Муджтахиды и те, кто уподобляется им, не пройдя их путь. Шейх Мухаммад ибн Абдульуахид аль-Азхари аль-Ханбали
07.02.2018 | 9394
الشيخ محمد بن عبد الواحد الأزهري الحنبلي: تصرفات المجتهدين ليست عذرا ولا حجة لجعلك نفسك مجتهدا
الدورة: «المدخل إلى علم الفقه»، المحاضرة الثالثة.
— Ибн Таймия выносил решения о «более сильных» мнениях и мы будем.
— Ибн Абдульбарр иногда следовал своему пониманию довода вопреки мнению маликитского мазхаба, и мы будем.
— Ибн Таймия сказал, что это мнение для него «более сильное», значит мы от себя выносим решение, что оно однозначно «более сильное».
Говорит шейх Мухаммад ибн Абдульуахид: «Кто достиг уровня иджтихада, обязан ли держаться мазхаба имама, у которого учился? Нет! Не держится по единогласному мнению. Не разрешен ему таклид по единогласному мнению. Это положение, на котором сошлись ученые в вопросе следования мазхабу. Нет такого условия, что муджтахид, который начал свой путь, следуя мазхабу — а не все ученые были следующими мазхабу, но таковыми было подавляющее большинство ученых — когда достигнет уровня иджтихада, обязан продолжать держаться мазхаба своего имама. Но проблема в том, что ТЫ хочешь поставить себя в положение ученых, которые уже стали муджтахидами.
То есть Ибн Таймия до того как стал муджтахидом действовал по чему? Он писал книги по ханбалитскому мазхабу, объяснял краткие труды, оказывал поддержку мнениям мазхаба, был ханбалитом как Ибн Кудама.
Ибн Кудама в «аль-Мугни» выбирал порой иные мнения (не главные в мазхабе). — Обычное дело. Он — муджтахид. Делать выбор — его право.
Ан-Навави противоречил шафиитскому мазхабу в некоторых вопросах. — Это нормально.
Ибн Абдульбарр противоречил маликитскому мазхабу в некоторых вопросах. — Это нормально.
Ат-Тахави — нормально.
И так же Абу Юсуф, Мухаммад ибн Хасан, кады Абу Я’ля, Абу аль-Хаттаб — большие ученые, это нормально, они — муджтахиды.
Ибн Таймия в конце жизни много в чем противоречил ханбалитскому мазхабу.
И, естественно, это не показатель, что он прав, а они ошиблись, или наоборот. То, что Ибн Таймия стал противоречить, это не значит, что он прав, а они ошиблись, и не значит, что они правы, а он ошибся. Подобно разногласию между аш-Шафии и Ахмадом — обычное разногласие между муджтахидами. И для тебя это не должно означать что-то особенное, будь ты мукаллидом Ахмада или мукаллидом Ибн Таймии.
Люди иногда не понимают и говорят: «Раджих (более сильное) — такое-то мнение, и его выбрал шейх уль-ислам». Ты выбрал, или шейх уль-ислам — тот, кто выбрал? То есть пришел ли бы ты к этому мнению, если бы шейх уль-ислам не высказался об этом? Те, кто дает фатвы, противоречащие четырем мазхабам, клянусь Аллахом, если бы по большинству из них не высказался Ибн Таймия и Ибн аль-Каййим с развернутыми объяснениями, то не знали бы они, что в этом вопросе вообще есть разногласие. И тем более не знали бы каким образом доводы соотносятся с их мнением, и каков ответ противоречащим. Однако, он почитал тут, там, ознакомился с доводами — а Ибн Таймия — обладатель большого ума, способен к развернутым объяснениям, убедителен, приводит доказательства и так далее — и его убедили слова Ибн Таймии, и он согласился, что это истина.
То, что ты делаешь таклид за Ибн Таймией — в этом нет проблем, это нормально, мы не злимся на тебя за это. А злимся мы на тебя за то, что ты посредством этого выставляешь себя муджтахидом. Ты всего лишь сделал таклид за ним в понимании и взял от него результат, к которому он пришел. Однако, ты сам не вывел его. Это мнение — не твое собственное заключение.
И если ты станешь самостоятельно рассматривать этот вопрос, то не придешь к этому мнению. Да и ко второму мнению по вопросу. Твоя самостоятельность ни к чему тебя не приведет. Потому что я в итоге буду оценивать тебя по критерию: муджтахид ты или нет. Если ты не муджтахид, то ты — мукаллид. Делаешь ли таклид за аш-Шафии, или за Маликом, или за Ибн Таймией, или за современником — все равно в результате ты — мукаллид».
См. «Мадхаль иля ильм аль-фикх», 3.