Объективность ханафитских имамов и на основе какого мазхаба будет судить Иса

25.11.2017 | 4106

Пишет имам Ибн Абидин аль-Ханафи (ум. 1252 г.х.): «Не разрешено вносить мнения, которые будут вне четырех мазхабов». См. «Ар-Радд аль-мухтар» 1/49.

قال الإمام ابن عابدين الحنفي: «فَإِنَّهُ لَا يَجُوزُ إحْدَاثُ قَوْلٍ خَارِجٍ عَنْ الْمَذَاهِبِ الْأَرْبَعَةِ».
انظر: «رد المحتار على الدر المختار» 1/ 49.

Немногим далее имам Ибн Абидин процитировал шейха Абдульуаххаба аш-Ша’рани о том, что ханафитский мазхаб имеет самую длинную историю, и по словам достигших озарения исчезнет самым последним, и сказал:

«Однако, в этом нет довода на то, что пророк Аллаха Иса, да благословит Аллах нашего пророка и ниспошлет мир, будет судить по мазхабу Абу Ханифы. Даже если ученые (этого мазхаба) будут в его время, все равно нужен довод. Поэтому хафиз ас-Суюты (большой ученый шафиитского мазхаба) в послании под названием «аль-И’лям» сказал, если вкратце, «насчет того, что говорят, будто он будет судить по какому-либо из четырех мазхабов — это несостоятельные слова, у которых нет основы. Как можно подумать про пророка, что он будет делать таклид за муджтахидом, в то время как самим этим муджтахидам не разрешается делать таклид.
Он будет выносить решения на основании иджтихада.
Или в соответствии с тем, что из нашего шариата узнал заранее из откровения.
Или в соответствии с тем, что узнал из нашего шариата, когда был на небесах.
Или он посмотрит в Коран и станет понимать из него то же, что понимал наш пророк, мир ему и благословение Аллаха».
А ас-Субки (большой ученый шафиитского мазхаба) ограничился последним вариантом.

И упомянул мулла Али аль-Кари (большой ученый ханафитского мазхаба), что хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни (большой ученый шафиитского мазхаба) спросили: «Иса спустится будучи знающим Коран и сунну, или обучится им от ученых того времени?» Он ответил: «Об этом не передано ничего конкретного. Но подобает его, мир ему и благословение Аллаха, положению то, что он возьмет (это знание) от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и будет судить в своей общине тем, что взял от него. Поскольку он, в действительности, его преемник (халиф)».

А разговоры о том, что имам Махди будет делать таклид за Абу Ханифой, опроверг мулла Али аль-Кари (ханафит) в послании «аль-Машраб аль-уарди фи мазхаб аль-Махди». Он постановил в нем, что аль-Махди будет абсолютным муджтахидом. И опроверг в этом послании длинную историю, которую придумали некоторые лжецы, суть которой в том, что Хыдр, мир ему, обучился у Абу Ханифы положениям шариата, затем обучил им имама Абу аль-Касима аль-Кушейри, а аль-Кушейри написал книги, посвященные им, сложил их в ящик и приказал своим мюридам бросить их в реку Амударья (Джейхун). И Иса, после того как спустится, достанет этот ящик из Амударьи и станет судить по тому, что в нем. — Эти слова несостоятельны, нет у них основы. Не разрешено рассказывать их, кроме как для опровержения, как это разъяснил Т. (ат-Тахтави, большой ханафитский шейх в «аль-Хашия ‘аля ад-дурр аль-мухтар») и много написал в опровержение этой истории и обоснование ее ложности. Обратись к его словам».
См. «Ар-Радд аль-мухтар» 1/57.

