Шейх Амир Бахджат и ранние ученые: Важная особенность мазхабов четырех имамов. Почему невозможно следовать мазхабу какого-нибудь другого из первых имамов?

14.10.2017 | 5050

الشيخ عامر بهجت: ميزة المذاهب الأربعة التي لا توجد في مذاهب الأئمة الآخرين من المتقدمين والسلف.
تأكيد لكلام الشيخ بهجت بكلام خمسة من العلماء والأئمة السابقين: الجويني وابن الصلاح وابن حمدان والقرافي والحطاب

Говорит шейх Амир ибн Мухаммад-Фида Бахджат: «Он (Ахмад ибн Ханбаль) не записал свой фикх сам, однако, записала его от него группа его сподвижников. Его фикх передан очень большим количеством путей через его сподвижников. Говорят, что тех, кто записал со слов имама Ахмада, да помилует его Всевышний Аллах, его мазхаб, было более чем 200 человек. И это, кстати, одна из отличительных особенностей мазхабов четырех имамов. — Большое число передавших фикх от них и очень большое количество путей по которым он передан.

Так, например, если ты обратишься к некому постановлению, переданному от имама аль-Аузаи, то увидишь, что передал это от него один человек. Один. Разве не так? И может быть в его передачу закралась ошибка. Так или не так? В отнесении к аль-Аузаи этого мнения. И для нас никак не прояснится, что это — ошибка. И может быть он передаст мнение от имама аль-Аузаи в безусловной форме, и для нас никак не прояснится, что у мнения есть ограничения. И может быть передаст его мнение в обобщенной форме, и для нас никак не прояснится, что у его мнения есть конкретизация. Разве не так?

И это в отличие от мазхабов четырех имамов, да помилует их Всевышний Аллах и да будет доволен ими.
Так, если ты найдешь мнение, переданное от имама Ахмада, и не увидишь упоминания ограничений, то найдешь ограничения упомянутыми в других передачах от него.
Если в этой передаче от имама есть ошибка, то ты увидишь, что другие передачи по этому вопросу разъясняют эту ошибку.
Если переданы обобщенные слова, а в мазхабе имама Ахмада на самом деле есть конкретизация, то если ты посмотришь в другие передачи от имама, найдешь этот вопрос разъясненным подробно и конкретизированным.
И этого почти нет, кроме как в мазхабах этих четырех имамов, да помилует их Аллах и да будет доволен ими«.

Сл. «Шарх зад аль-мустакни», 1.

_____________

Из того, что поддерживает разъяснение шейха Бахджата — утверждения пяти ранних имамов из разных веков и разных мазхабов: разъяснение двух имамов шафиитского мазхаба, имама ханбалитского мазхаба и подтверждение двумя имамами маликитского.

См. далее.

ومما يؤيد ما قاله الشيخ عامر بهجت تقرير وتوضيح وإقرار خمسة من الأئمة من مختلف العصور والمذاهب: توضيح إمامي الشافعية وإمام الحنابلة وإقرار إمامي المالكية، وذلك فيما يلي:

Писал имам маликитов своего времени Мухаммад ибн Мухаммад аль-Хаттаб аль-Магриби аль-Малики (902 – 954 г.х.):
«Сказал аль-Карафи (аль-Малики, 626 – 684 г.х.):
«Я видел слова шейха Такыюддина ибн ас-Саляха (аш-Шафии, имам мухаддисов, шейх уль-Ислам, 577 – 643 г.х.), смысл которых в том, что таклид положено делать именно за этими четырьмя имамами, помимо других, поскольку их мазхабы распространились и стали развернутыми, так что прояснились в них ограничения безусловных фраз, конкретизации обобщений, условия ответвлений. И если они высказали некое постановление без пояснений, то пояснения найдены в другом месте. А что касается других, то от них передаются голые фатвы, и может быть так, что у их мнений есть свои дополнения, ограничения, конкретизации (которые не дошли). Если будет достигнута точность в границах значения слов кого-либо из них, то возможно будет делать за ними таклид, без уверенности (в том, что это на самом деле их мнение) в отличие от тех четырех».
И сказал аль-Карафи: «И это хорошее объяснение, в нем есть кое что, чего нет в словах имама аль-Харамейн (аль-Джувейни аш-Шафии)»». См. «Мауахиб аль-Джалиль» 1/30.

