Почему большие ученые мазхабов не оставляли мазхабы своих имамов?

12 месяцев назад | 699

لماذا كبار علماء المذاهب الذين بلغوا رتبة الاجتهاد ما تركوا مذاهب أئمتهم؟ هل كان ذلك بسبب التعصب كما يزعم دعاة اللامذهبية ويرمون الأئمة الكبار بتلك التهمة؟

Почему большие имамы, постигшие тонкости работы с доводами и охватившие знанием многие науки все равно следовали мазхабам своих имамов? Было ли это по причине «фанатизма», как заявляют об этом современные проповедники мазхабофобии и обвиняют в этом больших имамов?

Пишет кады, имам Абдульуаххаб аль-Багдади аль-Малики (362 — 422 г.х.) после того как написал, что муджтахид обязан анализировать доводы и следовать тому, что считает правильным:

«Если кто-нибудь скажет:
«Вы убеждены в мазхабе Малика ибн Анаса, да помилует его Аллах, и выбираете его помимо мазхабов несогласных с ним, сообщаете о правильных мнениях в нем (или: о его правильности) и повелеваете начинающему в фикхе изучать его; сообщите же нам, что обязывает вас этим: это ваше слепое следование (таклид) за ним, или вы склонились к нему, потому что именно он (Малик) это (мнение) высказал (намек на фанатичную приверженность личности), или потому что в вашем видении довод указывает на это?» —
То ему будет отвечено:
мы устремились к его мнениям только потому, что узнали их правильность, познали верность основ, на которых он выстроил их и опирался в своем иджтихаде на них. И когда познали мы это из его мазхаба, стали убеждены в нем и вынесли решение о его правильности»
. См. «Аль-Мауна аля мазхаб алим аль-Мадина», с. 1747-1748.

يقول القاضي الإمام عبد الوهاب البغدادي المالكي (362 — 422 هـ) بعد أن قرر بأن واجب المجتهد النظر في الأدلة والحكم بما يظهر له من الصواب:

«فإن قيل: أتراكم تعتقدون مذهب مالك بن أنس رحمه الله وتختارونه دون غيره من مذاهب المخالفين وتخبرون عن صوابه وتأمرون المبتدىء بدرسه فخبرونا عن موجب ذلك عندكم أهو تقليدكم له وإنكم صرتم إليه لأنه قاله أو لأن الدليل عندكم قال عليه،
قيل له: قد فرغنا من الجواب عن هذه المطالبة في العقد الذي عقدناه وجملته إنا لم نصر إلى قوله إلا وقد علمنا صحته وعرفنا صحة الأصول التي بني عليها واعتمد في اجتهاده على الرجوع إليها فلما عرفنا ذلك من مذهبه عقدناه وحكمنا بصوابه».
انظر: «المعونة على مذهب عالم المدينة»، ص. 1747-1748.

Пишет кады Абдульуаххаб в другой книге:
«Если кто-то скажет: «Расскажите нам о том, кто желает стать обладателем истинного понимания в фикхе, что он должен делать?»
Мы ответим: «У кого есть преимущество, которое делает его пригодным для анализа и иджтихада, и есть сила (в знаниях и умственных способностях) для приложения доводов и сравнения (положений), тому не позволяется брать в убеждение значения правовых положений, кроме как путем правильного приложения доводов, в котором нет негодных аналитических ходов, препятствующих должному рассмотрению доводов и верной их расстановке по приоритету».
И если кто-то скажет: «Это ведь противоречит тому на чем вы в вашем призыве к изучению мазхаба Малика ибн Анаса, убежденности в нем, исповедании религии путем утверждения о его достоверности и неверности того, что ему противоречит».
То мы ответим: «Это у тебя далекое (от действительности) предположение и сильная невнимательность. Потому что то, к чему мы призываем (людей) — мы призываем (их) только к тому, достоверность чего мы познали, и познали его правильность тем путем, который разъяснили. И мы в нашем призыве к нему (мазхабу имама Малика) не противоречим тому, что постановили и чему посвятили (эту) главу».
См. «Аль-Мукаддима фи аль-усуль» кады Абдульуаххаба; издана в качестве приложения к «аль-Мукаддима фи аль-усуль» Ибн аль-Кассара аль-Малики, с. 303-304.

