Обойти запрет отца в стране, где не признаются вторые жены

31.08.2021 | 9982

Как много мы слышим о том, что ислам почтил женщин и защищает их достоинство, и как часто видим поломанные жизни мусульманок после брачных отношений с мужчинами, активно интересующимися вопросами религии?

Рассматривая случаи несчастливых браков, нельзя не заметить, что значительная часть из них представляет собой ничто иное, как последствия уловок, с помощью которых участники событий попытались обойти шариатские препятствия на пути к сомнительной цели.

Иногда опасные пути неочевидны, а уловка представляется в образе твердой приверженности религии. Один из таких случаев был рассмотрен командой исследователей сайта «Ислам: вопросы и ответы», который работает под руководством саудовского шейха Мухаммада аль-Мунаджида. Полученный ими вопрос актуален и в среде русскоязычных мусульман, а подготовленный ответ ценен не только содержанием, но и тем, что исходит от источника, который пользуется широким признанием в тех кругах, где более всего распространены связанные с темой проблемы.

Ниже предоставляется перевод вопроса и непосредственно относящейся к нему основной части ответа.

Внимание: ответ не совсем подходит мусульманам, следующим ханафитскому мазхабу. В фикхе ханафитов действуют отчасти иные принципы решения вопросов, связанных с бракосочетанием (никях). Соответствующие подробности и пояснения нужно получать от ученых мазхаба и достаточно опытных учащихся-ханафитов, основательно погруженных в тему.


Вопрос.

«Я проживаю в стране, в которой запрещается состоять в браке более чем с одной женой. Также невозможны отношения с государством через гражданский брак (сожительство) — его не зарегистрируют в ЗАГСе. Вместе с этим мышление опекуна ввиду сложившегося общественного сознания не готово принять возможность такого брака для какой-либо из своих дочерей. Как решить данную ситуацию женатому мужчине, у которого возникла привязанность к другой женщине, согласной состоять с ним в гражданском браке? Замечу, что один из ее братьев — младший, 25-ти лет — согласен (отдать ее замуж), однако требует, чтобы это оставалось в тайне».

السؤال: أنتمي لدولة يمنع فيها الزواج لأكثر من واحدة , وبالتالي يمنع التعامل بالزواج العرفي ، ولا يمكن توثيقه يوماً في سجلات الحالة المدنية , مع أن عقل الولي غير مهيأ اجتماعيّاً لمثل هذا الزواج لأحد بناته , فما هو الحل لمتزوج تعلق بأخرى أرادته زوجاً لها وارتضت طريقة الزواج المذكور ؟ ألاحظ أن أحد إخوتها ( الأصغر ) والبالغ 25 سنة موافق ، ولكن يطلب أن يبقى هذا سرّاً ؟

Ответ №98354.

Жениться на ней в обход опекуна тебе не разрешено. Имей в виду, что при наличии отца ее брат не имеет права выдавать ее замуж. Отец лишится права опеки, если будет установлено, что он запрещает ей выходить замуж за любого жениха в принципе, а также по причине, которая не исходит из шариата или не опирается на здравый смысл, согласующийся с шариатом. И что касается его запрета выходить ей замуж в описанном случае, то это прекрасное решение. Оно соответствует шариату и трезвому уму. Как можно хотеть от него, чтобы он отдал свою дочь замуж без свидетельства, которое признавалось бы в его стране? Знаешь ли ты, сколько наступило бы разрушительных последствий, если бы такой брак состоялся?

Регистрация брака, как и других видов взаимоотношений, не считается нововведением в религии, а относится к соответствующим шариату способам достижения полезного эффекта (масляха мурсаля).

«Масляха мурсаля» — это пути достижения полезного эффекта, которые шариат оставил без конкретизации. Не стал учитывать все из них и не стал полностью их отвергать. Решение об этих путях возвращается к общим правилам шариата: что соответствует базовым шариатским понятиям о пользе, которая принимается во внимание, то примыкает к ним; а что подпадает под базовые шариатские понятия о пользе, которая не принимается во внимание, то примыкает к ним. Шейх уль-ислам Ибн Таймия, да помилует его Аллах, объясняя термин «масляха мурсаля», сказал: «Это когда муджтахид посчитал, что в некоем деле преобладает полезный эффект и нет в шариате того, что отвергало бы это дело». См. «Маджму’ аль-фатава» 11/342-343.