قال إمام المالكية في زمانه العلامة الشيخ محمد بن محمد الحطاب المغربي المالكي (902-954 هـ):
«قَالَ الْقَرَافِيُّالمالكي، 626-684 هـ — :
رَأَيْت لِلشَّيْخِ تَقِيِّ الدِّينِ بْنِ الصَّلَاحِ — الشافعي، إمام المحدثين، شيخ الإسلام، 577-643 هـ — مَا مَعْنَاهُ أَنَّ التَّقْلِيدَ يَتَعَيَّنُ لِهَذِهِ الْأَئِمَّةِ الْأَرْبَعَةِ دُونَ غَيْرِهِمْ؛ لِأَنَّ مَذَاهِبَهُمْ انْتَشَرَتْ وَانْبَسَطَتْ حَتَّى ظَهَرَ فِيهَا تَقْيِيدُ مُطْلَقِهَا وَتَخْصِيصُ عَامِّهَا وَشُرُوطُ فُرُوعِهَا فَإِذَا أَطْلَقُوا حُكْمًا فِي مَوْضِعٍ وُجِدَ مُكَمَّلًا فِي مَوْضِعٍ آخَرَ وَأَمَّا غَيْرُهُمْ فَتُنْقَلُ عَنْهُ الْفَتَاوَى مُجَرَّدَةً فَلَعَلَّ لَهَا مُكَمِّلًا أَوْ مُقَيِّدًا أَوْ مُخَصِّصًا لَوْ انْضَبَطَ كَلَامُ قَائِلِهِ لَظَهَرَ فَيَصِيرُ فِي تَقْلِيدِهِ عَلَى غَيْرِ ثِقَةٍ بِخِلَافِ هَؤُلَاءِ الْأَرْبَعَةِ.
قَالَ — أي: القرافي — : وَهَذَا تَوْجِيهٌ حَسَنٌ فِيهِ مَا لَيْسَ فِي كَلَامِ إمَامِ الْحَرَمَيْنِ -أي: الجويني الشافعي —«.
انظر: «مواهب الجليل» 1/ 30.

Слова имама аль-Харамейн Абу аль-Маали аль-Джувейни аш-Шафии (419-478 г.х.), о которых упомянул имам аль-Карафи: «Пришли к единогласию ученые-исследователи, что простым мусульманам не следует быть приверженными мазхабу какого-нибудь определенного из сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Им надлежит следовать мазхабам тех имамов, которые исследовали, проанализировали, сформулировали главы, распределили вопросы по местам, высказались о мазхабах предшественников. Причина этого в том, что предшественники, при том, что были образцом в религии и примером для мусульман, однако, они не специализировались в упорядочении путей иджтихада, разъяснении подходов к анализу, критике и обоснованию мнений, указанию границ значения высказанных мнений. А имамы фикха (правоведения), которые пришли после них, в достаточной мере выполнили за потомков анализ мазхабов сподвижников, и таким образом простому мусульманину стало велено следовать мазхабам исследователей». См. «Аль-Бурхан» 2/744.