وقال في كتاب آخر له: «فإن قيل: أخبرونا عن مريد التفقه ما الذي يلزمه؟
قلنا: لا يسوغ لمن له فضل للنظر والاجتهاد ، وقوة على الاستدلال والاعتبار ، أن يعتقد التفقه إلا من طريق الاستدلال الصحيح ، العاري من آفات النظر المانعة له من استعماله على واجبه وترتيبه في حقه.
فإن قيل: فهذا خلاف ما أنتم عليه من دعائكم إلى درس مذهب مالك بن أنس ، واعتقاده والتدين بصحته ، وفساد من خالفه
قلنا: هذا الظن منك بعيد ، وإغفال شديد ؛ لأنا لا ندعوا من ندعوه إلى ذلك إلا إلى أمر قد عرفنا صحته ، وعلمنا صوابه بالطريق التي قد بيناها ، فلم نخالف بدعائنا إليه ما قررناه وعقدنا الباب عليه».
انظر: «المقدمة في الأصول» للقاضي عبد الوهاب المالكي ، طبع ملحقا بـ «المقدمة في الأصول» لابن القصار المالكي، ص. 303-304. ط. دار الغرب الإسلامي، سنة 1996.

Сказал имам Ибн Рушд-дед аль-Куртуби аль-Малики (450 — 520 г.х.): «Если произойдет разногласие между учеными Медины и другими после них в постановлении о каком-то положении, то обязательно в этом возвращаться к тому, чего требует иджтихад и анализ, посредством сравнения (кыяса) с основами. И не положено быть убежденным, что правильное решение во мнении кого-то из них без анализа, даже если это самый знающий из них. И это никак не может быть возражением против нас в том, что мы следуем мазхабу Малика, да помилует его Аллах, подтверждаем его достоверность и отдаем перевес ему над другими мазхабами. Поскольку мы в общем следуем его мазхабу только потому, что для нас стала ясна его правильность, и мы познали его основы, на которых он выстроил решения и на которые опирался в своем иджтихаде, возвращаясь к ним. При нашем знании о его познании правовых положений, содержащихся в Книге Великого и Величественного Аллаха, отменяющее и отмененное в ней, разъясненное и обобщенное в ней, частное и общее в ней, и остальные ее особенности и смыслы; о его познании сунны посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разъяснения им что из нее достоверно, а что является слабым. (И при нашем знании,) что он был имамом во всем этом без того, чтобы кто-то мог с ним в этом соперничать по свидетельству ученых его времени об этом в его пользу и по их признанию его превосходства в этом. И потому что мы также убеждены, что он — это тот, кого имел ввиду посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в своих словах: «Близко то время, когда люди будут бить по бокам верблюдов в поисках знаний, и не найдут ученого более знающего, чем ученый Медины», — по двум причинам…» См. «Аль-Мукаддимат аль-мумаххидат» 3/483.

وقال الإمام ابن رشد الجد القرطبي المالكي (420 — 520 هـ): «وإذا اختلف علماء المدينة وغيرهم بعدهم في حكم نازلة فالواجب أن يرجع فيها إلى ما يوجبه الاجتهاد والنظر بالقياس على الأصول، ولا يعتقد أن الصواب في قول واحد منهم دون نظر، وإن كان أعلمهم. ولا اعتراض علينا في هذا بانتحالنا لمذهب مالك — رَحِمَهُ اللَّهُ — وتصحيحنا له وترجيحنا إياه على ما سواه من المذاهب؛ لأنا لم ننتحل مذهبه في الجملة إلا وقد بانت لنا صحته وعرفنا الأصول التي بناه عليها واعتمد في اجتهاده على الرجوع إليها مع علمنا بمعرفته بأحكام كتاب الله عز وجل من ناسخه ومنسوخه، ومفصله ومجمله، وخاصه وعامه، وسائر أوصافه ومعانيه، وسنن رسول الله — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — وتبيين صحيحها من سقيمها، وأنه كان إماما في ذلك كله غير مدافع فيه بشهادة علماء وقته له بذلك وإقرارهم بالتقديم له فيه؛ ولأنا اعتقدنا أيضا أنه هو الذي عناه رسول الله — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — بقوله: «يوشك أن يضرب الناس أكباد الإبل في طلب العلم فلا يجدون عالما أعلم من عالم المدينة» لوجهين…»
انظر: «المقدمات الممهدات» 3/ 483.

