Что не нарушает пост согласно мнению имамов ханафитского мазхаба

21.05.2018 | 4873

За основу для этой заметки взята соответствующая глава из книги «Нур аль-идах» (с. 131-132) выдающегося правоведа и муфтия Хасана ибн ‘Аммара аш-Шурунбуляли аль-Ханафи (ум. 1069 г.х.), который жил, преподавал, писал труды и был виднейшим представителем ханафитского мазхаба в ученом мире Египта четырехвековой давности, и на книги которого до сих пор принято опираться в изучении ханафитского фикха.

Из того, что не нарушает пост, согласно классификации шейха аш-Шурунбуляли можно выделить примерно 24 вида.

Первые три из них: (1) если человек поест, (2) попьет, (3) или совершит половой акт по забывчивости.

Поясняет шейх аш-Шурунбуляли: «В соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если постящийся поест по забывчивости, то это удел, который даровал ему Аллах». И он не обязан возмещать пост. Этот же смысл распространяется и на половой акт. Если вспомнил о посте во время акта, то орган нужно сразу же извлечь. Если же после того, как вспомнил, он остался в том же положении, то пост испорчен». См. «Маракы аль-фалях», с. 244.

قال العلامة حسن بن عمار الشرنبلالي الحنفي: «لقوله صلى الله عليه وسلم: «إذا أكل الصائم ناسيا فإنما هو رزق ساقه الله إليه» فلا قضاء عليه والجماع في معناهما فإن تذكر نزع من فوره فإن مكث بعده فسد صومه».
انظر: «مراقي الفلاح»، ص. 244.

И если другой человек увидит того, кто ест или пьет по забывчивости в дневное время рамадана, то здесь есть два варианта:
— если по нему видно, что у него достаточно сил для того, чтобы довести пост в этот день до конца без большой сложности, то следует напомнить о посте, и оставлять напоминание порицаемо (макрух);
— если по нему не видно, что у него достаточно сил для того, чтобы довести пост в этот день до конца без большой сложности, то предпочтительнее не напоминать о посте, не отрывая его тем самым от удела, дарованного Аллахом, проявляя сострадание, и предоставляя возможность ощутить милость Ислама.

(4) Если у него произошло семяизвержение по причине взгляда (5) или мыслей. Даже если он долго смотрел или думал. Поскольку это не является половым актом и не подобно ему по смыслу.

(6) Если он умащал волосы, бороду, усы маслами (7) или использовал сурьму для глаз. Даже если ощутил в горле вкус этого вещества.

Дополняет в пояснении шейх аш-Шурунбуляли: «Если закапает в глаза молоко или лекарство с маслами и ощутит вкус этого в горле, то это не нарушает его пост, поскольку не имеет значения то, что проникло через поры». См. «Маракы аль-фалях», с. 245.

قال العلامة الشرنبلالي: «ولو وضع في عينيه لبنا أو دواء مع الدهن فوجد طعمه في حلقه لا يفسد صومه إذ لا عبرة مما يكون من المسام».
انظر: «مراقي الفلاح»، ص. 245.

Также из этого пункта правоведы-ханафиты извлекают то, что не будет порицаемым намеренно вдыхать аромат духов, если это не дым, пыль и тому подобное вещество.

(8) Если сделал кровопускание (хиджаму).

Поясняет шейх аш-Шурунбуляли: «Не нарушает пост, потому что пророк, мир ему и благословение Аллаха, делал хиджаму, когда был в ихраме, и делал хиджаму, когда держал пост… А хадис «разговелся тот, кто провел операцию хиджамы, и тот, кому ее сделали» объясняется как утрата вознаграждения». См. «Маракы аль-фалях», с. 245.

قال العلامة الشرنبلالي: «لم يفسد لأنه صلى الله عليه وسلم احتجم وهو محرم واحتجم وهو صائم » … وحديث: «أفطر الحاجم والمحجوم» مؤول بذهاب الأجر».
انظر: «مراقي الفلاح»، ص. 245.

