Носить с собой оружие — это сунна?

11.06.2017 | 16570

هل حمل السلاح سنة؟

Вопрос: Каково правовое положение того, чтобы иметь при себе оружие, например, кинжал в намазе? Разрешено ли делать намаз имея его при себе?

Отвечает Махир ибн Зафир аль-Кахтани: Что касается ношения оружия, то не является обязательным его ношение в намазе, кроме как во время войны, когда опасаются противника1. Это повелел Аллах, Он сказал: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами. Когда ты находишься среди них и руководишь их намазом, то пусть одна группа из них встанет вместе с тобой, и пусть они возьмут свое оружие. Когда же они совершат земной поклон, пусть они находятся позади вас. Пусть затем придет другая группа, которая еще не молилась, пусть они помолятся вместе с тобой, будут осторожны и возьмут свое оружие. Неверующим хотелось бы, чтобы вы беспечно отнеслись к своему оружию и своим вещам, дабы они могли напасть на вас всего один раз. На вас не будет греха, если вы отложите свое оружие, когда испытываете неудобство от дождя или больны, но будьте осторожны. Воистину, Аллах приготовил неверующим унизительные мучения». (Сура «Женщины», аяты 101 — 102).
Так же положено иметь при себе оружие в местности, в которой водятся хищники, если человек опасается, что хищник нападет на него, когда он будет делать намаз, и он не сможет защититься, кроме как применив оружие. В таком случае он носит оружие, чтобы избежать опасности. Так же в ситуации, когда он опасается разбойников.

А что касается ношения оружия в иных случаях, то это просто разрешено, если он не будет намереваться приблизиться к Аллаху через свой вид вооруженного человека, поскольку это — нововведение, на которое нет довода.

И оружие (у молящегося) не должно быть в нечистотах, не должно пачкать нечистотами его одежду в намазе, и не должно быть тяжелым настолько, чтобы препятствовать совершению поясных и земных поклонов, мешать смиренности. Как, например, пистолет, который носит солдат: если он придет так на общую молитву и совершит ее, то нет в этом проблем.
А относительно Запретной мечети в Мекке, других мечетей Мекки, домов Мекки и всей Мекки в целом — не разрешается2 носить там оружие во время молитвы и не во время молитвы согласно тому, что передал Муслим от Джабира, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил носить оружие в Мекке. Этот хадис передал Абу аз-Зубейр от Джабира, а он (Абу аз-Зубейр) — мудаллис (не упоминал какого-либо из передатчиков в цепочке), и в данном случае он передал хадис в форме «от такого-то» (что указывает на вероятность пропуска передатчика). Однако дело обстоит, как сказал аль-Миззи, так, что не разрешается отвергать этот хадис. Он занимался уточнением непрерывности цепочек, и ученые приняли (в качестве доводов) то, что содержится в «Сахихе» Муслима, и передачу Абу аз-Зубейра от Джабира, которую привел Муслим, следует считать непрерывной.
См. http://al-sunan.net/vb/showthread.php?t=4391

________________

1 Подавляющее большинство ученых считает желательным, не обязательным иметь при себе оружие во время молитвы страха, если предполагается, что враг не нападет во время молитвы. Это мазхаб ханафитов, шафиитов и ханбалитов. Обязательным это считали захириты, Ибн аль-Араби из маликитов, некоторые шафииты и некоторые ханбалиты.
2 Писал имам ан-Навави аш-Шафии: «Это если нет нужды. А если есть нужда, то разрешается. Это наш (шафиитский) мазхаб и мазхаб большинства ученых. Сказал кады Ийяд (аль-Малики): «У ученых это относится к ношению оружия без нужды и необходимости, а если есть (нужда или необходимость), то это разрешено». Сказал кады: «Это — мазхаб Малика, аш-Шафии и Ата». И сказал: «Счел это порицаемым аль-Хасан аль-Басри, придерживаясь явного смысла этого хадиса».
… И сказал: «Откололся Икрима от общности ученых в этом и сказал: «Если нуждается в этом (то пусть возьмет оружие) и на нем будет обязанность искупления». — Но, возможно, он имел в виду того, кто будучи в состояния ихрама, надел шлем, кольчугу и тому подобное — в таком случае он не будет противоречащим общности ученых». И Аллах лучше знает». См. «Шарх Сахих Муслим» 3/487-488. Подобное тому, что передано от большинства ученых, высказал имам Ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали (см. «Аль-Мугни» 3/286) и имам Бадруддин аль-Айни аль-Ханафи (см. «Умда аль-кари» 6/416).