قال الإمام ابن عابدين الحنفي: «لَكِنْ لَا دَلِيلَ فِي ذَلِكَ، عَلَى أَنَّ نَبِيَّ اللَّهِ عِيسَى عَلَى نَبِيِّنَا وَعَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ يَحْكُمُ بِمَذْهَبِ أَبِي حَنِيفَةَ وَإِنْ كَانَ الْعُلَمَاءُ مَوْجُودِينَ فِي زَمَنِهِ فَلَا بُدَّ لَهُ مِنْ دَلِيلٍ، وَلِهَذَا قَالَ الْحَافِظُ السُّيُوطِيّ فِي رِسَالَةٍ سَمَّاهَا الْإِعْلَامَ مَا حَاصِلُهُ: إنَّ مَا يُقَالُ إنَّهُ يَحْكُمُ بِمَذْهَبٍ مِنْ الْمَذَاهِبِ الْأَرْبَعَةِ بَاطِلٌ لَا أَصْلَ لَهُ، وَكَيْفَ يُظَنُّ بِنَبِيٍّ أَنَّهُ يُقَلِّدُ مُجْتَهِدًا مَعَ أَنَّ الْمُجْتَهِدَ مِنْ آحَادِ هَذِهِ الْأَئِمَّةِ لَا يَجُوزُ لَهُ التَّقْلِيدُ، وَإِنَّمَا يَحْكُمُ بِالِاجْتِهَادِ، أَوْ بِمَا كَانَ يَعْلَمُهُ قَبْلُ مِنْ شَرِيعَتِنَا بِالْوَحْيِ، أَوْ بِمَا تَعَلَّمَهُ مِنْهَا وَهُوَ فِي السَّمَاءِ، أَوْ أَنَّهُ يَنْظُرُ فِي الْقُرْآنِ فَيَفْهَمُ مِنْهُ كَمَا كَانَ يَفْهَمُ نَبِيُّنَا — عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ — اهـ وَاقْتَصَرَ السُّبْكِيُّ عَلَى الْأَخِيرِ.
وَذَكَرَ مُنْلَا عَلِيِّ الْقَارِي أَنَّ الْحَافِظَ ابْنَ حَجَرٍ الْعَسْقَلَانِيَّ سُئِلَ هَلْ يَنْزِلُ عِيسَى — عَلَيْهِ السَّلَامُ — حَافِظًا لِلْقُرْآنِ وَالسُّنَّةِ أَوْ يَتَلَقَّاهُمَا عَنْ عُلَمَاءِ ذَلِكَ الزَّمَانِ؟ فَأَجَابَ: لَمْ يُنْقَلْ فِي ذَلِكَ شَيْءٌ صَرِيحٌ، وَاَلَّذِي يَلِيقُ بِمَقَامِهِ — عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ — أَنَّهُ يَتَلَقَّى ذَلِكَ عَنْ رَسُولِ اللَّهِ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — فَيَحْكُمُ فِي أُمَّتِهِ كَمَا تَلَقَّاهُ مِنْهُ؛ لِأَنَّهُ فِي الْحَقِيقَةِ خَلِيفَةٌ عَنْهُ. اهـ. وَمَا يُقَالُ إنَّ الْإِمَامَ الْمَهْدِيَّ يُقَلِّدُ أَبَا حَنِيفَةَ، رَدَّهُ مُنْلَا عَلَى الْقَارِي فِي رِسَالَتِهِ الْمَشْرَبُ الْوَرْدِيُّ فِي مَذْهَبِ الْمَهْدِيِّ وَقَرَّرَ فِيهَا أَنَّهُ مُجْتَهِدٌ مُطْلَقٌ، وَرَدَّ فِيهَا مَا وَضَعَهُ بَعْضُ الْكَذَّابِينَ مِنْ قِصَّةٍ طَوِيلَةٍ. حَاصِلُهَا: أَنَّ الْخَضِرَ — عَلَيْهِ السَّلَامُ — تَعَلَّمَ مِنْ أَبِي حَنِيفَةَ الْأَحْكَامَ الشَّرْعِيَّةَ، ثُمَّ عَلَّمَهَا لِلْإِمَامِ أَبِي الْقَاسِمِ الْقُشَيْرِيِّ، وَأَنَّ الْقُشَيْرِيِّ صَنَّفَ فِيهَا كُتُبًا وَضَعَهَا فِي صُنْدُوقٍ، وَأَمَرَ بَعْضَ مُرِيدِيهِ بِإِلْقَائِهِ فِي جَيْحُونَ، وَأَنَّ عِيسَى — عَلَيْهِ السَّلَامُ — بَعْدَ نُزُولِهِ يُخْرِجُهُ مِنْ جَيْحُونَ وَيَحْكُمُ بِمَا فِيهِ، وَهَذَا كَلَامٌ بَاطِلٌ لَا أَصْلَ لَهُ، وَلَا تَجُوزُ حِكَايَتُهُ إلَّا لِرَدِّهِ كَمَا أَوْضَحَهُ ط وَأَطَالَ فِي رَدِّهِ وَإِبْطَالِهِ فَرَاجِعْهُ».
انظر: «رد المحتار على الدر المختار» 1/ 57.

