Имам аш-Шафии о желании ошибки для нововведенца и важное пояснение имама аль-Байхакы

1 месяц назад | 136

Передает шейх уль-ислам Ибн Таймия в книге «Дар’ ат-та’аруд»:

«Передается от аш-Шафии, что он сказал: «Из тех, с кем я вел диспут, ни для кого я не желал, чтобы он при этом ошибся, кроме приверженца нововведений, поскольку я хотел, чтобы его положение раскрылось для людей»«.

На первый взгляд может показаться, что имам аш-Шафии имеет ввиду всякого, кого кто-то счел нововведенцем. Но далее передано пояснение имама Абу Бакра аль-Байхакы аш-Шафии (ашарит)*, что имам аш-Шафии говорил о конкретном приверженце нововведений, чьи нововведения были очень серьезными, и который вел споры за них:

«Аш-Шафии под этими словами имел ввиду конкретно Хафса аль-Фарда** и подобных ему из приверженцев нововведений. И именно это имеется ввиду во всем, что передано от него о порицании каляма и тех, кто им занимается. Это уже передатчики — некоторые из них передали с конкретизацией, а некоторые обобщенно».
См. «Дар’ ат-та’аруд» 7/249.

___________

* Имам аль-Байхакы сам был ашаритом, и это указывает на то, что в словах «подобных ему приверженцев нововведений» он не подразумевал ашаритов. На это обращено внимание потому, что существует такое явление, как использование против ашаритов, матуридитов и сторонников тафвида цитат ученых с тематикой отстранения от нововведенцев, в то время как те ученые, цитаты которых приводятся, и на которых опираются, сами были ашаритами, матуридитами и сторонниками тафвида, и не подразумевали в своих словах самих себя и подобных себе. Поэтому, кто желает соблюдать научную принципиальность, тот должен или использовать их слова против тех, кого они подразумевали, или использовать слова тех, кто не был на их убеждениях.

** Хафс аль-Фард — му’тазилит, который вел диспуты, отстаивая доводами разума (калямом) му’тазилитские убеждения.

نقل الإمام تقي الدين ابن تيمية في «درء التعارض» 7/ 249:

«وروي عن الشافعي: (قال: ماناظرت أحداً أحببت أن يخطىء إلا صاحب بدعة، فإني أحب أن ينكشف أمره للناس)».

قد يتوهم أن مراد الإمام كل من قيل فيه أنه صاحب البدعة، لكن النقل الذي يليه يبين أن مراده شخص معين جامع البدع المغلظة والمجادل عليها:

«(قال البيهقي إنما أراد الشافعي بهذا الكلام حفصاً الفرد* وأمثاله من أهل البدع، وهكذا مراده بكل ما حكي عنه من ذم الكلام وذم أهله، غير أن بعض الرواة أطلقه، وبعضهم قيده)».

__________

* حفص الفرد: معتزلي، ناظر على مذهبه في الاعتقاد باستخدام الطرق الكلامية

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...