Ибн Таймия: Призыв шайтана и упорство в навязывании своих «более сильных» мнений «по сунне»

29.11.2017 | 6933

Прекрасные слова имама, шейх уль-Ислама Такыюддина Ахмада ибн Таймии о борьбе «чей раджих (более сильное мнение) сильнее», и «чье описание намаза по сунне» единственно правильное в отличие от других на примере вопроса о произнесении басмали в начале молитвы.

Говорит имам: «А что касается описания молитвы, то из ее особенностей вопрос басмали, и люди столкнулись в нем отрицая и подтверждая: аят она или нет, и читать ли ее. И с обеих сторон были написаны труды, в некоторых словах из которых видно невежество и несправедливость, в то время как отношение к ее положению должно быть легким.
А что касается фанатизма в таких и подобных им вопросах, то это из особенностей разделения и разрозненности, которые запрещены для нас. И побуждает к этому отдача предпочтения (присуждение раджиха) признакам разрозненности исламской общины. А если нет, то ведь эти вопросы из тех, разногласие в которых имеет очень небольшое значение, если бы не то, к чему призывает шайтан, из выставления на обозрение признаков разрозненности».
См. «Маджму’ аль-фатауа» 22/405-406.

А ведь именно к такому поведению было приучено целое поколение тех, кто прислушался к современному призыву некоторых из тех, кто относит себя к саляфии. Приучены фанатично спорить и доказывать всем, что молитву всем во всем мире нужно делать только так, как написал шейх аль-Альбани, потому что только он в наше время научил, как делать молитву «по сунне», после того как вся исламская община 14 веков молилась «не по сунне». Спорить с каждым и доказывать каждому, что фотографироваться однозначно запрещено. Что опускать одежду ниже щиколоток — однозначный харам. Что единственно правильным в молитве будет быстро шевелить пальцем. Что ухаживать за бровями — несомненный однозначный абсолютный харам. И еще очень много таких вопросов из области иджтихада, в которых зачастую не просто разногласие, но и почти вся исламская община придерживается совершенно иного мнения. И, как оказалось, имам Ибн Таймия говорит, что это не только не саляфитский призыв, а призыв к разделению, то есть то, к чему призывает шайтан.

Путь имамов религии не в том, чтобы обязать всех выбранным «наиболее сильным» мнением в вопросах иджтихада, а в том, чтобы со всей широтой сердца относиться к тем, кто придерживается мнений других ученых в таких вопросах.

 قال الإمام تقي الدين ابن تيمية: «فَأَمَّا صِفَةُ الصَّلَاةِ وَمِنْ شَعَائِرِهَا مَسْأَلَةُ الْبَسْمَلَةِ فَإِنَّ النَّاسَ اضْطَرَبُوا فِيهَا نَفْيًا وَإِثْبَاتًا فِي كَوْنِهَا آيَةً مِنْ الْقُرْآنِ وَفِي قِرَاءَتِهَا وَصَنَّفْت مِنْ الطَّرَفَيْنِ مُصَنَّفَاتٍ يَظْهَرُ فِي بَعْضِ كَلَامِهَا نَوْعُ جَهْلٍ وَظُلْمٍ مَعَ أَنَّ الْخَطْبَ فِيهَا يَسِيرٌ. وَأَمَّا التَّعَصُّبُ لِهَذِهِ الْمَسَائِلِ وَنَحْوِهَا فَمِنْ شَعَائِرِ الْفُرْقَةِ وَالِاخْتِلَافِ الَّذِي نُهِينَا عَنْهَا؛ إذْ الدَّاعِي لِذَلِكَ هُوَ تَرْجِيحُ الشَّعَائِرِ الْمُفْتَرِقَةِ بَيْنَ الْأُمَّةِ وَإِلَّا فَهَذِهِ الْمَسَائِلُ مِنْ أَخَفِّ مَسَائِلِ الْخِلَافِ جَدًّا لَوْلَا مَا يَدْعُو إلَيْهِ الشَّيْطَانُ مِنْ إظْهَارِ شِعَارِ الْفُرْقَةِ».
انظر: «مجموع الفتاوى» 22/ 405-406.

См. также:

1. Можно ли порицать одних ученых за их противоречие другим? Можно ли порицать мусульман за следование мнениям других ученых? Речь о вопросах, в которых допустим иджтихад

2. Шейх Мухаммад Баджабир: О навязывании своего «более сильного» мнения в вопросах иджтихада

3. Шейх Мухаммад Баджабир: Твой шейх смотрит на доводы, а остальные ученые в Тору и Евангелие? Что значит «более сильное мнение»?

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (9 оценок, среднее: 3,89 из 5)
Загрузка...