Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин: Как очищается больной
18.08.2017 | 5296
الشيخ محمد بن صالح العثيمين: كيف يتطهر المريض؟
Шейх Ибн Усаймин из тех современных ученых, которые почти во всем придерживались и придерживаются мазхаба имама Ибн Таймии-внука. По этой причине некоторые положения из перечисленных шейхом ниже хоть и находятся внутри ханбалитского мазхаба, но считаются менее весомыми в нем, однако им отдал предпочтение имам Ибн Таймия, а вслед за ним шейх Ибн Усаймин и некоторые другие современники. И нет сомнений в том, что Ибн Таймия достиг степени имама-муджтахида, за выбором которого разрешено следовать (делать таклид) мукаллидам, в том числе русскоязычным.
Далее выдержка из статьи шейха Ибн Усаймина «Как следует очищаться (тахара) больному человеку?».
1. Больной обязан очиститься водой, совершить омовение (вуду) от малого осквернения и искупаться (гусль) от большого осквернения.
2. Если он не может использовать воду из-за его слабости или боязни что вода ухудшит его состояние или затянет его выздоровление, то он может совершать таяммум.
3. Форма совершения таяммума: ударить по чистой земле обеими руками, вытереть лицо и руки до запястья.
4. Если он не может сам совершить очищение, то ему может помочь совершать омовение или таямум посторонний человек.
5. Если у него, где-то на частях тела рана, он очищает ее водой если же он боится, что вода подействует на рану отрицательно, то он может протереть рану, помочив руку и проведя ею по больному месту. Если он боится, что обтирание принесет вред, то он может совершить таяммум.
6. Если у него, где-то на частях тела перелом, обвязанный повязкой, или наложен гипс, то он может обтереть этот больной участок вместо очищения его водой. В этом случае ему не следует совершать таяммум, потому что обтирание заменяет собой очищение водой.
7. Он может совершать таяммум пылью со стены или других мест при условии, что пыль должна быть чистой.
8. Он также может положить землю в сосуд или на платок и совершить таяммум из этих предметов.
9. Если он совершил таяммум для молитвы и остался очищенным до очередной молитвы, то он может совершить эту молитву, будучи совершённым таяммум для предыдущей молитвы. Он не обязан совершить таяммум заново для второй молитвы, так как его ритуальная чистота не испорчена.
10. Больной обязан очистить свое тело от нечистот (наджаса). Если он не может удалить нечистоты, то может совершить молитву в таком состоянии, и не обязан возместить эту молитву.
11. Больной должен совершать молитву в чистой одежде. Если его одежда испачкалась, то ему следует очистить или же заменить ее чистой одеждой. Но если он не может очистить одежду или заменить ее чистой, то он может помолиться в таком состоянии и не должен восполнить молитву.
12. Больной должен совершить молитву на чистой поверхности. Если эта поверхность не чиста, то он должен помыть её или заменить другим чистым предметом или положить сверху на него чистый предмет. Если он не может найти чистый предмет, то может помолиться в таком состоянии и не должен возместить эту молитву.
13. Больному не разрешается затягивать время молитвы из-за его слабости и неспособности очиститься водой. Он должен очиститься всеми доступными ему методами и средствами и совершить молитву во время, если даже на нем остались нечистоты которые, он не смог удалить из-за слабости или болезни.
См. «Маджму’ аль-фатауа уа ар-расаиль» 11/155-156.
См. также:
1. Статья шейха Ибн Усаймин про молитву (намаз) больного: muntaqa.info/molb
2. Ответ шейха Ибн База о том, как делать молитву тому, кого постигла болезнь: muntaqa.info/bolezn
الشيخ ابن عثيمين من العلماء المعاصرين الذين في أغلب المسائل يتبعون مذهب الإمام ابن تيمية الحفيد. وبسبب هذا بعض المسائل التي سيذكرها الشيخ وإن كانت داخل المذهب الحنبلي إلا أنها مرجوحة في المذهب، لكن رجحها الإمام ابن تيمية وبعده الشيخ ابن عثيمين وبعص المعاصرين الآخرين. ولا شك أن ابن تيمية بلغ رتبة إمام مجتهد ويجوز للمقلدين تقليده في اختياراته.
وبعد: نقل من «رسالة في كيفية طهارة المريض» للشيخ ابن عثيمين.
1- يجب على المريض أن يتطهر بالماء فيتوضأ من الحدث الأصغر، ويغتسل من الحدث الأكبر.
2- فإن كان لا يستطيع الطهارة بالماء لعجزه أو خوف زيادة المرض أو تأخر برئه فإنه يتيمم.
3- كيفية التيمم: أن يضرب الأرض الطاهرة بيدية ضربة واحده يمسح بهما جميع وجهه، ثم يمسح كفيه بعضهما ببعض.
4- فإن لم يستطع أن يتطهر بنفسه فإنه يوضئه أو ييممه شخص آخر فيضرب الشخص الأرض الطاهرة بيدية ويمسح بها وجه المريض وكفيه كما لو كان لا يستطيع أن يتوضأ بنفسه فيوضئه شخص آخر.
5- إذا كان في بعض أعضاء الطهارة جرح فإنه يغسله بالماء، فإن كان الغسل بالماء يؤثر عليه مسحه مسحاً فيبل يده بالماء ويمرها عليه، فإن كان المسح يؤثر عليه أيضاً فإنه يتيمم عنه.
6- إذا كان في بعض أعضائه كسر مشدود عليه خرقة أو جبس فإنه يمسح عليه بالماء بدلاً من غسله ولا يحتاج للتيمم لأن المسح بدل عن الغسل.
7- يجوز أن يتيمم على الجدار، أو على شيء آخر طاهر له غبار، فإن كان الجدار ممسوحاً بشيء من غير جنس الأرض كالبوية فلا يتيمم عليه إلا أن يكون له غبار.
8- إذا لم يمكن التيمم على الأرض أو الجدار أو شيء آخر له غبار فلا بأس أن يوضع تراب في إناء أو منديل يتيمم منه.
9- إذا تيمم لصلاة وبقي على طهارته إلى وقت الصلاة الأخرى فإنه يصليها بالتيمم الأول، ولا يعيد التيمم للصلاة الثانية، لأنه لم يزل على طهارته، ولم يجد ما يبطلها.
10- يجب على المريض أن يُطهِّر بدنه من النجاسات فإن كان لا يستطيع صلى على حاله وصلاته صحيحة ولا إعادة عليه.
11- يجب على المريض أن يصلي بثياب طاهرة فإن تنجست ثيابه وجب غسلها أو إبدالها بثياب طاهرة، فإن لم يمكن صلى على حاله وصلاته صحيحة، ولا إعادة عليه.
12- يجب على المريض أن يصلي على شيء طاهر، فإن تنجس مكانه وجب غسله أو إبداله بشيء طاهر، أو يفرش عليه شيئاً طاهراً، فإن لم يمكن صلى على حاله وصلاته صحيحة ولا إعادة عليه.
13- لا يجوز للمريض أن يؤخر الصلاة عن وقتها من أجل العجز عن الطهارة، بل يتطهر بقدر ما يمكنه من ثم يُصلي الصلاة في وقتها، ولو كان على بدنه وثوبه أو مكانه نجاسة يعجز عنها.
انظر: «مجموع الفتاوى والرسائل» 11/ 155-156.