Писал имам Яхья ибн Шараф ан-Навави аш-Шафии (631 — 676 г.х.) о муджтахидах шафиитского мазхаба: «Сказал (устаз Абу Исхак аль-Исфарайини аш-Шафии, ум. 418 г.х.): «Правильное мнение, к которому склонились исследователи-уточнители, заключается в том, что то, каким путем пошли наши товарищи, то есть то, что они устремились к мазхабу аш-Шафии, было не в виде таклида за ним, а потому, что они обнаружили его подход к иджтихаду и суждению по аналогии самым верным из подходов. И поскольку им необходимо было делать иджтихад, то они пошли по его пути и занялись познанием шариатских постановлений согласно подходу аш-Шафии».
Абу Али ас-Синджи (ум. 315 г.х.) — через «и» после «с» — сказал примерно это же. Он говорил: «Мы последовали за аш-Шафии, а не за кем-либо другим, потому что увидели, что его мнение — самое сильное и самое справедливое. Не потому что мы просто сделали за ним таклид».
Я (ан-Навави) скажу: то, что они сказали соответствует тому, что повелел им аш-Шафии, затем аль-Музани в начале своего «Мухтасара» и другие, когда открыто сообщили о его запрете делать таклид за ним и за другими.
Сказал Абу Амр (Ибн ас-Салях аш-Шафии, 557 — 643 г.х.): «Заявление о том, что они совсем не делали таклид, не выглядит верным, и не соответствует тому, что известно об их положении, или о положении большинства из них».
И передали некоторые знатоки усуля, что после эпохи аш-Шафии не было независимого муджтахида».

См. «Аль-Маджму’ шарх аль-Мухаззаб» 1/43.

وقال الإمام يحيى بن شرف النووي الشافعي (631 — 676 هـ) في مجتهدي المذهب الشافعي: «قَالَ — يعني: الأستاذ أبا إسحاق الإسفراييني الشافعي، ت. 418 هـ — وَالصَّحِيحُ الَّذِي ذَهَبَ إلَيْهِ الْمُحَقِّقُونَ مَا ذَهَبَ إلَيْهِ أَصْحَابُنَا وَهُوَ أَنَّهُمْ صَارُوا إلَى مَذْهَبِ الشَّافِعِيِّ لَا تَقْلِيدًا لَهُ بَلْ لَمَّا وَجَدُوا طُرُقَهُ فِي الِاجْتِهَادِ وَالْقِيَاسِ أَسَدَّ الطُّرُقِ وَلَمْ يَكُنْ لَهُمْ بُدٌّ مِنْ الِاجْتِهَادِ سَلَكُوا طَرِيقَهُ فَطَلَبُوا مَعْرِفَةَ الْأَحْكَامِ بِطَرِيقِ الشَّافِعِيِّ:
وَذَكَرَ أَبُو عَلِيٍّ السِّنْجِيُّ (ت. 315 هـ) بِكَسْرِ السِّينِ الْمُهْمَلَةِ نَحْوَ هَذَا فَقَالَ اتَّبَعْنَا الشَّافِعِيَّ دُونَ غَيْرِهِ لِأَنَّا
وَجَدْنَا قَوْلَهُ أَرْجَحَ الْأَقْوَالِ وَأَعْدَلَهَا لَا أَنَّا قَلَّدْنَاهُ
(قُلْتُ) هَذَا الَّذِي ذَكَرَاهُ مُوَافِقٌ لِمَا أَمَرَهُمْ بِهِ الشَّافِعِيُّ ثُمَّ الْمُزَنِيّ فِي أَوَّلِ مُخْتَصَرِهِ وَغَيْرِهِ بِقَوْلِهِ مَعَ إعْلَامَيْهِ نَهْيَهُ عَنْ تَقْلِيدِهِ وَتَقْلِيدِ غَيْرِهِ:
قَالَ أَبُو عَمْرٍو- يعني: الحافظ ابن الصلاح الشافعي، 557 — 643 هـ — دَعْوَى انْتِفَاءِ التَّقْلِيدِ عَنْهُمْ مُطْلَقًا لَا يَسْتَقِيمُ وَلَا يُلَائِمُ الْمَعْلُومَ مِنْ حَالِهِمْ أَوْ حَالِ أَكْثَرِهِمْ:
وَحَكَى بَعْضُ أَصْحَابِ الْأُصُولِ مِنَّا أَنَّهُ لَمْ يُوجَدْ بَعْدَ عَصْرِ الشَّافِعِيِّ مُجْتَهِدٌ مُسْتَقِلٌّ».
انظر: «المجموع شرح المهذب» 1/ 43.

Вторая часть: между Ибн аль-Каййимом и Ибн Таймией

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...