الجواب رقم 98354:

لا يجوز لك التزوج من غير ولي للمرأة ، واعلم أنه بوجود والدها ليس لأخيها أن يزوجها ، وتُرفع ولاية الأب إن ثبت منعه لابنته من الزواج بكل أحد ، ولغير سبب شرعي أو معقول يتوافق مع الشرع ، ومنعه من تزويجها في مثل الحال التي ذكرتَ أمرٌ حسنٌ منه ، وموافق للشرع والعقل ، فكيف تريده أن يزوج ابنته من غير وثيقة معترف بها في دولته ؟! وهل تعلم ماذا يترتب على ذلك لو حصل من مفاسد ؟ .
إن توثيق عقود الزواج – بل وغيره من المعاملات – ليس بدعة في الدين ، بل هو من المصالح المرسلة التي تتوافق مع الشرع .
والمصلحة المرسلة : هي المصلحة التي أرسلها الشارع ، أي : أطلقها ، فلم يعتبرها ، ولم يلغها ، وحكم هذه المصالح يرجع إلى القواعد الشرعية العامة ، فما كان داخلاً في قواعد المصلحة المعتبرة أُلحق بها ، وما كان داخلاً في قواعد المصلحة الملغاة أُلحق بها .
قال شيخ الإسلام ابن تيمية – رحمه الله – في بيان تعريف » المصالح المرسلة » — : وهو أن يرى المجتهد أن هذا الفعل يجلب منفعة راجحة ، وليس في الشرع ما ينفيه . » مجموع الفتاوى « ( 11 / 342 ، 343 ) .

Такая практика, как регистрация брака, полезна с многих сторон. Упомянем некоторые из них.

1. Защита прав жены. Регистрация фиксирует положенный ей отсроченный брачный дар (махр) и ее условия к нему, гарантирует ее право на наследство от мужа и детей.
2. Подтверждение родословной детей по отцовской и материнской линиям.
3. Препятствие для нового замужества, когда женщина все еще состоит в брачном союзе с другим мужчиной.
4. Защита прав мужа. Регистрация фиксирует (размер и вид) уже полученного женой махра.
5. Ограничение мужа в возможностях жениться более чем на четырех.

Кроме уже упомянутого, есть еще множество других примеров положительных сторон регистрации, так что шариат не может запрещать заниматься ею и осуществлять ее. Наоборот, он требует сделать ее условием в бракосочетании ради обеспечения защиты прав сторон и предотвращения нежелательных последствий.

В Кувейтской энциклопедии фикха сказано (6/107): «Пречистый и всевышний Аллах установил запись и привлечение свидетелей, чтобы права сторон были защищены. Об этом говорится в следующих словах всевышнего: «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его». «В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа». «Призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор». Сура «Корова», 282 аят. Шариат сделал обязательным заверение некоторых обязанностей из-за связанной с ними опасности. Примером этому служит вступление в брак».

وفي توثيق الزواج مصالح متعددة ، ومنها :
1. حفظ حق الزوجة ، من حيث تثبيت مهرها المؤخر ، وذِكر شروطها فيه ، وأخذ نصيبها من ميراث زوجها وأولادها .
2. إثبات نسب أولادها لها ولأبيهم .
3. منع عقد زواج لها ، وهي على ذمة زوج غيره .
4. حفظ حقوق الزوج ، من حيث ذِكر ما استلمته الزوجة من مهرها .
5. منع الزوج من التزوج بأكثر من أربع نساء .
وهكذا في مصالح كثيرة متعددة ، لا يمكن للشريعة أن تمنع من قيامه وإنشائه ، بل وتشترطه في الزواج ، حفظاً للحقوق ، ومنعاً للمفاسد.
وفي » الموسوعة الفقهية « ( 6 / 170 ) : شرع اللّه سبحانه وتعالى الكتابة والإشهاد صيانةً للحقوق ، وذلك في قوله تعالى : ( يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِذَا تَدَايَنتُم بِدَيْنٍ إِلَى أَجَلٍ مُّسَمًّى فَاكْتُبُوهُ ) البقرة/282 ، ( وَاسْتَشْهِدُواْ شَهِيدَيْنِ من رِّجَالِكُمْ ) ، ( وَأَشْهِدُوْاْ إِذَا تَبَايَعْتُمْ ) ، وقد أوجب الشّرع توثيق بعض الالتزامات لخطره ، كالنّكاح .

Ученые Постоянного комитета по фатвам КСА получили вопрос: «Обязан ли муж позаботиться о том, чтобы его бракосочетание провел человек, который продиктует опекуну невесты предложение ее в жены и продиктует жениху принятие ее в жены, или же бракосочетание будет действительным без участия такого человека, если выполнить соответствующие условия и столпы?»

Ответ.

Если процедура будет проведена так, как указано в вопросе, то есть в присутствии свидетелей между тобой и отцом невесты состоится предложение и принятие, и невеста, упомянутая при заключении брака, будет удовлетворена происходящим, то ваше бракосочетание (никях) окажется действительным, даже если его не будет проводить третье лицо. Его участие не относится к условиям действительности или полноценности бракосочетания. Дело лишь в том, что правительство обязало население проводить бракосочетание под патронажем специального лица, получившего от государства разрешение на данный вид деятельности, как обязало и регистрацией брака, чтобы покончить с неразберихой, предотвратить несерьезное отношение к браку и семье, обеспечить сохранность родословной и чести, защитить права сторон, избежать спорных ситуаций с последующим отрицанием условий брачного договора его участниками. В таком и подобных ему одобряемых решениях подчиняться (исламскому) правителю обязательно, ведь это будет помощью ему в упорядочении дел народа и достижении всеобщего благополучия.

