Кому обязательно жениться (выходить замуж), кому желательно, кому разрешено и кому запрещено? Мазхаб имама Ахмада
23.02.2018 | 5194
من يجب عليه أن يتزوج؟ ومن الذي الزواج عليه مستحب؟ ومن الذي نكاحه في حكم الإباحة؟ ومن يحرم عليه النكاح؟
المذهب الحنبلي
Шейх Абдулькадир ибн Умар ат-Тагляби аль-Ханбали (ум. 1135 г.х.) объясняет книгу «Далиль ат-талиб» выдающегося правоведа шейха Марьи ибн Юсуфа аль-Карми аль-Ханбали (ум. 1033 г.х.):
«Знай, что люди в вопросе заключения брака (никяха) бывают трех видов.
Первый: те, которых он (аль-Карми) обозначил словами «(женитьба) желательна для тех, у кого есть половое влечение и нет опасения, что они совершат прелюбодеяние» — будь то мужчины или женщины. Даже если это бедняк, который не способен тратиться на содержание (жены). Высказался об этом (Ахмад ибн Ханбаль).
И то, что он женится, будет лучше для него, чем посвящение себя дополнительным видам поклонения.
Второй вид: те, которых он обозначил словами «и обязателен (никях) для тех, кто опасается этого» т.е. совершить прелюбодеяние из-за оставления им женитьбы. Даже если насчет этого будет наиболее вероятное предположение (а не убежденность). Это относится как к мужчинам, так и к женщинам.
В таком случае никяху отдается предпочтение перед хаджем, если встает вопрос о выборе. Из-за опасения, что будет совершено запретное из-за отсрочки никяха, в отличие от (отсрочки) хаджа.
Однократной женитьбой (обязанность состоять в никяхе) не снимается, она распространяется на всю жизнь (того, чье положение таково).
Третий вид: те, кого он обозначил словами «и разрешен» никях «тем, у кого нет полового влечения» вообще, как у импотента, или у кого было влечение, но исчезло по какой-нибудь причине, вроде болезни или старости. Поскольку в его положении нет причины, по которой никях был бы обязателен или желателен, а это опасность совершения прелюбодеяния (зина) или наличие полового влечения. И потому что цель заключения брака — рождение детей и увеличение потомства, а у кого нет полового влечения, у того нет места этой цели. Таким образом призыв шариата (жениться) к нему не обращен. Но никях остается для него разрешенным подобно остальным разрешенным положениям, поскольку шариат это не запретил.
«И запрещен» никах «на вражеской территории, если нет в нем необходимости (дарура)». И разрешен, если есть необходимость. Но не пленнику».
См. «Нейль аль-маариб» 2/136-137.
Последнее положение связано с опасением того, что ребенок родится на вражеской территории и попадет в рабство к врагам. То есть к этому не относятся ситуации, когда невеста не находится на вражеской территории, или когда она не может забеременеть.
قال الشيخ عبد القادر بن عمر التغلبي الحنبلي (ت. 1135 هـ) وهو يشرح كتاب «دليل الطالب» للعلامة الفقيه الشيخ مرعي بن يوسف الكرمي الحنبلي (ت. 1033 هـ):
«واعلم أن الناس في النكاحِ على ثلاثة أقسامٍ:
أحدها: ما أشار إليه بقوله: (يسنّ لذي شهوةٍ لا يخافُ الزّنا) من الرّجالِ والنساء، ولو فقيراً عاجزاً عن الإِنفاق. نصّ عليه.
واشتغالُ ذي الشَّهْوَةِ بالنِّكاحِ أفضلُ له من التخلي لنوافل العبادات.
القسم الثاني: ما أشار إليه بقوله: (ويجبُ على من يخافُه) أي الزِّنا بتركِ النكاحِ ولو ظنًّا، من رجلٍ أو امرأةٍ. ويقدَّمُ حينئذٍ على حجٍّ واجبٍ زاحَمَهُ، لخشيةِ الوقوعِ في المحذور بتأخُّرِهِ، بخلافِ الحجّ.
ولا يُكْتَفَى بمرةٍ، بل يكونُ في مجموع العمر.
القسم الثالث: ما أشار إليه بقوله: (ويباحُ) النكاحُ (لمن لا شهوةَ له) أصلاً كالعِنِّينِ، أو كانتْ له شهوةٌ وذهبتْ لعارضٍ كالمرضِ والكِبَرِ، لأن العِلَّةَ التي يجب لها النكاحُ، أو يستحبُّ، وهو خوفُ الزنا، أو وجودُ الشهوة، غير موجودةٍ فيه، ولأنّ المقصودَ من النكاح الولدُ وتكثيرُ النسلِ، وذلك فيمنْ لا شهوةَ له غير موجودٍ، فلا ينصرفُ إليه الخطاب به، إلا أنه يكون مباحاً في حقِّهِ، كسائِرِ المباحاتِ، لعدمِ مَنْعِ الشرعِ منه.
(ويحرُمُ) النكاحُ (بدارِ الحَرْبِ لغيرِ ضرورةٍ) ويجوزُ بدارِ الحرب لضرورةٍ، لغير أسيرٍ».
انظر: «نَيْلُ المَآرِب بشَرح دَلِيلُ الطَّالِب» 2/ 136-137.