السؤال: ما حكم حمل السلاح مثل السكين فى الصلاة هل يجوز الصلاة به؟

جواب ماهر بن ظافر القحطاني:
بسم الله الرحمن الرحيم

أما حمل السلاح فلايجب حمله في الصلاة إلا في الحرب إذا خاف العدو1
وبذلك أمرهم الله فقال سبحانه وَإِذَا ضَرَبْتُمْ فِي الْأَرْضِ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَنْ تَقْصُرُوا مِنْ الصَّلَاةِ إِنْ خِفْتُمْ أَنْ يَفْتِنَكُمْ الَّذِينَ كَفَرُوا إِنَّ الْكَافِرِينَ كَانُوا لَكُمْ عَدُوًّا مُبِينًا وَإِذَا كُنْتَ فِيهِمْ فَأَقَمْتَ لَهُمْ الصَّلَاةَ فَلْتَقُمْ طَائِفَةٌ مِنْهُمْ مَعَكَ وَلْيَأْخُذُوا أَسْلِحَتَهُمْ فَإِذَا سَجَدُوا فَلْيَكُونُوا مِنْ وَرَائِكُمْ وَلْتَأْتِ طَائِفَةٌ أُخْرَى لَمْ يُصَلُّوا فَلْيُصَلُّوا مَعَكَ وَلْيَأْخُذُوا حِذْرَهُمْ وَأَسْلِحَتَهُمْ وَدَّ الَّذِينَ كَفَرُوا لَوْ تَغْفُلُونَ عَنْ أَسْلِحَتِكُمْ وَأَمْتِعَتِكُمْ فَيَمِيلُونَ عَلَيْكُمْ مَيْلَةً وَاحِدَةً وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ إِنْ كَانَ بِكُمْ أَذًى مِنْ مَطَرٍ أَوْ كُنْتُمْ مَرْضَى أَنْ تَضَعُوا أَسْلِحَتَكُمْ وَخُذُوا حِذْرَكُمْ إِنَّ اللَّهَ أَعَدَّ لِلْكَافِرِينَ عَذَابًا مُهِينًا
وكذلك يحمل السلاح في أرض السباع أن خشي وهو يصلي أن يعدو عليه سبع
لايدفع إلا بالسلاح فينبغي أن يحمي نفسه ويحمل سلاحه لدفع الخطر وكذلك إن خشي قطاع الطريق
وأما حمله في في غير ذلك فمباح على ألا يقصد التقرب إلى الله بهيئة حمل السلاح فذلك بدعة لادليل
عليها
ولايكون السلاح نجسا ينجس ثيابه بالتحرك في الصلاة أو ثقيلا يمنع من الركوع والسجود ويشوش الخشوع
كالمسدس يحمله الجندي فتحضر الصلاة جماعة فيصلي فلابأس بحمله
وأما الحرم المكي ومساجد مكة وبيوتها ومصلاياتها وكل مكة فلا يجوز2 حمل السلاح مصليا وغير مصلي يها لما روى مسلم عن جابر ان النبي صلى الله عليه وسلم نهى عن حمل السلاح بمكة
وهذا الحديث من رواية أبي الزبير عن جابر وهو مدلس وقد عنعنه ولكن الأمر كما أفاد المزي من أنه لاحيلة في ردها في مسلم والذي اعتنى بالإتصال وتلقى العلماء مافي صحيحه بالقبول فتحمل رواية أبي الزبير عن جابر في مسلم على الاتصال

_________________

1 جمهور العلماء يرى استحباب حمل السلاح في صلاة الخوف عند الظن أن العدو لا يهاجم المصلين أثناء الصلاة وهذا مذهب الحنفية والشافعية والمالكية والحنابلة. وأوجب ذالك الظاهرية وابن العربي من المالكية وبعض الشافعية وبعض الحنابلة.
2 كتب الإمام النووي الشافعي: «هذا النهي إذا لم تكن حاجة، فإن كانت جاز، هذا مذهبنا ومذهب الجماهير. قال القاضي عياض: هذا محمول عند أهل العلم على حمل السلاح لغير ضرورة ولا حاجة، فإن كانت جاز، قال القاضي: وهذا مذهب مالك والشافعيوعطاء، قال: وكرهه الحسن البصري تمسكا بظاهر هذا الحديث، وحجة الجمهور دخول النبي صلى الله عليه وسلم عام عمرة القضاء بما شرطه من السلاح في القراب، ودخوله صلى الله عليه وسلم عام الفتح متأهبا للقتال، قال: وشذ عكرمة عن الجماعة فقال: إذا احتاج إليه وعليه الفدية، ولعله أراد إذا كان محرما ولبس المغفر والدرع ونحوهما فلا يكون مخالفا للجماعة. والله أعلم». انظر: «شرح صحيح مسلم» 3 /487-488. وقرر مثل ما نُقل عن الجمهور الإمام ابن قادمة المقدسي الحنبلي في «المغني» 3/286 والإمام بدر الدين العيني الحنفي في «عمدة القارئ» 6/416.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...