___________

В приведенном выше особое внимание следует обратить на следующее:

1. Мнение, не выходящее за границы мазхаба — это мнение, которое получено согласно правилам мазхаба, и это не обязательно то, которое прописано в качестве главного мнения в мазхабе. Ведь известно, что в каждом мазхабе есть вопросы в которых у ученых одной школы несколько мнений, и все они относятся к этой школе. И известно, что в жизни исламской общины постоянно возникают новые проблемы и новые вопросы, решение которых не было озвучено ранее и по которым нет установленного «главного мнения мазхаба». Если их решение будет получено согласно правилам одного из четырех мазхабов, то оно не будет считаться находящимся вне их.

2. Слова в первой цитате некоторые проповедники-анархисты в наше время преподносят как проявление «фанатичного мазхабизма», однако, эта цитата — научное заключение признанного имама, полученное из научных основ. При том за этим заключением следует пример решительного осуждения этим же имамом плодов фанатизма некоторых людей к его мазхабу.
Фанатизм к мазхабу был бы тогда, когда кто-нибудь сказал бы: «Запрещено высказывать мнения, которые будут вне нашего мазхаба». Как в наше время бывает, когда на людей набрасываются с обвинениями в заблуждениях за то, что они в чем-то следуют не за шейхом аль-Альбани или аль-Фаузаном, а за имамом Абу Ханифой или аш-Шафии, или каким-либо еще. Вот это и есть фанатизм. И еще большим фанатизмом является поведение, при котором с обвинениями набрасываются за оставление человеком следования за каким-нибудь студентом в пользу следования за имамом-муджтахидом.

3. Полное следование мазхабу и фанатизм к мазхабу — совершенно разные явления, и кто первое выдает за второе, тот, во-первых, совершает подтасовку, и, во-вторых, дозволяет себе подводить под нечестивые обвинения множество выдающихся ученых. Полное следование мазхабу возможно со стороны муджтахида мазхаба, который считает мнения мазхаба более сильными; и возможно со стороны мукаллида мазхаба, который по мнению абсолютного большинства ученых не обязан оставлять следование за своим имамом-муджтахидом, если ему показалось, что довод указывает на иное мнение.

3. Три больших ханафитских имама — Ибн Абидин, Али аль-Кари, ат-Тахтави — сурово осудили использование средств, запрещенных шариатом, для оказания поддержки своему собственному мазхабу. И не просто осудили, а отдали немало сил для опровержения этого явления и предостережения от него.

4. Ханафитские ученые, преданные своему мазхабу, с большим почтением относятся к шафиитским ученым, преданным своему мазхабу (в первую очередь ас-Субки и ас-Суюты, а Ибн Хаджар в большей степени делал иджтихад, оставляя главное мнение в мазхабе), упоминают их вместе с титулом «хафиз», цитируют их, признавая авторитет их мнений, и вместе с тем упоминают имама своего мазхаба просто по имени. Это к вопросу о попытках мазхабофобов навязать незнающим мусульманам стереотип о господствующей вражде между учеными ханафитского и шафиитского мазхабов.

6. Имам Ибн Абидин собрал в одном месте пять мнений о том, на основе каких знаний будет судить Иса, мир ему и благословение Аллаха.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...