كلام إمام الحرمين أبي المعالي الجويني الشافعي — 419-478 هـ — الذي أشار إليه الإمام القرافي : «أجمع المحققون على أن العوام ليس لهم أن يتعلقوا بمذاهب أعيان الصحابة رضي الله تعالى عنهم بل عليهم أن يتبعوا مذاهب الأئمة الذين سبروا ونظروا وبوبوا الأبواب، وذكروا أوضاع المسائل، وتعرضوا للكلام على مذاهب الأولين.
والسبب فيه أن الذين درجوا وإن كانوا قدوة في الدين، وأسوة للمسلمين، فإنهم لم يفتنوا بتهذيب مسالك الاجتهاد، وإيضاح طرق النظر والجدال، وضبط المقال، ومن خلفهم من أئمة الفقه كفوا من بعدهم النظر في مذاهب الصحابة، فكان العامي مأمورا باتباع مذاهب السابرين». 
انظر: «البرهان» 2/ 744

Говорил выдающийся ханбалитский ученый Наджмуддин Ахмад ибн Хамдан аль-Харрани аль-Ханбали (603-695 г.х.): «Не положено ему (т.е. мукаллиду) приступать к следованию мазхабу какого-нибудь одного из имамов сподвижников или другого из праведных предшественников (саляфов), оставляя остальных, даже при том, что они более знающие и выше степенью чем те, кто был после них. Это с учетом того, что у нас (ханбалитов) мнение сподвижника — это доказательство, согласно более верной передаче (от имама Ахмада). Потому что они не посвятили себя полностью только преподаванию исламского знания, определению его основ и ответвлений, и нет ни у одного из них упорядоченного, выверенного, окончательно сформулированного, охватывающего все темы мазхаба. А занялись этим те, кто пришел после них, из имамов, которые проанализировали мазхабы сподвижников, табиинов и других (саляфов), подготовили постановления к вопросам еще до их возникновения, принялись за разъяснение основ и ответвлений среди постановлений, и за познание единогласий и разногласий. Это такие (имамы) как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад и подобные им. Поистине, их единогласие — полноценная благодать, а их разногласие — обширная милость». См. «Сыфа аль-муфтий уа аль-мустафти», с. 72.

وقال العلامة ابن حمدان الحنبلي (603-695 هـ): «وليس له ـ أي المقلد — التمذهب بمذهب أحد من أئمة الصحابه وحده أو غيرهم من السلف دون غيره ـ وإن كانوا أعلم وأعلى درجة ممن بعدهم مع أن قول الصحابه عندنا حجة في أصح الروايتين لأنهم لم يتفرغوا لتدريس العلم وضبط أصوله وفروعه وليس لأحدهم مذهب مهذب محرر مقرر مستوعب وإنما قام بذلك من جاء بعدهم من الأئمة الناخلين لمذاهب الصحابة والتابعين وغيرهم القائمين بتمهيد أحكام الوقائع قبل وقوعها الناهضين بإيضاح أصولها وفروعها ومعرفة الوفاق والخلاف كأبي حنيفة ومالك والشافعي وأحمد وأمثالهم فإن اتفاقهم نعمة تامة واختلافهم رحمة عامة». انظر: «صفة المفتي والمستفتي»، ص. 72.

И можно добавить, что в наши дни некоторые исследователи делают попытки собрать все, что известно из фатв и постановлений каких-нибудь отдельных имамов из первых поколений, помимо четырех имамов. Но все, что у них получается собрать и издать — это однотомные или иногда двухтомные книги под названием «Фикх такого-то имама», которые на треть или четверть состоят из разбросанных по разделам фикха передач коротких фатв или голых мнений этого имама, а остальное в них — это комментарии и анализ исследователя, который собирал и писал эту книгу.

ومما يستحق أن يذكر أن بعض الباحثين اليوم يحاولون جمع كل ما يُعرف من فتاوي إمام ما من الأولين الذين هم غير الأئمة الأربعة. ونتيجة ذلك: كتب في مجلد أو مجلدين بسم «فقه إمام فلاني»، ثلث أو ربع تلك الكتب فتاوى قصيرة مجردة لإمام مبحوث عنه أما الباقي فمقدمات وتعليقات وتوضيحات الباحث المؤلف

Дополнение от шейха Амира Бахджата: https://muntaqa.info/knmazsov

Подобные слова шейха Мухаммада Базмуля: https://muntaqa.info/bshawk и https://muntaqa.info/bazmaz

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (5 оценок, среднее: 4,40 из 5)
Загрузка...