Подписались: Ибрахим ибн Мухаммад Али аш-Шейх, Абдурраззак Афифи, Абдуллах ибн Гудаян, Абдуллах ибн Муни’.

См. «Фатава аль-Ляджна ад-даима» 18/105-106.

سئل علماء اللجنة الدائمة : هل يتعين للزوج أن يقوم بعقده شخص يتولى تلقين ولي الزوجة الإيجاب ، وتلقين الزوج القبول ، أم يصح الزواج دون ذلك الشخص إذا كان النكاح مستكملا شروطه وأركانه ؟ .
فأجابوا : إذا كان الأمر كما ذكر في السؤال من الإيجاب والقبول منك ومن أبيها ، مع حضور الشهود ورضا البنت المسماة في العقد : فالنكاح صحيح ، وإن لم يتول عقد النكاح بينكما شخص آخر ، فإن ذلك ليس بشرط في صحة النكاح ولا كماله ، وإنما ألزمت الحكومة رعيتها بإجراء العقد على يد من أذنت له في ذلك وكتابته قضاء على الفوضى ، ومنعا للتلاعب ، ومحافظة على النسب والأعراض والحقوق ، ودفعا للتناكر عند النزاع ، وطاعة ولي الأمر في ذلك وأمثاله من المعروف واجبة ، لما في ذلك من إعانته على ضبط شؤون رعيته وتحقيق المصلحة لهم .
الشيخ إبراهيم بن محمد آل الشيخ ، الشيخ عبد الرزاق عفيفي ، الشيخ عبد الله بن غديان ، الشيخ عبد الله بن منيع .
» فتاوى اللجنة الدائمة « ( 18 / 105 ، 106 ) .

Исходя из вышесказанного, то, что отец упомянутой женщины запретил тебе жениться на ней по той причине, что страна вашего проживания запрещает многоженство — это приемлемое решение с его стороны. В его поступке нет того, что противоречило бы шариату, и тебе не разрешено жениться на ней без разрешения ее отца. Опекунство ее брата над ней недействительно, поскольку есть отец. И если произойдет заключение брака (с братом в роли опекуна), то такой брак окажется недействительным, негодным.

وعليه : فمنع والد المرأة إياك من الزواج بها لمنع الدولة من التعدد : أمرٌ مقبول منه ، وليس في فعله مخالفة للشرع ، ولا يحل لك الزواج بها من غير إذن والدها ، وولاية أخيها باطلة مع وجود والدها ، والعقد عليها باطل فاسد لو حصل .

А что касается «гражданского брака», то под ним подразумевают две формы отношений.
Одна и них заключается в том, что на женщине женятся тайно без согласия ее опекуна. В этом значении выражение «гражданский брак» люди используют чаще. Если подразумевается оно, то данный вид брака запрещен и недействителен, потому что согласие опекуна — одно из условий действительности бракосочетания.
Второе значение — заключение брака с согласия опекуна, но без обнародования или без объявления, или без регистрации в государственных учреждениях. Такое бракосочетание хоть и считается действительным со стороны условий и столпов, но оно является причиной множества отрицательных последствий, и кто сталкивался с ними, тот однозначно выскажется о запрете. Особенно, учитывая положение с регистрацией.

أما » الزواج العرفي » فله صورتان :
الصورة الأولى : تزوج المرأة في السرّ ، ودون موافقة وليها ، وهذا هو المتبادر من استعمال الناس لهذه التسمية ، وإذا كان كذلك : فهو عقد محرّم ولا يصح أيضاً ؛ لأن موافقة الولي من شروط صحة عقد النكاح .
والصورة الثانية : التزوج بموافقة الولي ، ولكن دون إشهار أو إعلان ، أو توثيق في المحاكم ، وهذا وإن كان زواجاً صحيحاً من حيث الشروط والأركان ، لكن يترتب عليه مفاسد كثيرة ، من وقف عليها جزم بالمنع منه ، وبخاصة مسألة » التوثيق » .

В твоей ситуации — о которой был задан тобой вопрос — отец женщины не согласен с заключением брака. Таким образом, запрет на него действует по двум причинам:

  1. несогласие опекуна,
  2. отсутствие регистрации.

وفي حالتك التي سألت عنها ليس والد المرأة موافقاً على الزواج ، فصار المنع من جهتين :
أ. من جهة عدم موافقة الولي .
ب. ومن جهة عدم توثيقه .


Адрес источника:https://islamqa.info/ar/answers/98354/

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (71 оценок, среднее: 3,31 из 5)
Загрузка...