Осуждение фанатизма к мазхабу по причине собственного фанатизма к самому себе или своему шейху
12.11.2017 | 4554
Когда фанатизм осуждается из-за возобладания над осуждающим еще большего фанатизма, получается так, что
— Негатив о представителях одного мазхаба со стороны представителя другого — это «скверный мазхабный фанатизм».
— Порочение и насмешки над представителями всех четырех мазхабов со стороны того, кто последовал за двумя-тремя современными шейхами или студентами, или сам изобретает свой мазхаб — это «следование сунне и пути праведных предшественников» и просто «выражение нежелания следовать за некоторыми неизвестными мнениями некоторых шейхов из некоторых мазхабов».
Говорил шейх Салих аль-Усейми, описывая такое явление как надуманные обвинения в фанатизме к мазхабу из-за настоящего фанатизма к самому себе или какой-то личности из современников:
«Говорит (такой человек): «А это — пример мазхабного фанатизма». В то время как он фанатичен к самому себе, или фанатичен к некоторым (личностям) из последних поколений. Ты видишь, как он, на самом деле, проявляет фанатизм к своему мнению, или к некоторым (личностям) из последних поколений.
Он оставляет имамов, за которыми принято следовать, возвеличиваемых (исламской общиной), обладателей близости к Аллаху, праведности, аскетизма, знания, следования (доводам), и возвращается к следованию за собой, или за своим шейхом, или за кем-то, кого возвеличивают из живших в последних поколениях». См. https://muntaqa.info/fprhad
Близкое к этому противоречие описал еще живший полтора века назад выдающийся ученый, мухаддис Абу аль-Хасанат Мухаммад ‘Абдульхай аль-Лякнави аль-Ханафи в опровержении шейху Сыддику Хасану Хану, известному приверженностью захиритским принципам в фикхе и усуль аль-фикхе. Писал о нем шейх аль-Лякнави: «Мы скажем: автор «Итхафа» выбрал в своих трудах методы и подходы, от которых нужно было непременно отстраняться. Из них то, что он мертвой хваткой делает таклид за Ибн Таймией и его учениками, за аш-Шаукани и подобными ему, и в то же время он из тех, кто сильнейшим образом порицает мукаллидов (тех, кто делает таклид). Остается только к Аллаху обращаться с жалобой на подобное поведение. Как же это он запрещает таклид за муджтахидами и имамами, за которыми принято (у мусульман) следовать, и разрешает таклид за теми поборниками новшеств, которые в сравнении с муджтахидами, за которыми принято следовать, только как тот, кто чирикает рядом с тем, кто говорит. И кто читал его труды, тот знает об этом положении: он в основном называет более сильным то, что они назвали более сильным, даже если это что-то недалекое, и пишет то, что они написали, даже если это серьезная ошибка».
См. Рукопись «Ибраз аль-гай», с. 8.
قال العلامة أبو الحسنات محمد عبد الحي اللكنوي الحنفي: «فنقولُ : قد اختارَ صاحبِ الإتحاف في تَصانيفِهِ عاداتٍ وطرقاً يَجبُ أن يجتنِبَ عنها فَمِن ذلك : أنَّهُ يُقلِدُ تَقليداً جامداً لابن تَيميَّة وتلامذتِهِ وللشوكاني وأمثاله مع أنَّهُ من أشد المُنكرينَ على المقلدينَ ـ فإلى الله المشتكى من مثلِ هذا الصنعِ ـ فَما الذي حرَّم تقليدَ المجتهدينَ والأئمةِ المتبوعين وأباحَ تقليدَ هؤلاء المستحدثين وليسوا بجنب المجتهدين المتبوعين إلا كعصافيرٍ بجنبِ النَّاطقين ، ومَن طالعَ تَصانيفه عَلِمَ هذا الأمر فإنَّهُ يُرجِّحُ غالباً ما رجَّحوهُ وان كان سخيفاً ، ويكتب ما سطَّروهُ وان كان غلطا فاحشاً».
انظر: مخطوط «إبراز الغي»، ص. 8.