Из того, что нельзя не знать из исламских убеждений. Имам Ибн Абдульбарр аль-Малики
25.06.2018 | 3653
الإمام ابن عبد البر المالكي: مما لا يسع جهله في العقيدة
Писал имам, шейх уль-Ислам Абу Умар Юсуф ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абдульбарр ан-Намари аль-Куртуби аль-Малики (ум. 463 г.х.):
«Единогласны ученые в том, что из знания есть такое, иметь которое является личной обязанностью (фард ‘айн) каждого, и такое, которое является общей обязанностью (фард кифая), так что если кто-либо занялся им, то с остальных в данной местности обязанность снимается. А разногласят они в определении минимума из этого, и в том, что является обязательным для всех.
К этому относится и то из обязательных положений, что недопустимо не знать человеку. Как, например:
[1] свидетельство языком
[2] и подтверждение сердцем, что Аллах — один, нет у Него сотоварища,
[3] нет схожего с Ним, и нет подобия Ему.
[4] «Не родил и не был рожден, и не был равен Ему ни один». (Чистосердечие, 4)
[5] Создатель всякой вещи,
[6] и к Нему возвратится всякая вещь.
[7] Он Оживляющий и Умерщвляющий,
[8] Живой, Который не умирает,
[9] Знающий скрытое и явное, и они для Него равны. Не скроется от Него даже пылинка ни на Земле, ни в небесах.
[10] Он Первый и Последний,
[11] Явный (или: Одолевающий, ар.: захир) и Сокровенный (или: Близкий, ар.: батын).
[12] Приверженцы сунны и единой общины (ахлю ас-сунна уаль-джама’а) на том, что Он не переставал иметь Свои качества и имена, которые не имеют начала, и у которых нет конца.
[13] И Он возвысился (истауа) над Троном.
[14] И свидетельство, что Мухаммад — Его раб и посланник,
[15] и последний из пророков — истина.
[16] Что воскрешение после смерти для воздаяния за деяния,
[17] и вечность в последней жизни в раю для счастливых по причине веры и поклонения,
[18] и вечность в аду для несчастных по причине неверия и отрицания — истина.
[19] Что Коран — речь Аллаха,
[20] и то, что в нем — истина, обязательно верить в него целиком,
[21] и исходить из того в нем, смысл чего ясен (мухкам)».
См. «Джами’ баян аль-ильм уа фадлих» 1/56-58.
Писал про него хафиз Шамсуддин аз-Захаби аш-Шафии: «Он был имамом, набожным, надежным, специалистом, выдающимся ученым, обладателем обширных знаний, приверженцем сунны и следования.
В начале он был «асаритом (хадиситом)»-захиритом, как говорят. Затем стал маликитом, имея явную склонность к шафиитскому фикху в некоторых вопросах. И он за это не заслуживает порицания, ведь он достиг степени имамов-муджтахидов. Кто посмотрит в его труды, для того станет очевидным его положение в том, что касается широты познаний, силы понимания и потока мысли». См. «Ас-Сияр» 18/157.