(9) Если совершил злословие (гыба).

(10) Если вознамерился на разговение, но не совершил разговения.

(11) Если в горло попал дым, (12) обычная или мучная пыль, (13) или муха без того, чтобы человек намеренно стремился к этому. (14) Или попали испарения лекарств, и он почувствовал их вкус, в то время как он помнит, что держит пост.

Поясняет шейх аш-Шурунбуляли: «Поскольку у него нет возможности уберечься от этого, и положение этого становится подобным остаткам воды во рту после полоскания рта при совершении омовения». См. «Маракы аль-фалях», с. 245.

قال العلامة الشرنبلالي: «لعدم قدرته على الامتناع عنه فصار كبلل بقي في فمه بعد المضمضة».
انظر: «مراقي الفلاح»، ص. 245.

(15) Если проснулся после наступления времени поста будучи в состоянии полового осквернения (джанаба). Даже если весь день пробудет в таком состоянии.

(16) Если зальет в свой мочевой канал воду (17) или масло.

(18) Если погрузится в воду, и вода проникнет в ухо.

(19) Если поковыряется какой-либо палочкой в ухе, когда вынет ее, окажется, что на ней есть что-то из ушной серы, но он снова вставит ее в ухо и продолжит ковыряться.

(20) Если из носа будет свисать слизь, а он намеренно втянет ее обратно в нос и проглотит.

Дополняет в пояснении шейх аш-Шурунбуляли: «И если выйдет из рта слюна, а он ее вернет и проглотит. Это если слюна не оторвалась ото рта, а оставалась соединена с ним, будто бы на нити свисая к подбородку — если он ее обратно проглотит, то не прервет пост». См. «Маракы аль-фалях», с. 246.

قال العلامة الشرنبلالي: «ولو خرج ريقه من فمه فأدخله وابتلعه إن كان لم ينقطع من فمه بل متصل كالخيط فتدلى إلى الذقن فاستشربه لم يفطر».
انظر: «مراقي الفلاح»، ص. 246.

(21) Если его постигла рвота и вернулась обратно в желудок без его намеренного участия, даже если успела заполнить всю ротовую полость.

(22) Если он сам вызвал у себя рвоту, и она не заполнила весь рот. Даже если он намеренно вернул ее в желудок.

(23) Если он проглотит то, что осталось между зубами и было размером меньше, чем горошина растения, известного как «нут бараний» или «турецкий горох» (хуммус).

Поясняет шейх аш-Шурунбуляли: «Это касается того, что осталось от сухура (приема пищи перед началом поста). Поскольку его размер меньше горошины хуммуса — поскольку эти остатки пищи следуют за слюной. И от такого размера невозможно уберечься. Сказал Камаль (Ибн аль-Хумам): «… После того, как установлено, что (эти остатки пищи) дошли (до пищевода) препятствием для прерывания поста является то, что нелегко уберечься от этого. Эти остатки пищи перемещаются сами по себе вместе со слюной»». См. «Маракы аль-фалях», с. 247.

قال العلامة الشرنبلالي: «مما بقي من السحور «لأنه دون الحمصة» لأنه تبع لريقه وهذا القدر لا يمكن الاحتراز عنه وقال الكمال: … لأن المانع بالإفطار بعد تحقق الوصول كونه لا يسهل الاحتراز عنه وذلك مما يجري بنفسه مع الريق».
انظر: «مراقي الفلاح»، ص. 247.

(24) Если жевал что-то мелкое, вроде зернышка кунжута, так что оно распалось, и не почувствовался его вкус в горле.

Еще полезно будет добавить из других книг (напр. «ад-Дурр аль-мухтар», с. 146):

(25) Если в задний проход или в женский половой орган вводится сухой предмет (напр. тампон), конец которого остается виден снаружи.

(26) Если попробовать еду на вкус, не пропуская ее дальше ротовой полости. Это порицаемо (макрух), но пост не нарушает.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (9 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...