم، وإن كان أكثر من الصغير».

استمع: «فتاوى نور على الدرب»، 375.

Скачать все в формате PDF

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...