قال الإمام شيخ الإسلام أبو عمر يوسف بن عبد الله بن محمد بن عبد البر النمري القرطبي المالكي (ت. 463هـ): «قَدْ أَجْمَعَ الْعُلَمَاءُ عَلَى أَنَّ مِنَ الْعِلْمِ مَا هُوَ فَرْضٌ مُتَعَيَّنٌ عَلَى كُلِّ امْرِئٍ فِي خَاصَّةِ نَفْسِهِ وَمِنْهُ مَا هُوَ فَرْضٌ عَلَى الْكِفَايَةِ إِذَا قَامَ بِهِ قَائِمٌ سَقَطَ فَرْضُهُ عَنْ أَهْلِ ذَلِكَ الْمَوْضِعِ وَاخْتَلَفُوا فِي تَلْخِيصِ ذَلِكَ وَالَّذِي يَلْزَمُ الْجَمِيعَ فَرْضُهُ
مِنْ ذَلِكَ مَا لَا يَسَعُ الْإِنْسَانَ جَهْلُهُ مِنْ جُمْلَةِ الْفَرَائِضِ الْمُفْتَرَضَةِ عَلَيْهِ نَحْوَ الشَّهَادَةِ بِاللِّسَانِ وَالْإِقْرَارِ بِالْقَلْبِ بِأَنَّ اللَّهَ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ وَلَا شِبْهَ لَهُ وَلَا مِثْلَ لَهُ {لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ} [الإخلاص: 4] خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ وَإِلَيْهِ يُرْجَعُ كُلُّ شَيْءٍ، الْمُحْيِي الْمُمِيتُ الْحَيُّ الَّذِي لَا يَمُوتُ عَالِمُ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ هُمَا عِنْدَهُ سَوَاءٌ لَا يَعْزُبُ عَنْهُ مِثْقَالُ ذَرَّةٍ فِي الْأَرْضِ وَلَا فِي السَّمَاءِ هُوَ الْأَوَّلُ وَالْآخِرُ وَالظَّاهِرُ وَالْبَاطِنُ، وَالَّذِي عَلَيْهِ جَمَاعَةُ أَهْلِ السُّنَّةِ وَالْجَمَاعَةُ أَنَّهُ لَمْ يَزَلْ بِصِفَاتِهِ وَأَسْمَائِهِ لَيْسَ لِأَوَلِيَّتِهِ ابْتِدَاءٌ وَلَا لِآخِرِيَّتِهِ انْقِضَاءٌ، هُوَ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى، وَالشَّهَادَةِ بِأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ وَخَاتَمُ أَنْبِيَائِهِ حَقٌّ وَأَنَّ الْبَعْثَ بَعْدَ الْمَوْتِ لِلْمُجَازَاةِ بِالْأَعْمَالِ، وَالْخُلِودَ فِي الْآخِرَةِ لِأَهْلِ السَّعَادَةِ بِالْإِيمَانِ وَالطَّاعَةِ فِي الْجَنَّةِ، وَلِأَهْلِ الشَّقَاوَةِ بِالْكُفْرِ وَالْجُحُودِ فِي السَّعِيرِ حَقٌّ وَأَنَّ الْقُرْآنَ كَلَامُ اللَّهِ وَمَا فِيهِ حَقٌّ مِنْ عِنْدِ اللَّهِ يَلْزَمُ الْإِيمَانُ بِجَمِيعِهِ، وَاسْتِعْمَالُ مُحْكَمِهِ». انظر: «جامع بيان العلم وفضله» 1/ 56-58.
قال الحافظ شمس الدين الذهبي الشافعي عنه: «كَانَ إِمَامًا دَيِّنًا ، ثِقَةً ، مُتْقِنًا ، عَلَّامَةً ، مُتَبَحِّرًا ، صَاحِبَ سُّنَّةٍ وَاتِّبَاعٍ ، وَكَانَ أَوَّلًا أَثَرِيًّا ظَاهِرِيًّا فِيمَا قِيلَ ، ثُمَّ تَحَوَّلَ مَالِكِيًّا مَعَ مَيْلٍ بَيِّنٍ إِلَى فِقْهِ الشَّافِعِيِّ فِي مَسَائِلَ ، وَلَا يُنْكَرُ لَهُ ذَلِكَ ، فَإِنَّهُ مِمَّنْ بَلَغَ رُتْبَة الْأَئِمَّةِ الْمُجْتَهِدِينَ ، وَمَنْ نَظَرَ فِي مُصَنَّفَاتِهِ بَانَ لَهُ مَنْزِلَتُهُ مِنْ سِعَةِ الْعِلْمِ ، وَقُوَّةِ الْفَهْمِ ، وَسَيَلَانِ الذِّهْنِ». انظر: «السير» 18/ 157.