О словах современников: «У ученых этого мазхаба нет довода, и их мнение слабое»
29.08.2017 | 3371
قولهم: «لا دليل على هذه المسألة عند أصحاب المذاهب وقولهم ضعيف وخطأ»
أ. د. الشيخ إبراهيم بن محمد الصبيحي، رئيس قسم السنة بجامعة الإمام سابقا
Шейх Ибрахим ибн Мухаммад ас-Субейхи, да помилует его Аллах, доктор наук, профессор Университета им. Мухаммада ибн Сауда в эр-Рияде, бывший при жизни главой Отделения сунны в Университете, писал:
«Из того, что может считаться замечанием к некоторым современникам — вынесение решения о более сильном из мнений имамов, основываясь на том, что не был встречен довод сторонников другого мнения. Такое положение дел является проблемным, поскольку основа в подобном положении — воздержание от вынесения решения по вопросу, потому что отсутствие знания о доводе — это не наличие знания об отсутствии довода.
И вместе с тем они вынесли много решений о слабости мнений приверженцев мазхабов, основываясь на отсутствии знания о доводе. Так что даже среди начинающих студентов распространились разговоры о мазхабах, в контексте рассказов о подобных вопросах, как о чудачествах. И поэтому отвернулись многие из них от получения пользы из этих собраний фикха, оправдываясь тем, что они не основываются на доводах, и, считая, что они основаны на таклиде. Однако, после терпеливых и осмотрительных исследований и внимательного рассмотрения текстов Корана и сунны и методологии праведных предшественников в обосновании правовых положений, мы находим, что довод есть, только способ его извлечения скрылся от этого возражающего, или скрылось от него то, каким образом этот довод указывает на правовое положение.
Причина этого
— в приложении слабых усилий в поиске довода,
— или в том, что он ограничил доводы лишь очевидными указаниями текстов Корана и сунны,
— или невнимательность к тому, каким образом этот довод используется в качестве доказательства в данном вопросе.
И пришли в достоверной сунне слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Может быть так, что носитель фикха не является факыхом (разбирающимся, понимающим)». И после кропотливых поисков довода, я нашел целую группу вопросов, в которых доводом определения более сильного мнения у некоторых современников было отсутствие довода, в то время как довод есть, иногда в Коране, иногда в пречистой сунне, иногда в правильном кыясе или правилах фикха».
См. «Дуа аль-хатм фи саля ат-тарауих«, с. 22.
قال الشيخ إبراهيم الصبيحي:
«مما يلحظ على بعض المعاصرين: الترجيح بين أقوال الأئمة بعدم وقوفهم على دليل المخالف، وهذا أمرٌ مُشْكِلٌ؛ لأن الأصل في مثل هذه الحالة: التَّوَقُّف في المسألة؛ لأن عدم العلم بالدليل ليس علمًا بالعدم.
ومع هذا؛ فكثيرًا ما ضعَّفوا أقوالًا لأصحاب المذاهب لعدم معرفتهم بالدليل، حتى انتشر التَّنَدُّر على المذاهب الفقهية بمثل هذه المسائل بين صغار الطلبة؛ ولذا أعرض بعضهم عن الإفادة من دواوين الفقه بحجة عدم عملها بالدليل، بل يرون أنها مبنية على التقليد. إلا أنه بعد الدراسة المتأنية وإمعان النظر في نصوص الكتاب والسنة ومنهج السلف في الاستدلال للأحكام نَجِدُ أن الدليل موجود، لكن خَفِيَ على هذا المعترِض استنباطُه، أو وَجْه الاستدلال به، وسببُ هذا: ضعف البحث عن الدليل، أو أنه حصر الأدلة في ظواهر نصوص الكتاب والسنة، أو عدم التنبه إلى وجه الاستدلال بها، وقد جاء في صحيح السنة قوله صلى الله عليه وسلم: «رُبَّ حامل فقه ليس بفقيه».
وبعد العناية بالبحث عن الدليل وقفتُ على مجموعة من المسائل كان دليل الترجيح فيها لدى بعض المعاصرين عدم وجود الدليل، مع أن الدليل موجود؛ تارة في الكتاب، وتارة في السنة المطهرة، وتارة في صحيح القياس، أو في القواعد الفقهية».
انظر: «دعاء ختم القرآن في صلاة التراويح»، ص. 22، تحت عنوان «حكم الترجيح بعدم الدليل».
Слова шейха Ахмада аль-Куайми об этой же проблеме: https://muntaqa.info/kuajmi-ne-ponimaesh