Нет для вас блага
17.01.2022 | 5366
Примерно в 2015 году в мечети «Дар аль-хиджра» шейх Амир Бахджат проводил уроки по книге «Ахсар аль-мухтасарат». Мечеть расположена напротив Четвертых «Южных» ворот Исламского университета Медины. Название книги переводится как «Самый краткий из сокращенных трактатов», что мало о чем говорит, если раньше не приходилось иметь дела с книгами фикха разных школ, или хотя бы ханбалитской. Потому что в упомянутой книге собраны самые основные решения ученых ханбалитского мазхаба в самых основных главах фикха и с нее рекомендуется начинать изучение фикха этой школы.
Как обычно объясняют книги фикха в мечетях и институтах Саудовской Аравии?
Обычно преподаватель использует книги имамов только как план для урока. Он может взять шафиитскую книгу, может маликитскую, почти всегда — ханбалитскую, и для него не имеет значения, какие мнения записаны в книге автором. Будь этим автором Ибн Кудама, Ибн Бальбан, аль-Хаджави, Марьи аль-Карми, аль-Бухути или любой другой имам.
На уроке зачитываются слова автора, и если им нечего противопоставить, то их оставляют как есть. Если же лектору известно, что у Ибн База, Ибн Усаймина, Постоянного комитета или аль-Альбани по этому же вопросу было другое мнение, особенно если до этого его высказал Ибн Таймия и следом Ибн аль-Каййим или Ибн Хазм и следом аш-Шаукани, то лектор объявляет, что имам в книге записал слабое мнение, а сильное другое. Затем от себя провозглашает то «сильное», которое почти никогда не выходит за границы мнений упомянутых авторитетов. У каждого образуется свой набор «более сильных» мнений, которые правильны в отличие от других неправильных. Посещаете уроки 10 таких лекторов по одной книге — получаете 10 противоречащих друг другу наборов «более сильных» мнений, которые в общем находятся в границах разногласий все тех же авторитетов. А что хотел донести сам автор книги, можете так и не узнать.
Так поступают старые шейхи, пожилые шейхи, зрелые шейхи, молодые шейхи, шейхи-имамы в мечетях, известные шейхи, неизвестные шейхи, шейхи с докторскими степенями, шейхи без степеней, шейхи с профессорскими должностями и без должностей. Любые шейхи за очень редким исключением. Так учат поступать учащихся с самого начала их пути и так они поступают, едва научившись различать арабские книги не по узору на обложке, а по надписи на ней.
В чем нет блага?
И вот шейх Бахджат приступил к урокам. Объяснил одно записанное в книге постановление. Другое. Третье. Он объяснял только то, что именно имел в виду автор книги (Ибн Бальбан) и каково самое основное доказательство к каждому зафиксированному мнению. После объяснения одного из решений кто-то из присутствующих не выдержал и в мечети послышался вопрос: «А какое мнение более сильное?»
— Какое более сильное по-моему?
— Да.
Шейх дал потрясающий ответ.
Он сказал: «Нет для вас блага в моих мнениях».
Затем ещё раз: «Нет для вас блага в моих мнениях». — И сопроводил ответ комментарием о том, что мы сейчас изучаем те мнения, которые «более сильны» для целой школы имамов, рядом с которыми такие как он с его мнениями не имеют значения.
Чтобы вообразить, настолько необыкновенным и неожиданным был этот ответ, представьте человека, который живет в народе, где отовсюду слышно, что высшей ценностью являются веточки и ракушки, и каждый расхваливает свои, и вдруг ему встречается путник, который показывает подлинную драгоценность и говорит: «Она не моя, но она настоящая».
Кроме воспитания и справедливой расстановки ценностей уроки о том, что имел в виду автор и какие мнения главные в устоявшейся школе, становятся самыми полезными для учащихся. В отличие от уроков о том, какой список правильных мнений припас для неопытных слушателей или читателей очередной выдающийся Болей Абу Силан аль-Мнений из бесконечной череды почтенных Болеев, неустанно обновляющих религию после ее обновления Болеями из других издательств, институтов, мечетей, сайтов и средств коммуникации.